Найти тему
Наталья Онищенко

Сьюзен Коллинз «Баллада о змеях и певчих птицах». Философский подтекст, который не смог

Оглавление

Коротко о книге

Необязательный, как и все приквелы, роман в цикле «Голодных игр». Если кратко, то «Баллада…» кажется недоработанной. По сути, она должна была стать эдаким фундаментом для оригинальной трилогии, но всё пошло не так. Несмотря на это, она позволяет вернуться в мир Панема и неплохо скоротать время.

Книга усыпана отсылками на оригинальную трилогию. Коллинз то и дело пытается прояснить что-то и увязать вместе. Например, изуродованная стилист Тигрис (женщина-кошка) стала кузиной Сноу, хотя, по-моему, это ещё в фильмах было. Вся «Баллада…» — это одно сплошное прояснение на счёт того, почему Голодные игры не голодные, и вместо эдакой кровавой жатвы там происходит Мисс Мира, скрещенная с Королевской битвой. Однако роман неплохой. Твёрдый местами клишированный середнячок.

Сюжет

Для тех, кто не в курсе, в книге рассказывается становление будущего президента Кориолана Сноу. На последнем году обучения в Академии Кориолан вместе с одноклассниками назначаются менторами в Голодных играх. (Это Десятые Голодные игры, в трилогии они 74-75, и до них трибуты дрались как гладиаторы на небольшой арене без укрытий. Не было ни ставок, ни ведущего, ни подарков от спонсоров. И, очевидно, никто их почти не смотрел.) Каждому школьнику дают трибута: богатым и влиятельным — сильных парней, бедным — слабых, чахлых и девчонок. Тот, чей трибут победит, получает стипендию в университете и что-то вроде почёта. Кориолан нацелен выиграть. Семья Сноу разорилась во время войны, и без победы в Голодных играх, и так голодающие (тавтологии не избежать) Кориолан с семьёй окажутся на улице. На распределении трибутов Кориолану достаётся худая девчонка из дистрикта-12, Люси Грей Бэйрд. Он уже решает, что проиграл, однако на жатве в 12-ом Люси Грей устраивает шоу с песнями и змеями, и Кориолану приходит идея. Может, он не выиграет, но точно завоюет сердца Капитолия, ведь Люси Грей настоящая артистка.

-2

Так, по ходу стараний Кориолана довести Люси Грей до финала, тот всё больше становится, точнее раскрывается, как хладнокровный честолюбивый манипулятор, верный идеям Капитолия.

Минусы

«Баллада…» пропитана духом средненьких аниме, где хитрый и хладнокровный ГГ стремится преуспеть и выжить любой ценой, а второстепенные персонажи считают его другом и не имеют личности. У второстепенных героев есть только имя и или поведенческая фишка (ковырять брекеты, записывать всё в тетрадку), или поверхностная характеристика (безумная садистка, наркоман со сломанной судьбой, простушка-мать).

Собственно, Коллинз будто бы и не пыталась прописать второстепенных персонажей: за исключением Сияна (хотя это с натяжкой) одноклассники Кориолана и их трибуты — проименованный картон.

Чтобы читатель не запутался, кто жив, кто мёртв, кто выбыл, там неоднократно приводятся списки фамилий «ученик — трибут». Создаётся впечатление, что книгу писали с расчётом на экранизацию: второй план пустой, потому что его заполнят актёры.

Постеры персонажей к фильму.
Постеры персонажей к фильму.

Если говорить о сюжете, то он развлекает, но не увлекает. Очевидно, раз это приквел про Кориолана Сноу, он всё переживёт и преуспеет, так что ставки для него, может, и высоки, но нам, как провидцам, плевать. Про Люси Грей и Сияна тоже в принципе сразу всё понятно (она победитель из 12-ого, он без инстинкта самосохранения и мозгов). И как быстро бы история не бежала, сколько бы фарса с риском для жизни не происходило, эмоций от этого почти не получаешь.

Третья часть романа в этом плане лучше первых двух. Она чуть сбавляет темп и даже позволяет немного поскучать в размеренных буднях без беготни вокруг Игр. Здесь на передний план выходят персонажи и их взаимоотношения, а не хаос в угоду захватывающей истории. Однако под конец история набирает скорость света (СПОЙЛЕР!), разбивает сладкую парочку одной тупой фразой Кориолана (потому что он не умный, просто остальные глупее него), и в эпилоге все проблемы магически разрешаются.

Многочисленные отсылки к оригинальной трилогии я тоже занесла в разряд минусов, ведь из-за них книга ощущается вторичной. Кажется, будто Коллинз села за работу над «Балладой…» со списком вещей из трилогии, которые непременно нужно пристроить и использовать для фансервиса.

В книгу впихнуты:

  • сойки-пересмешницы;
  • объяснение, почему Кориолан этих соек ненавидит;
  • хижина у озера в лесу у дистрикта-12, куда Китнисс ходила с Гейлом;
  • объяснение, откуда ноги растут у Капитолийских мутантов для Игр;
  • всеми любимая песня «The Hanging Tree», которую оказывается написала Люси Грей (казнь героя песни нам даже показали в романе);
  • «неизвестный» победитель Игр от дистрикта-12, и т.д.

Кто-то скажет, что отсылки это прикольно, что теперь мы всё знаем, но, по-моему, это «всеобъемлющее знание» создало вакуум. История цикла замкнулась. Позволю себе такое сравнение: оригинальная трилогия была открытой бутылкой, хоть и через маленькое горлышко, но воздух проникал, что-то оставалось за кадром, как в настоящем мире, а потом пришла «Баллада…», села на бутылку и закупорила.

Плюсы

Лучиками света в книге как раз являются Кориолан и Люси Грей, две двуличные змеи, чьи отношения одновременно и искренние, и сугубо потребительские, и будто бы не должны вообще существовать.

-4

Оба героя едва ли тянут на свои шестнадцать (это я опять о минусах). Кто-то в книге сказал, что Люси Грей походит на видавшую жизнь женщину 35-лет. И действительно, в ней нет ни капли подростковости, а её песни порой напоминают шансон из кабака. Кориолан тоже совсем не ребёнок, от чего некоторые его нарочито детские рассуждения выглядят странно, хотя по идее не должны. Ну как таких выпирающих из текста персонажей не любить? Особенно, когда они два пространных интригана.

Также в романе есть неплохие задатки идейности и осмысленности. О них ниже.

Идеи романа и то, как они исказились

Коллинз задаёт тематику первыми тремя эпиграфами (да, их больше трёх).

«Совершенно очевидно, что без единой власти, способной держать людей в страхе, они пребывают в состоянии, которое зовётся войной, а именно в состоянии войны всех против всех».
©Томас Гоббс, «Левиафан», 1651 г.
«Естественное состояние есть закон природы, который гласит: все люди свободны и равны, и никто не вправе распоряжаться ни жизнью, ни свободой, ни имуществом другого человека».
©Джон Локк, «Два трактата о правлении», 1689 г.
«Человек рождается свободным, а между тем всю жизнь он в оковах».
©Жан-Жак Руссо, «Об общественном договоре», 1762 г.

Тема общественного договора является центральным ядром «Баллады...». Две концепции — Гоббса и Локка — раскрываются через действия Кориолана и Сияна.

В теории Гоббса люди враждебны и находятся в состоянии войны друг с другом. Они отдают часть своих прав и свобод государству, дабы то организовывало порядок и целиком контролировала их жизни. Власть в этой модели принадлежит государству, и только оно отделяет людей от войны и хаоса.

У Локка люди от природы свободны и равны перед Богом. Образовав государство, именно люди имеют в нём власть. Государство же обеспечивает защиту природных прав и свобод своих граждан.

-5

Кориолан верит, что без власти Капитолия начнётся всеобщая бойня. И как бы через речи персонажей это не опровергалось, сюжет ему в этом будто бы поддакивает и почти не даёт убедительных примеров обратного. Сиян же считает, что люди хорошие и по своей воле убивать не будут. И ему сюжет отвешивает оплеуху каждый раз, когда он ведёт себя как наивное дитя и суётся в пасть ко льву. То ли Коллинз так намекает, что считает теорию Локка несостоятельной, то ли Сиян случайно получился идиотом, то ли подобные ему идеалисты не созданы для жизни в обществе. Кто знает?

По сути, конец истории Сияна-Локка и роли там Кориолана-Гоббса это метафора. Если в мире есть Гоббс и его приверженцы (а они всегда есть), то Локку не выиграть, потому что природа людей не солнечная и не приветливая, как он считал. Поэтому цитата Руссо справедлива и для Панема, и для нас, и для любого другого строя. Государство всегда будет ограничивать свободы людей, сковывать их, отнимать по чуть-чуть у всех, чтобы одни люди не отбирали свободу и жизнь у других.

Разумеется, вряд ли Коллинз согласится с моим выводом, но кто ж виноват, что её либеральный посыл о всеобщей свободе звучит несерьёзно и через уста идиота и массовой отравительницы.

-6

В заключении

Слабые книги обычно не вызывают столько негодования, как средние. Ведь потенциал хорошей истории виден, но… селяви. В «Балладе…» есть философский подтекст идеи общественного договора, есть любопытная версия любовной линии, где Кориолан хочет обладать ей, как вещью, а Люси Грей использует его и привязывает к себе. Однако всё это не докручено и брошено в месиво событий.

Кстати, меня до сих пор волнует вопрос. Если у ансамбля «Певчих птиц» (ещё одна куча персонажей без личности) принято давать имена по схеме «имя персонажа баллады + любимый цвет + фамилия». Люси Грей Бэйрд зовут в честь девушки Люси Грей. Значит «Грей» тут не в качестве цвета, а внутри составной части первого имени. Бэйрд — фамилия. Тогда где цвет? Где Люси Грей Блу Бэйрд? Понятно, что я душню, но всё-таки.