Обращая внимание на развитие танковой промышленности в других странах, военное руководство Британии не могло не заметить качественное усиление танкового вооружения в таких странах как Франция, Италия, США, к гонке вооружений присоединилась и Япония, и даже Россия, охваченная пламенем Гражданской войны. В начале 1921 года в высших военных кругах Британии начали говорить о необходимости создания новых пехотных танков.
История создания пехотных танков Vickers
Для создания новых образцов пехотных танков Комитет по сухопутным кораблям обратился сразу к нескольким компаниям, которые так или иначе имели отношение к производству вооружения и военной техники в годы минувшей Первой Мировой Войны. В списке этих компаний были и Rolls-Royce, и Foss&Daimler, и Leyland, и Vickers, и даже Guinness. Однако повезло лишь одной компании — Vickers.
Vickers — это далеко не случайная компания в британской военной промышленности. Начиная с конца XIX века эта компания являлась основным поставщиком пехотного и части артиллерийского вооружения для армии Британии. Незадолго до войны Vickers даже основал дочернюю автомобильную компанию, которая производила люксовые автомобили. В годы войны проходили разработки сразу двух типов бронеавтомобилей Wolseley (та самая дочерняя компания) — на базе легкового и грузового автомобилей. Однако в серию они не пошли.
В разработке танков Vickers опыта не имели никакого. Зато имели опыт в автомобилестроении, а самое главное — у них к тому моменту уже была серьёзная производственная база. Да и конструкторов компания могла позволить себе любых, при необходимости — деньги у Vickers водились в достатке. К тому же, для нового танка были «спущены» вполне себе понятные и «разжёванные» требования. Вот одно из самых интересных, на мой взгляд:
«Новый танк должен быть пригоден для использования как в тропическом поясе, так и на территории материковых государств — России, Балканского полуострова, Индии. Необходимо учитывать и возможности использования боевой машины поддержки пехоты на территории Северной и Южной Америки».
Прочувствовали момент? Ещё не успев как следует оправиться от Первой Мировой Войны, британские военные гении уже поглядывали на территории ближайших государств. И ведь могли реализовать этот план, особенно на территории России — охваченная Гражданской войной, некогда огромная страна была тем самым лакомым кусочком. Однако растущие в силе социалистические течения в Европе не давали Британии возможности начать новую войну — ведь на помощь русским социалистам могли встать и социалисты Европы. А это уже новая бойня практически мирового масштаба, в которой Британия могла и «не вывезти».
Тем не менее, планы такие были, но обсуждать их сейчас мы не будем — вернёмся к танку. Компания получила контракт на создание сразу трёх опытных танков пехотного класса. Для понимания — это класс танков, предназначенных для непосредственной поддержки пехоты во время атаки. Обладающие мощным бронированием, достаточно вооружённые для противодействия пехоте и лёгким постройкам полевой фортификации, эти танки не были скоростными (чтобы не отрываться от наступающей пехоты). И вот тут конструкторы Vickers немного призадумались — что бы такого сделать, чтобы получить вожделенный контракт на поставку бронетехники в армию?
Тем не менее, в ноябре 1921 года на испытания был доставлен первый образец боевой машины нового поколения, в декабре — ещё один. Оба были построены по классической для британских танков начального периода схеме «самец» и «самка». То есть, один образец нёс только пулемётное вооружение, второй — пулемётно-пушечное. Причём пушечное должно было иметь возможность ещё и поражения танков противника.
Описание конструкции
Создавая свой первый танк, Vickers сделали правильный, по моему мнению шаг — обратили внимание не только на разработки британских конструкторов, но и на зарубежные образцы танков. Это позволило качественно улучшить боевые характеристики машин.
Корпус и башня
Корпус танка создавался с учётом полученного в годы войны боевого опыта. Носовая часть получила изменённую форму, в верхней части корпуса наконец-то начали рационально использовать искривления бронелистов. Форма корпуса осталась ромбовидной (наследство от Mark I — IX) из-за необходимости форсировать различные препятствия на местности, а также для повышения проходимости на «лунном грунте». В силу конструкции ромбовидных танков, борта новых машин оставались вертикальными. Да и сам танк получился довольно высоким.
На крыше корпуса разместили надстройку, с полукруглой деталью в лобовой части. И уже на этой надстройке устанавливалась полусферическая башня (наконец-то), вооружённая, в зависимости от «половой принадлежности» танка. Бронирование как корпуса, так и башни, представляло собой листы бронированной стали толщиной в 12.7 миллиметров по кругу.
Экипажу наконец-то дали условия для нормальной работы — механик-водитель получил сразу пять смотровых щелей, прикрытых триплексами. Причём механик-водитель ещё и по-царски сидел практически в одиночестве — остальной экипаж располагался за ним, и частично в башне. Командир располагался на отдельном постаменте, независимом от башни (вращение башни его не касалось) — он мог крутиться отдельно от башни, а наблюдение за полем боя проводить через смотровые оконца в командирской башенке. Ещё два пулемётчика располагались по бокам от командира, обеспечивая практически круговой обстрел. Плюс ко всему, экипаж был отделён от моторного отделения бронированной перегородкой.
Башня в пулемётной версии вращаться не умела — пулемёты устанавливались в шаровых установках, обеспечивая полное перекрытие секторов обстрела. А вот «самец» уже получил вращающуюся башню, что позволяло поражать доступные цели в любом направлении. Вращение башни осуществлялось вручную, командир получал обязанности наводчика и стрелка, а заряжающий ещё совмещал должность пулемётчика. Доступ экипажа к своим рабочим местам осуществлялся через люки в бортах корпуса.
Вооружение
Как я уже говорил, существовали две версии пехотного танка — пулемётная и с комбинированным вооружением. Пулемётная несла в себе три пулемёта Hotchkiss Mark I, а пушечная — 47-мм двухфунтовую пушку и один пулемёт Hotchkiss Mark I (который можно было переставлять в любую бойницу в башне и вести из неё огонь).
Чтобы обеспечить возможность кругового обстрела из танка, конструкторы пошли на определённую «хитрость» в пулемётной версии. Они разделили круг башни на три сектора, каждый по 120 градусов шириной. Затем в центре каждого сектора установили шаровую установку, оснащённую пулемётом. Получился этакий пулемётный значок «Мерседес», что обеспечивало если не полное покрытие сектора, то близкое к этому значение.
Для пушечной версии, башню всего лишь немного «подрихтовали» прорезав отверстие для установки артиллерийского вооружения — скорострельной 47-мм пушки типа «пом-пом», способной бороться с любыми танками противника (имевшимися на тот момент на вооружении разных стран), но не показавшей достаточной мощности для борьбы с укреплениями на линии фронта.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель Wolseley мощностью в 80 лошадиных сил с жидкостной системой охлаждения. Крутящий момент на ведущие колёса передавала гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney, которая позволяла плавно переключать передачи, не требуя при этом полной остановки машины.
Коробка передач — механическая, четырёхскоростная (3+1), управляемая при помощью металлической рукояти, соединённой с бортовыми передачами. То есть, механик-водитель должен был отпустить рычаги, выжать сцепление, передвинуть регулятор оборотов, после чего вновь взяться за рычаги и управлять движением танка. Это вызывало некоторые неудобства у механиков-водителей, не служивших на старых образцах танков, но было достаточно привычно для тех, кто хотя бы имел опыт вождения автомобилей того времени.
Ходовая часть состояла из пяти сдвоенных подрессоренных катков на один борт. Это давало больший в сравнении с предыдущими моделями комфорт при движении по пересечённой местности. При этом каждая катковая тележка амортизировалась не листовыми рессорами, как на грузовиках, а пружинным амортизатором, отдельным для каждой тележки. Ход амортизатора был небольшим (сказывалась масса машины), но это было намного лучше, чем на предыдущих моделях танков.
Испытания
Образцы доставлялись на испытания по очереди — в декабре 1921 года начались испытания образца №1 («самка»), которые прошли в целом неплохо. Танк хорошо передвигался по полигону, экипаж испытателей не испытывал проблем с управлением боевой машины, даже сумели разогнать его до скорости в 24 километра в час по шоссе (для танков тех лет это практически гоночный болид). Однако надёжность вызывала гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney — она очень быстро начинала перегреваться и выходила из строя. На одном из пробных скоростных забегов, в трансмиссии закипело масло, вызвав небольшой пожар в двигательном отсеке — его быстро потушили, а экипаж не получил повреждений.
Образец №2 был доставлен на испытания в мае 1922 года, но из-за критических замечаний комиссии о недостатках трансмиссии, танк простоял в ангаре до конца июня того же года. «Допиленный» танк начали испытывать лишь в начале июля, но он уже не продемонстрировал таких скоростных рекордов, как образец №1. Зато он мягче шёл по любой поверхности, но проблем с трансмиссией избежать так и не удалось.
Заключение
Хотя в конечном итоге оба образца пехотных танков Vickers не смогли стать успешными моделями, это был один из первых британских танков, перенявших конструктивные особенности иностранных боевых машин, например, расположение двигателя за перегородкой и сбалансированное вооружение. Тем не менее, эти танки были «первой ласточкой», цель которой была и в противодействии танкам противника. Всего через несколько лет после отказа от обоих образцов, такая концепция танкового вооружения стала нормой — практически все танки с артиллерийским вооружением, построенные позже, умели бороться и с танками тоже.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!