Высоко оценив возможности новых боевых машин, британские военные озадачились одной мыслью – неплохо было бы вслед за танками доставлять на разгромленные позиции противника свою пехоту. Так они понимали скорейший захват линий обороны противника, при меньших потерях собственных солдат. Нужен был новый вид техники – бронетранспортёр.
История создания
В один прекрасный момент британское военное руководство посетила мысль – а не может ли пехота отставать от танков на поле боя? И дело совсем не в скорости передвижения (первые танки двигались со скоростью пешехода), а в том, что на вражеских позициях даже после танковой атаки могут оставаться недобитые войска, способные применить какой-нибудь уцелевший пулемёт «по делу». Танкам пулемётные очереди навредить не могли, а вот пехоту один правильно поставленный пулемёт мог, как минимум задержать, как максимум – нанести неслабые потери. Тем более, что похожие инциденты на фронтах Первой Мировой Войны уже имели место быть.
Военным потребовался бронированный транспорт для пехоты, причём не абы какой, а с проходимостью не хуже, чем у имевшихся на вооружении танков Mark V, а также вооружённый, на всякий случай. Причём такое уже было на вооружении – взять к примеру тот же самый броневик Leyland, построенный майором Уиллоуби. Их можно было достаточно быстро поставить на поток, немного доработав конструкцию, но они имели некоторые проблемы с проходимостью по «лунным грунтам». Изобретать для них гусеничный движитель тоже не было нужды – при необходимости это сделали бы достаточно быстро. Военным нужен был образец боевой машины нового поколения, максимально отвечающий требованиям времени.
Такую машину поручили создать лейтенанту Джорджу Джеймсу Рекхэму, при этом намекнув, что военные хотели бы видеть машину на базе Mark V, с отъёмными при необходимости спонсонами с артиллерийским вооружением. При этом пулемётное вооружение будущего танка должно было соответствовать требованиям времени – минимум один пулемёт должен был размещаться в боевой рубке для борьбы с уцелевшей пехотой противника. В довольно сжатые сроки лейтенант Рекхэм со своей задачей справился.
Конструкция бронетранспортёра
Как и заказывалось военными, лейтенант Рекхэм строил свою машину на базе уже зарекомендовавшего себя Mark V. Танк подвергли достаточно серьёзным модернизациям, в частности увеличили размеры корпуса, от спонсонов всё-таки отказались, а в качестве вооружения оставили два пулемёта в шаровых установках. Но обо всём поподробнее.
Корпус и бронирование
Поскольку новая машина нужна была «ещё вчера», Рекхэм не мог проводить полноценные конструкторские работы. Поэтому он взял за основу стандартный восьмиметровый корпус от Mark V, разрезал его пополам и вварил в него дополнительную секцию длиной в 1.7 метра. В дополнение ко всему, он сместил двигатель в переднюю часть бронемашины, а трансмиссию – корме. От амортизационных балок и вовсе пришлось отказаться.
Благодаря этому удалось высвободить почти десять квадратных метров свободного пространства внутри танка. Теперь в него можно было погрузить до десяти тонн груза или до 50 пехотинцев, если набиваться битком. Изначально корпус рассчитывался на 30 человек в полной боевой выкладке. Про комфорт солдат никто, как водится, не думал – погрузившись в десантное отделение, им следовало разместиться так, чтобы не мешать работе тягам управления ведущими колёсами, а также не задевать карданный вал, проходивший по центру корпуса. При этом по каждому борту было прорезано по восемь бойниц, чтобы солдаты в пути ещё и противника отстреливали.
Про остальные прелести британского танкостроения образца 1918 года, в виде отсутствия амортизации самого танка (трясло его нещадно, солдат можно было сравнить с овощами в блендере), отсутствия функциональных глушителей и практически неработающей вентиляции можно было бы не говорить, если бы однажды это не привело к смерти экипажа. Ещё на Mark I, где про системы вентиляции не задумывались, в 1917 году от жары в «салоне», удушливой бензиново-масляной гари и пороховых газов угорел целый экипаж. Впрочем, это считалось «непредвиденными боевыми потерями» (весьма цинично, но иного описания этим гибелям нет) и воспринималось как должное.
Вооружение
Из вооружения «бронетранспортёру» оставили только два пулемёта Hotchkiss Mle 1909, установленные в лобовом листе боевой рубки и корме танка. Экипаж танка составлял, собственно четыре человека – механик-водитель, механик, кормовой пулемётчик и командир машины. Командир машины должен был вести огонь из пулемёта перед собой, кормовой – позади боевой машины. Хотя, вооружение бронетранспортёру нужно было сугубо номинально – предполагалось, что они будут идти следом за танками, после того как они подчистят всё перед собой.
Не возбранялось использовать и личное оружие десанта – как я уже говорил, в бортах корпуса были прорезаны бойницы, по восемь штук на борт. Через них можно было вести огонь по противнику, как солдатам, так и командному составу. Но это было больше мерой предупредительной – дескать, вот есть бойницы, отобьётесь. Идти-то, я повторюсь, бронетранспортёрам следовало за танками, после которых делать особо нечего.
Силовая установка и ходовая часть
В качестве двигателя устанавливался всё тот же рядный шестицилиндровый двигатель Ricardo мощностью в 150 лошадиных сил. Мощности двигателя хватало для того, чтобы передвигать 27-тонную машину со скоростью до 6.9 километра в час по ровной поверхности. По пересечённой местности транспортёр мог двигаться не быстрее 4 километров в час.
Коробка передач и трансмиссия остались без изменений. Подвеска, и без того бывшая не очень эффективной, в данной модели и вовсе была упрощена донельзя – всё, чтобы вытянуть из танка кубические сантиметры свободного объёма. Пришлось, как я уже говорил, пожертвовать комфортом экипажа и десанта, но это всё-таки допустимые потери – во всяком случае, в военном ведомстве Британии приняли эту версию рабочей.
История применения
Я не нашёл никаких данных, согласно которым какая-либо из 34 выпущенных Mark IX принимала участие в битвах – возможно, такой факт был, не смею его оспаривать. Но я точно знаю, что их продолжали использовать и после войны, примерно до 1922-1924 годов. Два из них подвергали серьёзным модификациям – из одного пытались сделать санитарную машину, из другого – бронетранспортёр-амфибию. Оба проекта были достаточно интересными, но на мой взгляд, делать бронированную санитарную машину из Mark IX равносильно созданию газенвагенов в годы Второй Мировой Войны. А вот десантная амфибия была действительно интересной разработкой.
Проект «Утка»
Для проекта машины амфибии Mark IX был выбран по двум причинам – большая поверхность корпуса, помогающая плавучести транспортёра и отсутствие других вариантов. Отобранный образец подвергли некоторым серьёзным модификациям – подняли уровень герметичности всех соединений и люков, доработали гусеничный движитель, установили электрические насосы, а также установили по бокам корпуса «поплавки» - соединённых между собой четырнадцать двухсотлитровых бочек и ещё одной, установленной прямо перед боевой рубкой.
Плавала «Утка» очень плохо – на воде выдавала скорость не более 2 км/ч а использование бочек в качестве поплавков сильно ограничивало боевые и транспортные возможности боевой машины. Но несмотря на это, военные поняли – заставить боевую машину плавать можно. Только вот зачем – непонятно. Хотя цель была поставлена, как по мне, на будущее – плавающие бронетранспортёры в Британии появятся позже, так же, как и танки, способные передвигаться по дну водоёмов.
Заключение
Первый гусеничный бронетранспортёр получился неказистым, практически бесполезным, а временами (в одной из модификаций) ещё и вредительским проектом. Однако, можно сделать скидку на то, что это был первый такой агрегат в мире – раньше никто такого не делал. Да и делать не умел, за что конструкторам прощаются все их недочёты.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!