Найти тему

Активное слушание как инструмент эффективной коммуникации

Рано или поздно в жизни каждой семьи наступает такой момент, когда Ваш милый малыш вдруг превращается в раскрасневшегося от переизбытка чувств, кричащего, топающего ногами или падающего на пол в истерике ребенка. И не важно, что привело к такому результату –у него что-то не получается или он не хочет больше делать так, как хочется Вам. Обычно первое желание любого родителя – поскорее прекратить сложившуюся ситуацию. В ход идут уговоры, переключение внимания, обещания, иногда угрозы, крик и даже «приводящие в чувство» шлепки. И чаще всего не помогает ничего из вышеперечисленного. Почему?

Ребенок растет и в разных ситуациях неизбежно начинает испытывать сильные чувства, причем их спектр может быть необычайно широк. Палитра чувств очень разнообразна: счастье, восторг, злость, обида, возмущение, стыд, неуверенность… Если возникает «взрывоопасная ситуация», значит ребенок прямо в этот момент испытывает какое-то очень сильное чувство, причем сам он его чаще всего не осознает и не знает, как с ним справиться.

Задача родителя в ситуации сложных эмоциональных состояний ребенка - в его поддержке.
Задача родителя в ситуации сложных эмоциональных состояний ребенка - в его поддержке.

Осознать и пережить чувство гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд. И поэтому задача родителей здесь заключается в поддержке своего любимого чада. Предлагаю в качестве эффективного инструмента поддержки использовать так называемое «активное слушание». Сразу оговорюсь - это не средство для того, чтобы заставить ребенка сделать так, как нужно в данный момент Вам. Это инструмент коммуникации, при котором Вы даете ребенку знать, что понимаете его и чувства, которые он испытывает, что Вы принимаете его таким, какой он есть (даже сердитым и кричащим на всю улицу). Это то, что поможет ребенку доверять Вам, а Вас научит предотвращать или прекращать большинство «плохих» ситуаций в общении с ним.

Ситуация: Ваш ребенок играет с машинкой, подходит мальчик, отнимает игрушку и убегает с ней. Ваш малыш громко кричит, плачет. Вы подходите к ребенку, обнимаете его и начинаете успокаивать: «Что случилось? Мальчик забрал твою машинку? Ну ничего страшного, поиграет и вернет. Зачем же так кричать? Смотри, качели освободились, пойдем покачаемся?..». Но Ваш ребенок кричит еще громче: «Не хочу на качели!», он вырывается, бежит за обидчиком, толкает его, тот дает сдачи. Назревает настоящий скандал…

Понятно, что в данной ситуации Вы хотели просто успокоить своего малыша и отвлечь его, но получилось только хуже. Дело в том, что Вы обесценили его чувства (Ну ничего страшного… пойдем покачаемся…) и подали сигнал о том, что совершенно не понимаете его (Зачем же так кричать?). Давайте попробуем применить в этой же ситуации метод активного слушания. Оно состоит из нескольких важных компонентов, которые нужно применять в определенной последовательности.

Для начала установите с ребенком контакт «глаза в глаза» и покажите, что Вы его слушаете (встаньте на один уровень с ребенком, повернитесь к нему лицом, не задавайте ему вопросов, СЛУШАЙТЕ). Повторяйте за ребенком его слова, кивайте, произносите короткие УТВЕРЖДАЮЩИЕ ФРАЗЫ, проговаривайте факты, тогда ребенок поймет, что Вы его ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛУШАЕТЕ (да, это так, я тебя понимаю, я вижу – мальчик забрал у тебя машинку). Сделайте ПАУЗУ, дайте ребенку возможность подумать и высказаться (Если Вы все правильно сделали, ребенок может просто кивнуть Вам или же рассказать в подробностях, что случилось). Назовите ребенку чувство, которое он (по Вашему мнению) сейчас испытывает (ты сердишься). Так же можете назвать и свои чувства, вызванные этой ситуацией (мне обидно за тебя, я бы тоже рассердилась). Подведите ИТОГИ: можно сделать вывод из ситуации или предложить помощь в ее решении (наверное, мальчику очень хотелось поиграть с твоей машинкой, но он не знал, как попросить; давай мы вместе попробуем вернуть ее). Вы удивитесь, но скорее всего Ваш ребенок успокоится, и даже если Вам не удастся вернуть ему машинку, будет знать, что Вы на его стороне, что Вы понимаете и принимаете его.

Попробуйте применять технику активного слушания в разных ситуациях с Вашим ребенком, и уже скоро Вы увидите результат – Ваше общение станет более простым, а отношения – более доверительными!