Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Средний танк Mark B, 1918

Оглавление

Успешное применение первых средних танков Mark A «Whippet» заставило военных задуматься о более тяжёлой машине прорыва и сопровождения пехоты, а также для совершения рейдовых операций в тыл противника. Под эти требования военные заказали конструкторам создание среднего танка Mark B.

Средний танк Mark B собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Средний танк Mark B собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Созданный несколько ранее Mark A, хоть и хорошо себя продемонстрировал, имел массу конструктивных недостатков – слишком тонкое бронирование, отсутствие вменяемой подвески, невысокая скорость передвижения, а также слабое вооружение. Конечно, не все эти недостатки можно объяснить устарелостью конструкции, но военным ведь всегда всего мало? Поэтому им потребовался совершенно новый танк, который был бы не хуже «борзой» по бронированию и проходимости.

На конкурсе, объявленном военными, победил проект майора Уолтера Гордона Вилсона, который был в составе «ранней танковой команды» (так называли команду конструкторов «Малыша Вилли», ромбовидных танков и Mark A), но решил, что может создавать танки лучше, чем целая команда. Он предлагал использовать детали танков Mark I-IX, чтобы упростить производство, а также использовать неподвижную боевую башню, расположенную в носовой части танка.

Танк на бумаге настолько впечатлил военных, что они заказали четыреста пятьдесят машин ещё до завершения ходовых и боевых испытаний, а чуть позже количество машин в заказе довели до семисот! Но этим планам сбыться было не суждено, и обусловлено это было прежде всего «прекрасной» конструкцией боевой машины. Но в целом это был действительно способный танк. Способный не только оставить неприятное послевкусие, но и выполнять определённый спектр боевых задач.

Описание конструкции

Использование различных узлов от уже существующих моделей танков обеспечивало новой модели быстрое и относительно бюджетное производство. Однако на деле всё оказалось иначе.

Броневой корпус и рубка

Ходовая часть и корпус танка были полностью позаимствованы от Mark V. Корпус Mark B представлял собой бронированную коробку с дифференцированной толщиной броневых листов толщиной 14 мм во лбу, по бортам и корме, днище и крыша корпуса имели толщину в 5-6 мм. Такая толщина могла защитить от пуль из стрелкового оружия и пулемётов, а также осколков ручных гранат и артиллерийских снарядов. Почему вновь такой тонкий корпус? Потому что конструктор хотел создать резвую рейдовую машину, которая могла не только прорываться сквозь линии обороны противника, но и «наводить шороху» в тылу противника.

В основном это был всё тот же "ромб" с некоторыми улучшениями. Фотография в свободном доступе.
В основном это был всё тот же "ромб" с некоторыми улучшениями. Фотография в свободном доступе.

Корпус собирался при помощи болтов, которые крепили бронелисты к раме. Это было решение конструктора, который хотел сделать танк максимально ремонтопригодным, но при этом максимально защищённым от оружия вероятного противника (в то время ещё равнялись на оружие немецкой армии). Но полной защиты от существовавшего к тому времени противотанкового вооружения не было - у немцев примерно в 1918 году появилось первое в мире противотанковое ружьё, которое отлично справлялось с любым танком противника.

Рисунок и схема корпуса среднего танка Mark B. Фотография в свободном доступе.
Рисунок и схема корпуса среднего танка Mark B. Фотография в свободном доступе.

Рубка представляла собой неподвижную коробку, собранную из 14-мм листов брони, вооружённая сразу пятью пулемётами Hotchkiss Mle 1909 в шаровых установках. Помимо пулемётчиков, в рубке находился командир танка и механик-водитель. В этом танке впервые (подразумеваются английские танки) было применено чёткое разделение на отсеки – боевой отсек (передняя часть танка) был отделён от моторного при помощи жёсткой стальной перегородки. Отчасти это делалось для защиты экипажа от горящего бензина, отчасти для снижения уровня шума внутри машины.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Танк оснащался рядным шестицилиндровым бензиновым двигателем карбюраторного типа Ricardo. При рабочем объёме в 13 литров, двигатель мог развить до 105 лошадиных сил мощности, что позволяло «таскать» боевую машину по полям со скоростью до 10 км/ч по шоссе и до 5.5 км/ч по грунту. Двигатель, как я уже говорил, располагался с небольшим смещением к корме, оснащался глушителем и защитным кожухом. Питался он из двух топливных баков ёмкостью по 143 литра, расположенных в кормовом отделении машины. Топливо подавалось в двигатель при помощи электронасоса, что не позволяло танку глохнуть при форсировании каких-то неровностей местности или лунного пейзажа.

Управлять ходом машины мог один механик-водитель - он задавал курс движения, он же управлял бортовыми тормозами, поворачивая машину.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из ведущего заднего колеса, двадцати шести опорных катков и ленивца, расположенного в передней части машины. Понятие подвески у данной серии танков было понятием очень условным – вроде бы и есть, а толку от неё никакой нет. Двигался танк благодаря двум гусеницам, каждая шириной в 52 сантиметра, собираемых из девяноста траков, которые производились из броневой стали.

Вооружение

Вопреки предыдущим конструкциям танков, Mark B имел только «женскую» версию, оснащённую семью пулемётами Hotchkiss Mle 1909. Да, Уилсон пытался подсунуть проект своего танка с артиллерийским вооружением, однако дальше рассмотрения проектной документации дело никуда не пошло.

В серийной модели для экономии устанавливались только четыре пулемёта – планировалось, что после «прохода» танка зачищать будет уже нечего, поэтому кормовыми пулемётами пренебрегали. Хотя военные практически сразу придумали переустанавливать пулемёты в нужной композиции – благо все они оснащались лафетами лёгкой установки и монтажа.

Боевое применение

Вопреки распространённому мнению, Mark B не принимал участия в боевых действиях завершающего периода Первой Мировой Войны. Но какое-то количество танков было поставлено Белой армии, ещё несколько машин было поставлено в Прибалтику, ещё шесть танков было отправлено на север России. Об их эффективности в бою сложно судить, ибо никаких важных сведений я не встречал. Да и было их мало – на вооружение британской армии приняли всего то ли 45, то ли 46 машин. О каком заметном боевом применении может идти речь?

Захваченный Красной Армией танк Mark B на улицах Архангельска. Фотография в свободном доступе.
Захваченный Красной Армией танк Mark B на улицах Архангельска. Фотография в свободном доступе.

Заключение

Танки Mark B представляли собой усреднённую модель танков «проходного» типа. Так в некоторых узких кругах называют боевые машины, не представлявшие из себя никакой реальной боевой силы, не отличившиеся никакими боевыми «подвигами». Однако они представляют собой прекрасный образец танка, который не следовало бы выпускать вовсе – настолько он оказался не нужен в армии. Тяжёлый, неповоротливый, медленный – как следствие, низкая надёжность и боевая эффективность танка.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!