Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Танкетка Мартелла, 1925

Оглавление

Незадолго до создания, пожалуй, самой известной танкетки, в Великобритании собрали один довольно любопытный образец непонятно чего. Вернее, по замыслу создателя этой техники, это нужно было считать танкеткой, но эта идея мало кого вдохновила. Сегодня речь пойдёт о танкетке Morris-Martel образца 1925 года.

Не могу сказать, насколько полезной могла быть эта танкетка в боях, но вид у неё... жутковатый, не находите ли? Фотография в свободном доступе.
Не могу сказать, насколько полезной могла быть эта танкетка в боях, но вид у неё... жутковатый, не находите ли? Фотография в свободном доступе.

Что это такое?

В 1922-1924 годах майор Гирфорд Мартелл «заболел» идеей молниеносной войны, о которой в то время говорили если не все, то очень многие. А кое-кто, как мы знаем, успешно эту идею воспроизвёл в реальности. На волне своих увлечений, он спроектировал и собрал свою боевую машину, основанную на шасси артиллерийского тягача Morris. В 1925 году ему удалось собрать свою пилотную машину, которую он представил военным из Комитета по сухопутным кораблям. Военные машинку рассмотрели со всех сторон, признали её конструкцию довольно оригинальной и достойной внимания.

Гирфорд Мартелл за рулём своего первого детища - четырёхгусеничного вездехода, собранного самостоятельно во время службы в Индии. Фотография в свободном доступе.
Гирфорд Мартелл за рулём своего первого детища - четырёхгусеничного вездехода, собранного самостоятельно во время службы в Индии. Фотография в свободном доступе.

Сделав изначальную ставку на уже принятый на вооружение артиллерийский тягач, Мартелл не прогадал. Он доработал конструкцию по своему разумению, обшил её бронёй и вооружил пулемётом. При этом изначально машинка планировалась одноместной — но военные сразу смекнули, что одному бойцу не справиться одновременно с управлением и стрельбой из пулемёта, поэтому предписали эту машинку доработать, создав второе место для пулемётчика, а также устранить ряд мелких недостатков.

Первый образец танкетки, ещё одноместный. Фотография в свободном доступе.
Первый образец танкетки, ещё одноместный. Фотография в свободном доступе.

Вдохновлённый, Мартелл вновь засел за чертежи. И уже спустя пару недель подал на утверждение новый проект — в целом он особо не изменился, кроме добавления второго члена экипажа, переноса радиатора двигателя и установки защиты для колёсно-гусеничного движителя. Да-да, это чудо военной инженерии тоже имело полугусеничный ход (привет Кегрессу), но отличалось повышенным уровнем надёжности с сравнении с французским шасси. Такое решение было одобрено к постройке для прохождения тестовых испытаний (без принятия на вооружение).

Всего было построено четыре экземпляра танкеток. Их передали в Первую экспериментальную бронетанковую бригаду, где их «гоняли в хвост и в гриву», однако до принятия на вооружение и серийного производства дело не дошло. Виной тому появление более совершенных моделей танкеток Carden-Loyd, которые обходились дешевле, были более надёжными, а также обладали повышенной проходимостью. Танкетки Мартелла же, потихоньку конвертировали обратно в тягачи, где они и закончили свой жизненный путь.

Описание конструкции

В этой боевой машине не было применено ничего сверхъестественного — всё банально и просто, как и полагается сугубо утилитарной военной машине.

Корпус

Он не отличался оригинальностью — собранная на уголках рама, к которой приклёпывались листы котельного железа толщиной в 6,35 миллиметров. Проверенная тема против стрелкового оружия, но уже абсолютно беззащитная против бронебойных винтовочных патронов, массово появившихся в конце Первой Мировой Войны. Корпус имел коробчатое строение, был открыт сверху (крыши не было), и никаких рациональных или нерациональных наклонов бронелиста (кроме крышки, прикрывающей радиатор) не имел.

Сравнительные испытания танкеток Мартелла и Карден-Ллойд. Фотография в свободном доступе.
Сравнительные испытания танкеток Мартелла и Карден-Ллойд. Фотография в свободном доступе.

Посадка-высадка экипажа осуществлялась через верх корпуса, а «боевое отделение» было очень тесным, что в одноместной, что в двухместной вариации. Чтобы понять масштаб, давайте просто представим габариты машинки следующим образом — каждый из нас помнит маленькие автомобили, а точнее мотоколяски СМ3 С-3А (такая была у персонажа Евгения Моргунова в фильме «Операция «Ы»). Так вот, просто представьте, что в ней, помимо двух взрослых мужчин ещё установили пулемёт и разместили боекомплект. «Удобно», да?

Вооружение

По вооружению тоже всё было по-спартански просто. Один пулемёт, стандартного для британской армии калибра 7,7 миллиметра (.303 British), установленный в амбразуру, прорезанную в лобовом листе. Никаких шаровых установок, никаких точек монтирования — просто укладываете пулемёт стволом в прорезь и едете выполнять боевую задачу.

Пулемёт Гочкиса образца 1914 года. Фотография в свободном доступе.
Пулемёт Гочкиса образца 1914 года. Фотография в свободном доступе.

Пулемёт надлежало использовать только с воздушным охлаждением, скорее всего, это был Hotchkiss Mle1909 или 1914, принятые на вооружение британской армии. Любой другой штатный пулемёт туда, скорее всего, не влез бы. Также вопросы остаются и к боекомплекту — в силу тесноты внутри боевого отделения, вряд ли туда влезло бы больше 4-5 стандартных коробок со снаряжёнными лентами по 250 патронов. Но здесь мои предположения — никаких документально подтверждённых данных об этой машине я не нашёл.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Артиллерийский тягач Morris применяли только для артиллерии вплоть до полковой — более тяжёлые орудия он потянуть уже не смог бы. Виной тому — слабенький четырёхцилиндровый бензиновый двигатель Morris карбюраторного типа, выдававший 16 лошадиных сил. Изначально это был двигатель для автомобилей, но при создании техники для армии, его решили применить и там. Двигатель водяного охлаждения, был достаточно капризным по армейским параметрам, но рабочим при должном уходе.

Трансмиссия тоже не представляла собой ничего особенного — трёхступенчатая коробка передач (2+1), цепная система передачи крутящего момента на приводные колёса в гусеничном движителе и тоненькие листовые четвертьэллиптические рессоры на ведущем шасси. В принципе, для машины весом в две тонны, этого более чем достаточно.

Ходовая часть танкетки Гирфорда Мартелла. Фотография в свободном доступе.
Ходовая часть танкетки Гирфорда Мартелла. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть была идентичной тягачу Morris (хотя при доработке штатной конструкции, особенно косметической сложно ожидать иного) — резинометаллические гусеницы, натянутые на два колеса большого размера (приводным было переднее колесо) и два дополнительных обрезиненных опорных колеса. Всё это было подрессорено, причём достаточно слабо — по моим данным, машину на неровной местности просто «колбасило» при езде. Для поворотов служили два задних колеса, не прикрытые ничем (привет конструкциям гражданских тракторов), даже брызговиками. Хотя в четырёх испытательных машинах кое-какую броню всё-таки применили, прикрыв сами механизмы поворотов.

Заключение

Вместо куска текста про испытания (которые оказались неудачными, да и короткими) я решил перейти сразу к заключению — танкетка Мартелла, построенная на базе артиллерийского тягача не показала никаких преимуществ перед аналогичными моделями, и на вооружение принята не была. Соответственно, никаких данных об их использовании быть не может — машина просто канула в Лета. Но и она оставила свой, хоть и малозаметный, след в истории британской, да и мировой, в принципе, тоже, истории строения бронетехники.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!