Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Первый средний танк Mark A “Whippet”, 1916

Оглавление

Британский средний танк Mark A “Whippet” стал ответом на появление французских лёгких танков Renault. Вскоре после их появления в войсках Его Величества всё чаще стали возникать разговоры о необходимости создания лёгких рейдовых машин, чтобы оперативно действовать в тылу противника.

Британский средний танк Mark A “Whippet” в экспозиции танкового музея Бовингтона. Фотография в свободном доступе.
Британский средний танк Mark A “Whippet” в экспозиции танкового музея Бовингтона. Фотография в свободном доступе.

История создания

Ещё во время разработки тяжёлого ромбовидного танка Mark I, было понятно, что одним только прорывом линии обороны противника дело не сдвинуть – необходимы были облегчённые и быстрые машины, которые могли отсекать линии обороны от снабжения, а также оказывать существенную помощь пехоте на поле боя. Таким образом, военным хотелось получить некий прообраз кавалерийских частей, но в виде бронированной боевой машины.

Разработку поручили уже знакомому нам танковому конструктору Уильяму Триттону. Сказали примерно так – вот тебе задача, решай, как хочешь, но лёгкий танк по образу и подобию Renault FT-17 нам выдай, нужен очень. Тогда-то Триттон и задумался – сроки поставлены к осени 1917 года, однако нет никаких наработок на эту тему. Дело было в октябре-ноябре 1916 года, когда ромбовидные танки Mark I уже показали себя во всей красе. Для сокращения сроков, он взял уже готовый проект бронеавтомобиля Остин, оснастил его вращающейся башней с пулемётным вооружением и немного усилил бронирование. 3 марта 1917 года он представил свой проект комиссии из министерства обороны, которое впоследствии заказало двести модернизированных автомобилей. Однако Триттона пожурили – дескать, на фронте нужен танк, а ты бронеавтомобили клепаешь…

Предсерийный экземпляр среднего танка Mark A "Whippet". Фотография в свободном доступе.
Предсерийный экземпляр среднего танка Mark A "Whippet". Фотография в свободном доступе.

Тогда он сделал довольно ожидаемый шаг – он, с помощью инженера Уильяма Ригби (который проделал львиную долю работы) разработал боевую машину нового типа, с противопульной защитой, неподвижной башней (разработка подвижной башни ему не удалась по каким-то причинам) и практически полностью на базе прототипа «Малыша Вилли». Лишь небольшие изменения коснулись двигателя, компоновки боевой машины и экипажа. Первая партия «Уиппетов» (по названию английской породы гончих собак) поступила в войска октябре 1917 года и использовалась для рейдовых мероприятий.

Описание конструкции

Как оказалось, танк требовал от экипажа недюжинной сноровки – неважный обзор, непривычно длинный капот, сложная геометрия корпуса – всё это влияло на управление боевой машиной. Особенно учитывая конструкцию с двумя двигателями, это был действительно сложный процесс – экипажу из трёх человек было непросто в этой машине.

Корпус и бронирование

Корпус собирался на раме из сваренных между собой стальных уголков. Бронеплиты толщиной от пяти до четырнадцати миллиметров прикреплялись к этому корпусу методом клёпки. Увенчивался корпус неподвижной башней, вооружённой четырьмя пулемётами Hotchkiss Mle 1909 (располагались по кругу), позаимствованной у бронеавтомобиля «Остин».

Располагалось бронирование следующим образом:

  • Лоб корпуса – 14 мм;
  • Борт корпуса – 13 мм;
  • Корма корпуса – 5 мм;
  • Крыша корпуса – 5 мм;
  • Лоб башни – 14 мм;
  • Борта и корма башни – 13 мм;
  • Крыша башни – 5 мм;

Экипаж располагался в башне – посередине в передней её части находился механик-водитель, слева от него располагался командир танка. Позади, за спинкой механика-водителя, располагался второй стрелок, который управлял пулемётами, обращёнными в вправо и назад. В некоторых случаях танки выходили в бой с неполным экипажем, в таком случае обязанности обоих стрелков выполнял командир машины.

Схема "английской борзой". Изображение в свободном доступе.
Схема "английской борзой". Изображение в свободном доступе.

Сама башня установлена со смещением к левому борту (в дальнейшем это повторят ещё не раз), что вызывало некую асимметричность вида боевой машины. Но интересно было и то, как использовали свободное пространство - там расположился ЗИП-комплект для танка, а также было закреплено место для перевозки различных грузов. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через одностворчатую дверь в корме башни, и никаких аварийных люков «Уиппет» не имел.

Вооружение

Триттон, проектируя машину, решил – круговой обстрел танку необходим. Но как его обеспечить, если башня не вращается? Правильно, установив в неё сразу четыре пулемёта Hotchkiss Mle 1909 с боекомплектом в 5 400 патронов. Все пулемёты устанавливались в шаровые установки, что существенно увеличивало сектор обстрела противника. Также, если машина получала серьёзные повреждения в бою, экипаж мог покинуть её через заднюю дверь, сняв пулемёты с креплений.

Ручной пулемёт Hotchkiss Mle 1909. Фотография в свободном доступе.
Ручной пулемёт Hotchkiss Mle 1909. Фотография в свободном доступе.

Пушечное вооружение на «Уиппетах» даже не планировалось в силу тесноты башни – в то время не было никаких орудий, чтобы их можно было установить в компактную башню. Да и использовать орудие любого калибра в столь ограниченном пространстве подразумевало гарантийную баротравму экипажа.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Одной из главных особенностей конструкции было использование сразу двух двигателей Тэйлор JB4 водяного охлаждения, каждый из которых выдавал 45 лошадиных сил. Такое решение обусловлено тем, что у Триттона не было возможности использовать сразу две трансмиссии (по одной на каждый борт) – легче было установить два двигателя, каждый из которых передавал вращение на свою гусеницу. При этом, если один из двигателей был повреждён противником или выходил из строя, танк двигаться уже не мог.

Коробки передач были пятискоростными – четыре скорости вперёд и одна назад. Поворот машины мог выполняться тремя способами:

  • Снижение оборотов нужного двигателя;
  • Понижение/повышение передачи на борт;
  • Повышение/понижение передачи на борт, одновременно со снижением оборотов двигателя;

Подача топлива была принудительной, а запас топлива позволял покрывать от 70 до 130 километров, в зависимости от режима хода. Топливный бак цилиндрической формы располагался в носовой части танка, на максимально возможном удалении от экипажа. Запуск двигателей осуществлялся при помощи кривого ключа или магнето.

На каждом Mark A "Whippet" устанавливалось по два таких двигателя - 45-сильный 7,7-литровый бензиновый двигатель Tylor. Фотография в свободном доступе.
На каждом Mark A "Whippet" устанавливалось по два таких двигателя - 45-сильный 7,7-литровый бензиновый двигатель Tylor. Фотография в свободном доступе.

Подвеска была целиком унаследована от «Малыша Вилли», со всеми её недостатками. Жёсткая подвеска не обеспечивала никакой амортизации, что не давало танкам развивать большую скорость на пересечённой местности и в целом, не обеспечивала никакого комфорта при движении.

Гусеничный движитель собирался на бронированных рамах по бортам корпуса. Ходовая часть на один борт включала в себя шестнадцать сдвоенных стальных катков без бандажей, оси которых имели жёсткое крепление к раме боевой машины. Поддерживали гусеницу сразу пять опорных катков. Сама гусеница состояла из 67 траков, произведённых из стали, при этом движитель выступал за пределы корпуса, что, казалось бы, должно улучшать проходимость танка по бездорожью.

Несмотря на все недостатки, Mark A “Whippet” превосходил тяжёлые танки Mark I-IX сразу по нескольким параметрам – экономичности, надёжности и скорости передвижения. Некоторые танкисты хвастались тем, что их «борзые» могут самостоятельно вернуться в исходную точку, в отличие от тяжёлых танков.

Боевое применение

«Боевое крещение» танки Mark A «Whippet» приняли 26 марта 1918 года. Они встретились с танком A7V «Зигфрид» чуть восточнее деревни Каши. Соотношение было таким – семь средних танков «Уиппет» против одного немецкого танка. Однако противопоставить тяжелобронированному танку пулемёт – в принципе бесполезная затея. Поэтому первый бой «борзых» был неудачен – подразделение потеряло пять машин, не сумев даже повредить немецкую машину.

На марше допускалось размещение канистр с топливом на носу машины. Фотография в свободном доступе.
На марше допускалось размещение канистр с топливом на носу машины. Фотография в свободном доступе.

Во всех остальных сражениях завершающего этапа войны, «борзые» демонстрировали очень неплохие результаты – к примеру, 8 августа 1918 года, под Амьеном 96 танков Mark A совершили настоящий оперативный прорыв и рейд по тыловым позициям немецких войск. В результате этого рейда англичанам удалось взять в плен целую полнокровную пехотную дивизию (16 тысяч человек) при 400 орудиях! Также англичанам удалось продвинуться на этом участке фронта сразу на одиннадцать километров.

Захваченный Красной Армией танк Mark A "Whippet" под названием "Сфинкс". Фотография в свободном доступе.
Захваченный Красной Армией танк Mark A "Whippet" под названием "Сфинкс". Фотография в свободном доступе.

Участвовали танки и в Гражданской войне в России – 17 танков Mark A воевали в составе Кавказской Добровольческой армии, участвовали в штурме города Царицын летом 1919 года. Часть из них позже будет захвачена в качестве трофеев и использована в боях уже бойцами Красной Армии. На вооружении РККА они будут находиться примерно конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века.

Заключение

Выражение «отберите у меня наковальню, а то я опять кую какие-то нехорошие вещи» в точности описывает «английскую борзую». Но тем не менее, несмотря на все свои конструктивные недостатки, Mark A «Whippet» продемонстрировал всему миру возможности более лёгких танков, задав направление в тактике их применения на долгие годы.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!