За последние годы мы уже привыкли к тому, что многое из происходящего в мире объясняется в СМИ действиями неизвестных сил и субъектов. Например, прямо сейчас неизвестные отцы чиновники в России замедляют Youtube. Про неизвестных террористов, атакующих мирных граждан на земле, в небе и на воде, известно уже лет двадцать пять.
Мало того, неизвестность со временем нечувствительно расширилась не только на действия, персонажей и события, но и на вполне материальные объекты. Появился неизвестный танкерный флот, перевозящие пока ещё известную, то есть российскую нефть. Как пишет английская википедия
флот из 300-600 танкеров, в основном состоящий из старых судов, в том числе некоторые из них недавно не инспектировались, с некачественным техническим обслуживанием, неясным правом собственности и серьезным отсутствием страховки, в настоящее время эксплуатировался как "темный флот" или "теневой флот", чтобы обойти санкции и высокие расходы на страхование.
— IMO, обращаясь к перевозкам нефти с судна на судно и танкерам “темного флота”, 110-я сессия Юридического комитета (апрель 2023 г.)
Почин неизвестности, как говорили в советское время, был подхвачен, расширен и углублен. Куда? Пока на углеводороды, в части природного газа. Первого августа 2024 года у причала официально не действующего завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ — 2» был замечен танкер. Об этом сообщило специализирующееся на морских перевозках издание gCaptain и показало спутниковые снимки, сделанные 1 августа. На них видно судно длиной 280 метров. По размеру танкер соответствует судам, перевозящим LNG.
Помимо этого, на установке первой очереди «АСПГ-2» начали сжигание газа. В предыдущие месяцы никакой активности здесь не наблюдалось.
Опознал газовоз владелец компании TankerTrackers.com. Речь идет о газовозе LNGC Pioneer. Этот танкер хорошо известен. По информации vesselfinder.com, судно было построено в 2005 году. Таким образом, сбываются тяжелые предчувствия скандинавских властей — российские компании скупают танкеры, которым более 15 лет. В данном случае речь идет о более старом газовозе, который ходит в море уже 19 лет.
Транспондер на танкере дает заведомо неправильную информацию о своем местоположении. В день загрузки с судна передавали координаты, удаленные от Обской губы, где расположен «Арктик СПГ — 2», на 800 морских миль, или 1300 км.
Танкеры СПГ, которые окрестили теневым флотом газовозов, пошел на «Ямал СПГ». Проект привлекает все больше сторонних танкеров. С одной стороны, началась навигация по Северному морскому пути и больше танкеров ледового класса пошли этим коротким путем в Азию. С другой, через восемь месяцев вступит в силу запрет ЕС на перегрузку российского СПГ в портах ЕС, которые использовались для транзита сжиженного газа в Азию в период отсутствия навигации по Севморпути.
Еще один отличительный признак теневого флота — принадлежность судна. LNGC Pioneer ходит под флагом Палау и принадлежит никому не известной индийской компании.
Недалеко от российских вод в Арктике находятся и другие суда, перевозящие СПГ. Были замечены LNG Dubhe и SCF La Perouse. La Perouse — новый танкер, построенный в 2020 году.
По мнению экспертов, он может использоваться для перегрузки СПГ с танкера на танкер по примеру нефтяного теневого флота. Наличие судов новой постройки может говорить о том, что «Новатэк» пытается избежать «проблемы датских проливов» и не дать властям Дании повода остановить судно по причине того, что оно представляет экологическую опасность для Балтики.