Аня радует нас пятничным текстом про сложные взаимоотношения асдальских близнецов. Да, ребята рядом провели в сумме меньше пары часов, но навертеть успели на целую жизнь. Но на то они и близнецы ☝
Почему близнецы из “Хроник Асдаля” ссорятся и вообще их отношения так сложно и неоднозначно выглядят? Короткий ответ мы нашли в дискуссиях: разные они и каждый со своим грузом и своим способом быть в отношениях.
ЫНСОМ и ЕГО СЛАБОСТИ
С Ынсомом у нас довольно классическая история ребенка, которому пришлось сильно преждевременно повзрослеть. У него практически нет ничего из того, что требуется ребенку, чтобы нормально вырасти: нет зрелых взрослых, которые создадут безопасные условия, дадут внимание, защиту и заботу, как-то дадут ребенку понять, какой он и что он таким ценен сам по себе, помогут научиться понимать свои эмоции, адекватно проявлять их и справляться с ними. Условия, где есть сильные старшие и где можно быть маленьким и слабым, беситься, капризничать, изучать окружающую среду и себя - у Ынсома отсутствуют
Формально маленький Ынсом сыт, одет и в целом присмотрен. Но никто особенно не вникает в его переживания. Зато он вынужден принимать шквал чужих переживаний и обслуживать чужие эмоции. Причём в этих переживаниях нет какой-то единой линии. С младенчества его то стискивает в объятьях, то заливает своими слезами и страхами Аса Хон, думающая о ком-то, кого Ынсом даже не знает, и, в общем-то, занятая исключительно собой. Потом инфантильные и эгоистичные ваханы (честно говоря, племена Аго тоже недалеко от них ушли).
Вообще то, как ваханы ведут себя всю дорогу после нападения асдальцев, отлично демонстрирует их манеру устраивать эмоциональные качели: то они готовы изгнать Ынсома из племени, то рады, что вот он спаситель, то злятся, что до сих пор не спас, то иди, не мешай, мы тут хорошо прижились. То есть всю свою жизнь, прямо с младенчества, Ынсом по факту несет на себе ответственность за целую кучу людей. И при этом ему радуются, замечают и любят только тогда, когда он совершает что-нибудь исключительно героическое. Например, находит-таки этот самый спуск с высоченной горы, обследуя внутренние пещеры (ребенок!), который за 10 лет не смогла обнаружить мама. Или в одиночку бросается защищать деревню от вооруженных захватчиков, пока остальные рыдают от страха. В целом же всем не до него и он даже несколько мешает. Мама опасается, что ее настигнет злобный таинственный Арамун, а потом даже как будто и разочаровывается в до конца защищающем ее маленьком сыне, наговорив ему всякого перед смертью. Для вахан Ын Сом слишком странный и нарушает их привычные устои, как бы чего не вышло.
Если высокие ожидания не оправдываются, то Ынсом получает холодный душ отвержения. И деваться ему при этом некуда - жизнь ребенка долгое время зависит от окружающих взрослых. Да вообще времена такие, что и взрослому в одиночку выжить сложно.
Если подытожить, то получается вот что.
Собственные потребности для Ынсома не главное, он о них особо и не задумывается, как и о том, что он сам такое как человек, каковы его сильные и слабые стороны. И вообще-то на самом деле у него довольно неустойчивая самооценка, ему просто приходится придумывать себе идеальный образ себя (ложный), к которому он будет стремиться и всем демонстрировать.
Потому что реальный образ ему просто не дали возможности сформировать. В его представлении, слабых сторон у него быть не должно, потому что он должен вершить великие дела. И вообще бессилие смерти подобно - никто не защитит, не поддержит, еще и отвергнут.
Чувства и эмоции, во-первых, являются слабостью, во-вторых, они вообще пугают, мешают и бессмысленны, потому что всем вокруг все равно.
А великие дела надо вершить для того, чтобы если получится все делать правильно, то Ынсома наконец полюбят (и если у них будет много-много любви, то, может быть, он наконец сможет почувствовать себя важным, ценным, любимым и ничего за это не должным).
Исходя из этого, Ын Сом игнорирует свои чувства (а в итоге и вообще сферу чувств в целом), мысль о собственном бессилии хотя бы из-за внешних обстоятельств для него невыносима.
По этой же причине ему нестерпимо и бессилие тех, кто рядом, ведь тогда придется заметить, что где-то и он не может ничего сделать. Его единственный способ строить отношения с людьми - это демонстрировать свою идеальность и крутость, спасать, решать чужие проблемы и все такое.
Плюсом к этому жить без такого постоянного напряжения и горения Ынсом не умеет, да и где-то надо проявлять свою грандиозность, вот он и ищет все время на свою головушку трудностей и берется за в общем-то нереальные задачи.
Когда-то вот это все было единственным выходом, который нашла его психика, чтобы выжить. Куда ему деваться - только богом становиться.
Вывод: Ынсом на самом деле такой же нелюбимый ребенок, как и его брат, и с эмоциональной близостью у него тоже проблемы (а вдруг кто разглядит, подойдя, что он обычный живой человек, это ж отвержение и конец всему).
САЙЯ и ЕГО ТАЙНЫ
У Сайи другая история нелюбви и потому он сформировался по-другому. В его случае определяющую роль имеют эмоциональная отстраненность родительских фигур (для Тэархи Сайя - средство укрепить отношения с Та Гоном, Та Гон вообще и думать забыл) и жесткий контроль поведения, пресечение любых попыток к самостоятельности.
Плюсом Сайе с раннего детства сообщают, что он полукровка, если о нем узнают - его убьют. К тому же у Тэархи точно есть представление о том, каким Сайя должен быть, и для того, чтобы не быть брошенным, ему приходится часто отказываться от своих переживаний, желаний, мыслей и целей, хотя бы внешне.
Из того, что мы знаем о детстве Сайи, он чаще всего один, взаперти. То есть в ранние годы нет возможности спокойно исследовать мир, зная, что мама (или кто-то, кто вместо нее) всегда на месте, к ней всегда можно вернуться. Явно, что нет и опыта, когда “мама” сопереживает злости ребенка (например, из-за расставания, когда “покинувшая” мать воспринимается как злая и плохая), утешает и не наказывает за нее: Тэарха ведь воспитывает послушного, спокойного и вообще эмоционально самодостаточного и беспроблемного мальчика.
У Сайи вообще не было, скорее всего, никакого понимания, когда к нему кто-то придет и уделит внимание, и не бросили ли его часом совсем, забыв или отказавшись.
Отсюда у него, с одной стороны, этот постоянный страх одиночества, покинутости. С другой - не формируется доверие к миру, к людям и вот это самое понимание, что один и тот же человек может быть и “хорошим”, любящим, сохранять отношения, и в то же время делать что-то, что вызывает злость и обиду. Человека и поступок он не очень разделяет.
До определенного момента у Сайи нет опыта отдельного открытого взаимодействия с миром, это грозит ему смертью. И это тоже не дает увидеть, какой он, в чем хорош, в чем не очень - это возможно только в контакте с другими, контакты ограничены. Словом, сформировать какие-то внятные представления о самом себе как о личности очень сложно. И единственный выход хоть как-то удовлетворять свои потребности - быть с кем-то, под чьей-то защитой, действовать через кого-то, иными словами, манипулировать.
Плата за это высокая, приходится все время подстраиваться и улавливать чужие настроения, отсюда высокая чувствительность.
Но с достижением близости в отношениях у Сайи все плохо. Представления о ней таковы, что либо это ощущение опустошающего одиночества и бесплодные попытки установить контакт (тут нельзя не вспомнить трогательные письма Сайи к Тэархе и то, как он из кожи вон лез, чтобы заслужить внимание и любовь Та Гона), либо это ощущение удушья от присутствия близких. Если близких игнорировать и своевольничать, лишишься их любви, если потакать им - лишишься себя.
Конечно, у Сайи был ужасный шок, когда в лагере Аго он узнал, что вот это все и близко не было родительской любовью к нему. А как должно было быть, непонятно.
В итоге в отношения попасть жизненно важно, но жить там невыносимо и страшно. И как сделать так, чтобы уделили внимание, когда оно необходимо, и при этом не сожрали целиком, тоже нет понимания - такому Сайю не учили.
Вот такой у нас на выходе получается второй близнец: бесконечно одинокий, с постоянным чувством внутренней пустоты, стремящийся быть любимым, быть с кем-то, но и страшащийся того же, теплый, чувствительный и одновременно манипулирующий и избегающий людей, импульсивный, бурно проявляющий эмоции, склонный к резким сменам настроения и отношения, интеллектуально развитый, с не очень четко сформированным представлением о себе и своих возможностях и ограничениях, в том числе и телесных, целеустремленный и деятельный и в то же время разрушающий и нарывающийся - иногда просто чтобы почувствовать, что есть кому его останавливать и поддержать порядок и безопасность. Сплошное противоречие.)
Вся сложность отношений братьев в том, что при явной привязанности особенностей ни своих, ни друг друга они не очень понимают.
Ынсом хорошо знает, как кому надо жить, он все для всех придумал. Сильный, теплый, заботливый, у него прям четкий образ себя. Конечно, этот образ привлекает Сайю, которому как раз нужны определенность, правила и какое-то конкретное представление об устройстве жизни для ощущения себя в безопасности. Это возможность расслабиться хотя бы ненадолго, выдохнуть. Показать свою уязвимость, доверие и тепло в ответ на защиту, благодарность и желание поддерживать отношения.
Ведь и Ынсом демонстрирует готовность продолжать общение, несмотря на бурные эмоции брата, безоговорочно защищать от опасности.
Это как раз то, что нужно Ынсому - эту веру в его силы, восхищение и необходимость в нем он воспринимает как проявления той самой любви, в которой втайне от самого себя так хочет.
Однако Ынсом в своей всепоглощающей заботе склонен - нечаянно - обесценивать тех, к кому он так выражает любовь, это его способ сохранять свою самооценку. Ну или если самого Ынсома задеть обесцениванием или отвержением. Сайю такое тоже здорово обижает и ранит. Для него, привыкшего к использованию, это угроза одиночества, подобная смерти.
Вторая сложность в их отношениях в том, что эмоциональная близость Сайю все-таки пугает тем, что ему придется отказаться от себя. А Ынсом местами все-таки немножечко тиранит близких на правах отвечающего за всеобщее благополучие.
В какой-то момент, когда душевные ресурсы Сайи истощаются выдерживать страх поглощения, он склонен устраивать скандалы и какие-нибудь фортели буквально на пустом месте, чтобы иметь возможность отдалиться и отдышаться.
К тому же наученный горьким опытом, любой косяк в поведении брата Сайя истолкует как предательство, коварство и обман, и места никаким хорошим поступкам Ынсома в его памяти в этот момент не будет (амбивалентности он не выдерживает).
В любом случае, Сайя со всей яростью будет обрушиваться на брата, обвиняя во всех смертных грехах и не особо разбираясь, основательно раня и так хрупкую самооценку Ынсома. И отношения он будет рвать навсегда - но только до тех пор, пока его психика сможет выдерживать одиночество, а потом придет горевание по утраченным отношениям и придет пора для исключительно положительных мыслей о брате.) Это если в целом отношения уже были бы налажены у братьев.
В финале второго сезона, к сожалению, Сайя не может вернуться и не знает, как на самом деле обстоят дела. Скорее всего, ощущает себя снова брошенным и эта боль из-за своей невыносимости превращается в ярость на весь белый свет.
Ынсом, конечно, тоже в долгу не останется и ему тоже найдется, в чем упрекнуть Сайю от всей души, потому что он будет защищать самые основы своей личности. Ынсом потом тоже будет виниться и переживать. При этом вряд ли оба умеют извиняться - в общем, тут кто первый не выдержит и пойдет на контакт, ну или в случае общей внешней угрозы.
Еще из подводных камней: Сайе может немного не хватать от Ынсома вербальных выражения чувств, поддержки, подтверждения привязанности (и терпения) и такого прочего. Вот этого “а поговорить” и посопереживать. А Ынсому Сайи в этом может быть слишком много, непонятно и местами сложно (все-таки он человек действия, а не слов и эмоций), а местами - не хватать подтверждения его крутости и исключительности.
Но в целом близнецы вполне могли бы поладить в итоге. Потому что на самом оба стремились именно к этому и вообще-то оба демонстрируют личностный рост и обучаемость.