Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Знахарь", "Лунная радуга", "Скорость" и другие фильмы

"В этом фильме происходит множество событий, горьких и радостных, его сюжет изоби­лует неожиданными драмати­ческими поворотами, порой абсолютно непредсказуемыми. Жизнь постоянно испытывает характер героя на прочность, то ввергает его в беды, то ода­ривает счастьем".

"Лунная радуга"

Итак, XXI и XXII века. Чело­вечество уже освоило отдален­ные планеты солнечной систе­мы — Меркурий, Уран, его спутник Обероя. Но не случайно один из героев фильма говорит: «Мы осваиваем Космос, а Кос­мос мало-помалу осваивает нас!» Да, возникает своеобраз­ная обратная связь, я никуда от нее вам не деться...

Старшее поколение зачитыва­лось фантастическими романа­ми Жюля Верна и Герберта Уэл­лса. Нынешнее с интересом чи­тает произведения А. Беляева, И. Ефремова. Айзека Азимова, Стругацких. Сегодня никого не удивишь подводными лодками, роботами и путешествием на воздушном шаре.

Ведь люди уже побывали на Луне! А вот какие сюрпризы готовит земля нам освоение внеземного пространства. как скажутся длительные космические экспедиции на здоровье и психике космонавтов, нас очень интересует.

Отчасти на эти вопросы отвечает научно-фантастический фильм «Лунная радуга", по­ставленный по роману писате­ля С. Павлова.

...С Оберона, гае громадный участок поверхности провалил­ся в недра планеты я увлек за собой почти всех участников сверхдальней космической экс­педиция. возвращаются чудом оставшиеся в живых четверо космодесантников — Нортов, Кнзнмов, Ионге и Лорэ, приоб­ретшие после этой катастрофы феноменальные свойства, кото­рых лишены обычные люди. Они могут принимать обличье своих погибших товарищей, со­вершенно непостижимым об­разом воздействовать на радио- и магнитные волны. И еще онн оставляют после себя таинст­венные «черные следы". А от контактов с другими людьми космодесаитники уклоняются.

Вполне понятно, что руко­водители Всемирного научного центра озабочены сложившей­ся ситуацией. Расследование загадочной "болезни" пору­чено Службе Космической Безо­пасности. Операция "Черный след" началась...

Волею авторов фильма мы передвигаемся во времени и пространстве. С Земли — на Меркурий, в долину Огненных Змей. Наблюдаем гигантскую катастрофу на Обероне. унес­шую много человеческих жиз­ней. Оказываемся на большом космическом корабле с поэтич­ным названием "Лунная раду­га", где происходят совершен­но необычные события.

Художники, операторы и де­кораторы фильма сделали все возможное и, наверное, невоз­можное, чтобы достоверно вос­создать на экране Космос, мир будущего, такой непохожий на наш.

Вместе с режиссером-дебю­тантом Андреем Ермашом кос­мические просторы "осваива­ли" популярные актеры Вла­димир Гостюхин (Нортон), Игорь Старыгин (Полинг), Юрий Соломин (Никольский), Георгин Тараторкин (Киэимов). Василий Ливанов (Гелбрайт) и другие.

Посмотрев "Лунную радугу", зритель получит ответы на не­которые вопросы. Но не на все. Ведь познание Космоса — про­цесс длительный, а может быть, бесконечный. Мы же находимся в начальной стадии познания...

-2

"Срок давности"

...Есть в юриспруденции такой термин — срок давности, по­служивший названием филь­му. Суть его заключается в том, что через определенный период времени человек освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление. На это и надеется Григорий, мотаясь по стране с чужим паспортом. Во не существует и не может существовать срока давности дли человеческой совести. И в этом состоит нрав­ственный вывод фильма...

-3

"Скорость"

...Пожалуй, всея героев Баталова объединяет присущая им мяг­кость. Они всегда интеллигент­ны и добры, увлечены своим делом и талантливы. Таков в его новый герой из фильма «Скорость".

Игорь Лагутжи — человек честолюбивый и одаренный. О его честолюбии говорит назва­ние реактивной гоночной ма­шины «Игла-1», которое рас­шифровывается так — «Игорь Лагутин-1". А о таланте сви­детельствует опять хе машина: он ее сконструировал.

Автогонки — увлекательней­ший и азартный спорт. Ско­рость и точный расчет, помно­женные на смелость, — вот что такое автогонки. И впол­не понятно, что кинематогра­фисты охотно обращаются к этому "выигрышному" виду спорта. Но если мастера зару­бежного кино основной упор в своих фильмах делают на показ всевозможных автокатастроф (вспомним «Большой приз», «Гонщик Серебряной мечты»), то наших кинематографистов интересуют прежде всего судь­бы людей.

Это совсем не зна­чит. что в «Скорости» нет эф­фектных ситуаций, нет захватывающих дух автогонок. Ост­рых и интересных моментов в фильме достаточно. Лагутин и его помощник Гриша Яков­лев одержимы любимым делом. Днями и ночами они ра­ботают над тем, чтобы их ма­шина стала самой скоростной. Но в этой своей увлеченности они в какой-то момент забы­вают, что рядом с ними есть лю­ди. которые нуждаются в их тепле и внимании и которых нельзя «выключить» на то вре­мя, что ты занят, и «включить», когда почувствуешь в них потребность,

На трибунах автодрома за­смеялись, когда ив старте по­явилась нелепая машина с от­крытым мотором, явно собран­ная из старых запасных частей. Настоящий драндулет! Однако смех сразу прекратился, когда драндулет стал выходить в лидеры гонки. И хоть не удались гонщику этой машины Грише Яковлеву стать победителем, его заметил сам Лагутин. И на­чалась у бывшего шофера авто­колонны строймеханизации совсем иная жизнь.

Есть такая поговорка: «Что имеем — не храним, потеряв­ши — плачем». Так вот в такой ситуации оказывается и Гриша. потому что в погоне за ско­ростью чуть не потерял со­весть и честь...

-4

"День командира дивизии"

...Декабрь 1941 года. Тревож­ное время для всей нашей стра­ны. Фашисты вплотную подо­шли к Москве. Кратчайший путь на передовую — на метро до станции «Сокол», а дальше ка попутной машние. Именно так добирается до ставки Бело­бородова военный корреспон­дент. Это его глазами мы уви­дим день комдива, который начался ранним утром, а закон­чился поздним вечером. Всего один день, но каким же труд­ным он был для Белобородова!..

Кинематографисты создали много фильмов о Великой Оте­чественной, очень непохожих друг на друга. «Освобожде­ние», «У твоего порога», «Жи­вые и мертвые», «Они сража­лись за Родину» и многие, мно­гие другие.

Особенность ленты «День ко­мандира дивизии» заключается в том, что его авторы — кино­драматург Василий Соловьев и режиссер Игорь Николаев — решили воссоздать одноимен­ную документальную повесть А. Бека средствами игрового кино. Снятая ими картина — монофилыи о командире стрел­ковой дивизии в 41-м, а ныне генерале армии, дважды Герое Советского Союза А. П. Бело­бородове. Она рассказывает о 8 декабря 1941 года — пер­вом дне наступления наших войск на Волоколамском шоссе под Москвой, в районе посел­ков Дедовск — Снегири.

Белобородов совсем не так прост, каким кажется на пер­вый взгляд. Есть в нем что-то чапаевское: хитринка в гла­зах, исконно русская задушевность, простота. Почти всех сол­дат и офицеров дивизии он знает в лицо, умеет к каждому найти подход, любит поговорить с людьми по душам. Од­ним словом, он идеальный "отец-командир». Его авторитет командира держится не на должностной инструкции, а на уважении людей. Поэтому бой­цы ценят и любят своего генерала и между собой ласково называют Ананасом...

-5

"Такая жесткая игра - хоккей"

Спорт у нас в стране очень популярен. Хотя художественных фильмов о нем создается мало. По пальцам можно пе­ресчитать. Поэтому появле­ние фильма «Такая жесткая иг­ра — хоккей" должно обрадо­вать всех любителей спорта. ...

Герои фильма — капитан команды Федор Крынин и стар­ший тренер Сергей Иванович сильные и волевые люди, влюб­ленные а хоккей. Но пути, ко­торыми они ведут команду к ус­пеху, различны. Тренер, при­знающий только свое мнение, деспотичен, порой даже жесток. Он считает, что хоккей — игра суровая, вдесь некогда слезы утирать, некогда каждого убе­ждать к уговаривать. Стремясь к победе, он забывает, что ре­бята, которых тренирует,— лю­ди, а не винтики пока не очень хорошо отлаженного механиз­ма под названием команда. Капитан Крынин — «ветеран», он уже давно играет в хоккей, прекрасно знает и «чувствует» каждого на своих спортивных
партнеров. Федор уверен, что бездумное подчинение воле тренера, пусть даже талантли­вого, не только унижает до­стоинство человека, но н вре­дит игре, лишая ее творческо­го начала. На столкновении двух противоположных прин­ципов. двух разных методов достижения успеха в спорте выстроен основной конфликт, разворачиваются острые, дра­матичные событии.

Впрочем, такой нравствен­ный конфликт мог произойти не только а хоккейной команде, во к а научно-исследователь­ском институте или на заводе.

Ибо подоплека ого — все средства хороши для достижения цели — актуальна для лю бой сферы человеческих взаимоотношений, будь то спорт, производство или искусство.

Нет надобности рассказывать о том, чем закончился конфликт двух героев, зритель узнает об этом при просмотре фильма. Важно другое — фильм утверждает нравственные принципы, осуждает дик­таторские замашки, которые имеют место в спорте, да и не только там. ...

-6

"Без особого риска"

... В автобусе двое пар­ней затеяли с мрачного вида мужчиной перепалку, грозящую перейти а драку. Когда тот уже засучил рукава и бросился на них, то неожиданно для себя оказался на коленях у до этого спокойно сидящего рядом с ним здоровяка, кото­рый с помощью двух "задир" быстро защелкнул наручники на запястьях у сразу потеряв­шего свою агрессивность типа.

Так оперативная группа под руководством капитана Гранов­ского задержала особо опасно­го преступника, совершившего несколько убийств, и так начал­ся фильм «Без особого риска», о котором вы уже наверняка подумали, что это — детектив. Но не спешите с выводами.

Здесь не будет борьбы прони­цательного следователя с нару­шителем закона, и зрителю не придется распутывать вместе с авторами хитроумные пере­плетения сюжета и строить свои, часто вполне достовер­ные версии. Однако на экране вас ждут погони, визг тормо­зов, выстрелы, ситуации, где приходится идти на риск, а це­на риску — жиань. Если к ска­занному добавить, что режиссер этой картины Самвел Гаспа­ров, то, наверное, уже всем ста­нет ясно, что перед нами столь любимый всеми приключен­ческий жанр. Вы, конечно, пом­ните нашумевшие ленты этого признанного мастера историко­-приключенческого кино — "Свидетельство о бедности", "Забудьте слово «смерть", "Хлеб, золото, наган", «Нена­висть», «Шестой»...

-7

"Водоворот"

Любовь — сильнее смерти, сильнее войны. Эта мысль про­ходит красной нитью через весь фильм. ...

Сейчас же идет кровопролитная война, в никто не знает, когда же ей придет конец. Был Тимко веселым к проказливым хлопнем, стал солдатом, как тысяча других парней.

Название фильма символич­но. Жизненный водоворот, в ко­торый вовлечен герой фильма, сталкивает его с очень разными людьми. Y них свои горести, радости, заботы. Это еще не искушенному в жизни Тимку кажется, что в довоенную пору все было безоблачно, потому что это была пора его детства и юности...

-8

"Знахарь"

При слове знахарь в нашем сознании возникает обычно об­раз древнего, сморщенного ста­ричка, ютящегося в заброшен­ной хибаре, увешанной кореньями и пучками трав. А вот ге­рой польского фильма «Зна­харь» ничего общего с таким старцем не имеет. Рафал Вильчур — еще не старый, крепкий мужчина, которого буквально боготворят жители окрестных сел и деревень. И никакой он не знахарь, а известный хирург с мировым именем, судьба которого сложи­лась трагично,

...В годовщину свадьбы пре­успевающий врач Вильчур уз­нает, что жена, взяв малень­кую дочку, покинула его и куда-то уехала. В состоянии тяжелой депрессии Рафал на­чинает пить, бродит по вар­шавским кабакам. Однажды его ограбили и так сильно из­били, что он потерял память...

Фильм «Знахарь», решенный в популярном у зрителей жан­ре мелодрамы, снят по роману известного писателя Тадеуша Доленги-Мостовича. Любопыт­но отметить, что Ежи Гоффман, режиссер этого фильма, создав­ший такие масштабные кино­полотна, как «Пан Володыев­ский", «Потоп», «До послед­ней капли крови», впервые за много лет обратился к камер­ному фильму.

... Лишившись памяти, Ра­фал Вильчур долгое время скитается по деревням, пока не становится, наконец, в одном маленьком городке, работни­ком у богатого мелышка. Сын мельника после перелома ног прикован к постели, врачи считают, что он уже не сможет ходить. Но Вильчур, в руках у которого имеются только са­мые примитивные хирургиче­ские инструменты, решается на операцию. И она завер­шается успешно! К врачу при­ходит известность. Появляется у него и близкий человек — сирота Марыся, к которой он по-отцовски привязывается. Вильчур начинает «обживать» новую для себя судьбу. Но жизнь опять наносит ему жесто­кий удар. Возвращаясь на мото­цикле с прогулки, Марыся и ее возлюбленный, молодой граф Минский, попадают в аварию...

В этом фильме происходит множество событий, горьких и радостных, его сюжет изоби­лует неожиданными драмати­ческими поворотами, порой абсолютно непредсказуемыми. Жизнь постоянно испытывает характер героя на прочность, то ввергает его в беды, то ода­ривает счастьем.

Успеху фильма в немалой степени способствует талант­ливый актер Ежи Биньчицкий, исполнитель главной роли. Он достоверен и очень обая­телен.

Некоторые кинокритики не­сколько пренебрежительно от­зываются о мелодраме, относя ее к "низкому" жанру. Спор между ее сторонниками и про­тивниками ведется давно. Поль­ские кинематографисты своим новым фильмом еще раз пока­зали, что в искусстве нет жан­ров «второстепенных», что все жанры хороши, кроме скучно­го. А в зрелищности и занима­тельности «Знахарю» не от­кажешь" (Кокоревич, 1983).

Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - журналист и кинокритик Борис Кокоревич.

(Спутник кинозрителя. 1983. № 12).