Найти тему
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Опытные пехотные танки Vickers №1 и №2, 1921

Оглавление

Обращая внимание на развитие танковой промышленности в других странах, военное руководство Британии не могло не заметить качественное усиление танкового вооружения в таких странах как Франция, Италия, США, к гонке вооружений присоединилась и Япония, и даже Россия, охваченная пламенем Гражданской войны. В начале 1921 года в высших военных кругах Британии начали говорить о необходимости создания новых пехотных танков.

История создания пехотных танков Vickers

Для создания новых образцов пехотных танков Комитет по сухопутным кораблям обратился сразу к нескольким компаниям, которые так или иначе имели отношение к производству вооружения и военной техники в годы минувшей Первой Мировой Войны. В списке этих компаний были и Rolls-Royce, и Foss&Daimler, и Leyland, и Vickers, и даже Guinness. Однако повезло лишь одной компании — Vickers.

Опытные танки Vickers имели одинаковый корпус и форму башни. Фотография в свободном доступе.
Опытные танки Vickers имели одинаковый корпус и форму башни. Фотография в свободном доступе.

Vickers — это далеко не случайная компания в британской военной промышленности. Начиная с конца XIX века эта компания являлась основным поставщиком пехотного и части артиллерийского вооружения для армии Британии. Незадолго до войны Vickers даже основал дочернюю автомобильную компанию, которая производила люксовые автомобили. В годы войны проходили разработки сразу двух типов бронеавтомобилей Wolseley (та самая дочерняя компания) — на базе легкового и грузового автомобилей. Однако в серию они не пошли.

В разработке танков Vickers опыта не имели никакого. Зато имели опыт в автомобилестроении, а самое главное — у них к тому моменту уже была серьёзная производственная база. Да и конструкторов компания могла позволить себе любых, при необходимости — деньги у Vickers водились в достатке. К тому же, для нового танка были «спущены» вполне себе понятные и «разжёванные» требования. Вот одно из самых интересных, на мой взгляд:

«Новый танк должен быть пригоден для использования как в тропическом поясе, так и на территории материковых государств — России, Балканского полуострова, Индии. Необходимо учитывать и возможности использования боевой машины поддержки пехоты на территории Северной и Южной Америки».

Прочувствовали момент? Ещё не успев как следует оправиться от Первой Мировой Войны, британские военные гении уже поглядывали на территории ближайших государств. И ведь могли реализовать этот план, особенно на территории России — охваченная Гражданской войной, некогда огромная страна была тем самым лакомым кусочком. Однако растущие в силе социалистические течения в Европе не давали Британии возможности начать новую войну — ведь на помощь русским социалистам могли встать и социалисты Европы. А это уже новая бойня практически мирового масштаба, в которой Британия могла и «не вывезти».

Опытный пехотный танк Vickers No.1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Опытный пехотный танк Vickers No.1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Тем не менее, планы такие были, но обсуждать их сейчас мы не будем — вернёмся к танку. Компания получила контракт на создание сразу трёх опытных танков пехотного класса. Для понимания — это класс танков, предназначенных для непосредственной поддержки пехоты во время атаки. Обладающие мощным бронированием, достаточно вооружённые для противодействия пехоте и лёгким постройкам полевой фортификации, эти танки не были скоростными (чтобы не отрываться от наступающей пехоты). И вот тут конструкторы Vickers немного призадумались — что бы такого сделать, чтобы получить вожделенный контракт на поставку бронетехники в армию?

Тем не менее, в ноябре 1921 года на испытания был доставлен первый образец боевой машины нового поколения, в декабре — ещё один. Оба были построены по классической для британских танков начального периода схеме «самец» и «самка». То есть, один образец нёс только пулемётное вооружение, второй — пулемётно-пушечное. Причём пушечное должно было иметь возможность ещё и поражения танков противника.

Описание конструкции

Создавая свой первый танк, Vickers сделали правильный, по моему мнению шаг — обратили внимание не только на разработки британских конструкторов, но и на зарубежные образцы танков. Это позволило качественно улучшить боевые характеристики машин.

Корпус и башня

Корпус танка создавался с учётом полученного в годы войны боевого опыта. Носовая часть получила изменённую форму, в верхней части корпуса наконец-то начали рационально использовать искривления бронелистов. Форма корпуса осталась ромбовидной (наследство от Mark I — IX) из-за необходимости форсировать различные препятствия на местности, а также для повышения проходимости на «лунном грунте». В силу конструкции ромбовидных танков, борта новых машин оставались вертикальными. Да и сам танк получился довольно высоким.

На крыше корпуса разместили надстройку, с полукруглой деталью в лобовой части. И уже на этой надстройке устанавливалась полусферическая башня (наконец-то), вооружённая, в зависимости от «половой принадлежности» танка. Бронирование как корпуса, так и башни, представляло собой листы бронированной стали толщиной в 12.7 миллиметров по кругу.

Задняя часть опытного пехотного танка Vickers. Фотография в свободном доступе.
Задняя часть опытного пехотного танка Vickers. Фотография в свободном доступе.

Экипажу наконец-то дали условия для нормальной работы — механик-водитель получил сразу пять смотровых щелей, прикрытых триплексами. Причём механик-водитель ещё и по-царски сидел практически в одиночестве — остальной экипаж располагался за ним, и частично в башне. Командир располагался на отдельном постаменте, независимом от башни (вращение башни его не касалось) — он мог крутиться отдельно от башни, а наблюдение за полем боя проводить через смотровые оконца в командирской башенке. Ещё два пулемётчика располагались по бокам от командира, обеспечивая практически круговой обстрел. Плюс ко всему, экипаж был отделён от моторного отделения бронированной перегородкой.

Башня в пулемётной версии вращаться не умела — пулемёты устанавливались в шаровых установках, обеспечивая полное перекрытие секторов обстрела. А вот «самец» уже получил вращающуюся башню, что позволяло поражать доступные цели в любом направлении. Вращение башни осуществлялось вручную, командир получал обязанности наводчика и стрелка, а заряжающий ещё совмещал должность пулемётчика. Доступ экипажа к своим рабочим местам осуществлялся через люки в бортах корпуса.

Вооружение

Как я уже говорил, существовали две версии пехотного танка — пулемётная и с комбинированным вооружением. Пулемётная несла в себе три пулемёта Hotchkiss Mark I, а пушечная — 47-мм двухфунтовую пушку и один пулемёт Hotchkiss Mark I (который можно было переставлять в любую бойницу в башне и вести из неё огонь).

Чтобы обеспечить возможность кругового обстрела из танка, конструкторы пошли на определённую «хитрость» в пулемётной версии. Они разделили круг башни на три сектора, каждый по 120 градусов шириной. Затем в центре каждого сектора установили шаровую установку, оснащённую пулемётом. Получился этакий пулемётный значок «Мерседес», что обеспечивало если не полное покрытие сектора, то близкое к этому значение.

Единственная найденная мной фотография Vickers No.2 с артиллерийским вооружением. Фотография в свободном доступе.
Единственная найденная мной фотография Vickers No.2 с артиллерийским вооружением. Фотография в свободном доступе.

Для пушечной версии, башню всего лишь немного «подрихтовали» прорезав отверстие для установки артиллерийского вооружения — скорострельной 47-мм пушки типа «пом-пом», способной бороться с любыми танками противника (имевшимися на тот момент на вооружении разных стран), но не показавшей достаточной мощности для борьбы с укреплениями на линии фронта.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель Wolseley мощностью в 80 лошадиных сил с жидкостной системой охлаждения. Крутящий момент на ведущие колёса передавала гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney, которая позволяла плавно переключать передачи, не требуя при этом полной остановки машины.
Коробка передач — механическая, четырёхскоростная (3+1), управляемая при помощью металлической рукояти, соединённой с бортовыми передачами. То есть, механик-водитель должен был отпустить рычаги, выжать сцепление, передвинуть регулятор оборотов, после чего вновь взяться за рычаги и управлять движением танка. Это вызывало некоторые неудобства у механиков-водителей, не служивших на старых образцах танков, но было достаточно привычно для тех, кто хотя бы имел опыт вождения автомобилей того времени.

Трансмиссия Williams-Jenney была довольно капризной и требовала немалого опыта при использовании. Фотография в свободном доступе.
Трансмиссия Williams-Jenney была довольно капризной и требовала немалого опыта при использовании. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть состояла из пяти сдвоенных подрессоренных катков на один борт. Это давало больший в сравнении с предыдущими моделями комфорт при движении по пересечённой местности. При этом каждая катковая тележка амортизировалась не листовыми рессорами, как на грузовиках, а пружинным амортизатором, отдельным для каждой тележки. Ход амортизатора был небольшим (сказывалась масса машины), но это было намного лучше, чем на предыдущих моделях танков.

Испытания

Образцы доставлялись на испытания по очереди — в декабре 1921 года начались испытания образца №1 («самка»), которые прошли в целом неплохо. Танк хорошо передвигался по полигону, экипаж испытателей не испытывал проблем с управлением боевой машины, даже сумели разогнать его до скорости в 24 километра в час по шоссе (для танков тех лет это практически гоночный болид). Однако надёжность вызывала гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney — она очень быстро начинала перегреваться и выходила из строя. На одном из пробных скоростных забегов, в трансмиссии закипело масло, вызвав небольшой пожар в двигательном отсеке — его быстро потушили, а экипаж не получил повреждений.

Образец №2 был доставлен на испытания в мае 1922 года, но из-за критических замечаний комиссии о недостатках трансмиссии, танк простоял в ангаре до конца июня того же года. «Допиленный» танк начали испытывать лишь в начале июля, но он уже не продемонстрировал таких скоростных рекордов, как образец №1. Зато он мягче шёл по любой поверхности, но проблем с трансмиссией избежать так и не удалось.

Заключение

Хотя в конечном итоге оба образца пехотных танков Vickers не смогли стать успешными моделями, это был один из первых британских танков, перенявших конструктивные особенности иностранных боевых машин, например, расположение двигателя за перегородкой и сбалансированное вооружение. Тем не менее, эти танки были «первой ласточкой», цель которой была и в противодействии танкам противника. Всего через несколько лет после отказа от обоих образцов, такая концепция танкового вооружения стала нормой — практически все танки с артиллерийским вооружением, построенные позже, умели бороться и с танками тоже.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!