"В этом фильме происходит множество событий, горьких и радостных, его сюжет изобилует неожиданными драматическими поворотами, порой абсолютно непредсказуемыми. Жизнь постоянно испытывает характер героя на прочность, то ввергает его в беды, то одаривает счастьем".
"Лунная радуга"
Итак, XXI и XXII века. Человечество уже освоило отдаленные планеты солнечной системы — Меркурий, Уран, его спутник Обероя. Но не случайно один из героев фильма говорит: «Мы осваиваем Космос, а Космос мало-помалу осваивает нас!» Да, возникает своеобразная обратная связь, я никуда от нее вам не деться...
Старшее поколение зачитывалось фантастическими романами Жюля Верна и Герберта Уэллса. Нынешнее с интересом читает произведения А. Беляева, И. Ефремова. Айзека Азимова, Стругацких. Сегодня никого не удивишь подводными лодками, роботами и путешествием на воздушном шаре.
Ведь люди уже побывали на Луне! А вот какие сюрпризы готовит земля нам освоение внеземного пространства. как скажутся длительные космические экспедиции на здоровье и психике космонавтов, нас очень интересует.
Отчасти на эти вопросы отвечает научно-фантастический фильм «Лунная радуга", поставленный по роману писателя С. Павлова.
...С Оберона, гае громадный участок поверхности провалился в недра планеты я увлек за собой почти всех участников сверхдальней космической экспедиция. возвращаются чудом оставшиеся в живых четверо космодесантников — Нортов, Кнзнмов, Ионге и Лорэ, приобретшие после этой катастрофы феноменальные свойства, которых лишены обычные люди. Они могут принимать обличье своих погибших товарищей, совершенно непостижимым образом воздействовать на радио- и магнитные волны. И еще онн оставляют после себя таинственные «черные следы". А от контактов с другими людьми космодесаитники уклоняются.
Вполне понятно, что руководители Всемирного научного центра озабочены сложившейся ситуацией. Расследование загадочной "болезни" поручено Службе Космической Безопасности. Операция "Черный след" началась...
Волею авторов фильма мы передвигаемся во времени и пространстве. С Земли — на Меркурий, в долину Огненных Змей. Наблюдаем гигантскую катастрофу на Обероне. унесшую много человеческих жизней. Оказываемся на большом космическом корабле с поэтичным названием "Лунная радуга", где происходят совершенно необычные события.
Художники, операторы и декораторы фильма сделали все возможное и, наверное, невозможное, чтобы достоверно воссоздать на экране Космос, мир будущего, такой непохожий на наш.
Вместе с режиссером-дебютантом Андреем Ермашом космические просторы "осваивали" популярные актеры Владимир Гостюхин (Нортон), Игорь Старыгин (Полинг), Юрий Соломин (Никольский), Георгин Тараторкин (Киэимов). Василий Ливанов (Гелбрайт) и другие.
Посмотрев "Лунную радугу", зритель получит ответы на некоторые вопросы. Но не на все. Ведь познание Космоса — процесс длительный, а может быть, бесконечный. Мы же находимся в начальной стадии познания...
"Срок давности"
...Есть в юриспруденции такой термин — срок давности, послуживший названием фильму. Суть его заключается в том, что через определенный период времени человек освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление. На это и надеется Григорий, мотаясь по стране с чужим паспортом. Во не существует и не может существовать срока давности дли человеческой совести. И в этом состоит нравственный вывод фильма...
"Скорость"
...Пожалуй, всея героев Баталова объединяет присущая им мягкость. Они всегда интеллигентны и добры, увлечены своим делом и талантливы. Таков в его новый герой из фильма «Скорость".
Игорь Лагутжи — человек честолюбивый и одаренный. О его честолюбии говорит название реактивной гоночной машины «Игла-1», которое расшифровывается так — «Игорь Лагутин-1". А о таланте свидетельствует опять хе машина: он ее сконструировал.
Автогонки — увлекательнейший и азартный спорт. Скорость и точный расчет, помноженные на смелость, — вот что такое автогонки. И вполне понятно, что кинематографисты охотно обращаются к этому "выигрышному" виду спорта. Но если мастера зарубежного кино основной упор в своих фильмах делают на показ всевозможных автокатастроф (вспомним «Большой приз», «Гонщик Серебряной мечты»), то наших кинематографистов интересуют прежде всего судьбы людей.
Это совсем не значит. что в «Скорости» нет эффектных ситуаций, нет захватывающих дух автогонок. Острых и интересных моментов в фильме достаточно. Лагутин и его помощник Гриша Яковлев одержимы любимым делом. Днями и ночами они работают над тем, чтобы их машина стала самой скоростной. Но в этой своей увлеченности они в какой-то момент забывают, что рядом с ними есть люди. которые нуждаются в их тепле и внимании и которых нельзя «выключить» на то время, что ты занят, и «включить», когда почувствуешь в них потребность,
На трибунах автодрома засмеялись, когда ив старте появилась нелепая машина с открытым мотором, явно собранная из старых запасных частей. Настоящий драндулет! Однако смех сразу прекратился, когда драндулет стал выходить в лидеры гонки. И хоть не удались гонщику этой машины Грише Яковлеву стать победителем, его заметил сам Лагутин. И началась у бывшего шофера автоколонны строймеханизации совсем иная жизнь.
Есть такая поговорка: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Так вот в такой ситуации оказывается и Гриша. потому что в погоне за скоростью чуть не потерял совесть и честь...
"День командира дивизии"
...Декабрь 1941 года. Тревожное время для всей нашей страны. Фашисты вплотную подошли к Москве. Кратчайший путь на передовую — на метро до станции «Сокол», а дальше ка попутной машние. Именно так добирается до ставки Белобородова военный корреспондент. Это его глазами мы увидим день комдива, который начался ранним утром, а закончился поздним вечером. Всего один день, но каким же трудным он был для Белобородова!..
Кинематографисты создали много фильмов о Великой Отечественной, очень непохожих друг на друга. «Освобождение», «У твоего порога», «Живые и мертвые», «Они сражались за Родину» и многие, многие другие.
Особенность ленты «День командира дивизии» заключается в том, что его авторы — кинодраматург Василий Соловьев и режиссер Игорь Николаев — решили воссоздать одноименную документальную повесть А. Бека средствами игрового кино. Снятая ими картина — монофилыи о командире стрелковой дивизии в 41-м, а ныне генерале армии, дважды Герое Советского Союза А. П. Белобородове. Она рассказывает о 8 декабря 1941 года — первом дне наступления наших войск на Волоколамском шоссе под Москвой, в районе поселков Дедовск — Снегири.
Белобородов совсем не так прост, каким кажется на первый взгляд. Есть в нем что-то чапаевское: хитринка в глазах, исконно русская задушевность, простота. Почти всех солдат и офицеров дивизии он знает в лицо, умеет к каждому найти подход, любит поговорить с людьми по душам. Одним словом, он идеальный "отец-командир». Его авторитет командира держится не на должностной инструкции, а на уважении людей. Поэтому бойцы ценят и любят своего генерала и между собой ласково называют Ананасом...
"Такая жесткая игра - хоккей"
Спорт у нас в стране очень популярен. Хотя художественных фильмов о нем создается мало. По пальцам можно пересчитать. Поэтому появление фильма «Такая жесткая игра — хоккей" должно обрадовать всех любителей спорта. ...
Герои фильма — капитан команды Федор Крынин и старший тренер Сергей Иванович сильные и волевые люди, влюбленные а хоккей. Но пути, которыми они ведут команду к успеху, различны. Тренер, признающий только свое мнение, деспотичен, порой даже жесток. Он считает, что хоккей — игра суровая, вдесь некогда слезы утирать, некогда каждого убеждать к уговаривать. Стремясь к победе, он забывает, что ребята, которых тренирует,— люди, а не винтики пока не очень хорошо отлаженного механизма под названием команда. Капитан Крынин — «ветеран», он уже давно играет в хоккей, прекрасно знает и «чувствует» каждого на своих спортивных
партнеров. Федор уверен, что бездумное подчинение воле тренера, пусть даже талантливого, не только унижает достоинство человека, но н вредит игре, лишая ее творческого начала. На столкновении двух противоположных принципов. двух разных методов достижения успеха в спорте выстроен основной конфликт, разворачиваются острые, драматичные событии.
Впрочем, такой нравственный конфликт мог произойти не только а хоккейной команде, во к а научно-исследовательском институте или на заводе.
Ибо подоплека ого — все средства хороши для достижения цели — актуальна для лю бой сферы человеческих взаимоотношений, будь то спорт, производство или искусство.
Нет надобности рассказывать о том, чем закончился конфликт двух героев, зритель узнает об этом при просмотре фильма. Важно другое — фильм утверждает нравственные принципы, осуждает диктаторские замашки, которые имеют место в спорте, да и не только там. ...
"Без особого риска"
... В автобусе двое парней затеяли с мрачного вида мужчиной перепалку, грозящую перейти а драку. Когда тот уже засучил рукава и бросился на них, то неожиданно для себя оказался на коленях у до этого спокойно сидящего рядом с ним здоровяка, который с помощью двух "задир" быстро защелкнул наручники на запястьях у сразу потерявшего свою агрессивность типа.
Так оперативная группа под руководством капитана Грановского задержала особо опасного преступника, совершившего несколько убийств, и так начался фильм «Без особого риска», о котором вы уже наверняка подумали, что это — детектив. Но не спешите с выводами.
Здесь не будет борьбы проницательного следователя с нарушителем закона, и зрителю не придется распутывать вместе с авторами хитроумные переплетения сюжета и строить свои, часто вполне достоверные версии. Однако на экране вас ждут погони, визг тормозов, выстрелы, ситуации, где приходится идти на риск, а цена риску — жиань. Если к сказанному добавить, что режиссер этой картины Самвел Гаспаров, то, наверное, уже всем станет ясно, что перед нами столь любимый всеми приключенческий жанр. Вы, конечно, помните нашумевшие ленты этого признанного мастера историко-приключенческого кино — "Свидетельство о бедности", "Забудьте слово «смерть", "Хлеб, золото, наган", «Ненависть», «Шестой»...
"Водоворот"
Любовь — сильнее смерти, сильнее войны. Эта мысль проходит красной нитью через весь фильм. ...
Сейчас же идет кровопролитная война, в никто не знает, когда же ей придет конец. Был Тимко веселым к проказливым хлопнем, стал солдатом, как тысяча других парней.
Название фильма символично. Жизненный водоворот, в который вовлечен герой фильма, сталкивает его с очень разными людьми. Y них свои горести, радости, заботы. Это еще не искушенному в жизни Тимку кажется, что в довоенную пору все было безоблачно, потому что это была пора его детства и юности...
"Знахарь"
При слове знахарь в нашем сознании возникает обычно образ древнего, сморщенного старичка, ютящегося в заброшенной хибаре, увешанной кореньями и пучками трав. А вот герой польского фильма «Знахарь» ничего общего с таким старцем не имеет. Рафал Вильчур — еще не старый, крепкий мужчина, которого буквально боготворят жители окрестных сел и деревень. И никакой он не знахарь, а известный хирург с мировым именем, судьба которого сложилась трагично,
...В годовщину свадьбы преуспевающий врач Вильчур узнает, что жена, взяв маленькую дочку, покинула его и куда-то уехала. В состоянии тяжелой депрессии Рафал начинает пить, бродит по варшавским кабакам. Однажды его ограбили и так сильно избили, что он потерял память...
Фильм «Знахарь», решенный в популярном у зрителей жанре мелодрамы, снят по роману известного писателя Тадеуша Доленги-Мостовича. Любопытно отметить, что Ежи Гоффман, режиссер этого фильма, создавший такие масштабные кинополотна, как «Пан Володыевский", «Потоп», «До последней капли крови», впервые за много лет обратился к камерному фильму.
... Лишившись памяти, Рафал Вильчур долгое время скитается по деревням, пока не становится, наконец, в одном маленьком городке, работником у богатого мелышка. Сын мельника после перелома ног прикован к постели, врачи считают, что он уже не сможет ходить. Но Вильчур, в руках у которого имеются только самые примитивные хирургические инструменты, решается на операцию. И она завершается успешно! К врачу приходит известность. Появляется у него и близкий человек — сирота Марыся, к которой он по-отцовски привязывается. Вильчур начинает «обживать» новую для себя судьбу. Но жизнь опять наносит ему жестокий удар. Возвращаясь на мотоцикле с прогулки, Марыся и ее возлюбленный, молодой граф Минский, попадают в аварию...
В этом фильме происходит множество событий, горьких и радостных, его сюжет изобилует неожиданными драматическими поворотами, порой абсолютно непредсказуемыми. Жизнь постоянно испытывает характер героя на прочность, то ввергает его в беды, то одаривает счастьем.
Успеху фильма в немалой степени способствует талантливый актер Ежи Биньчицкий, исполнитель главной роли. Он достоверен и очень обаятелен.
Некоторые кинокритики несколько пренебрежительно отзываются о мелодраме, относя ее к "низкому" жанру. Спор между ее сторонниками и противниками ведется давно. Польские кинематографисты своим новым фильмом еще раз показали, что в искусстве нет жанров «второстепенных», что все жанры хороши, кроме скучного. А в зрелищности и занимательности «Знахарю» не откажешь" (Кокоревич, 1983).
Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - журналист и кинокритик Борис Кокоревич.
(Спутник кинозрителя. 1983. № 12).