Найти тему

"Хвалить нельзя, это связано плохо!": хвалить или ругать за плохо связанную вещь

Темы статей иногда сами собой рождаются в комментариях. Мы как-то вскользь касались темы критики, мнения были разные.

Давайте сегодня постараемся разобраться, стоит или не стоит ругать за плохо связанную вещь?

Когда мы с вами рассуждали о критике, я говорила, что непрошенную критику считаю критиканством. И я все также придерживаюсь этого мнения.

Я по-прежнему считаю, что критиковать без запроса на критику нельзя. Ни чужую внешность, ни чужие работы, ни чужие ошибки. Свои - пожалуйста, можно разбирать, исправлять и стремиться к тому, чтобы больше их не допускать. Чужие - нет.

Нельзя сказать человеку, что его работа выполнена плохо и мотивировать его этим сделать что-то лучше. Это будет не мотивация.

В лучшем случае - вас не услышат. В худшем - на вас обидятся.

наверное, так выглядит критика, когда ее не просят
наверное, так выглядит критика, когда ее не просят

Одно дело, если вас просят посмотреть и указать на ошибки. Если человек хочет учиться, если стремится понять, какие ошибки он допустил и как этого избежать в дальнейшем, тогда ваши советы и замечания будут уместны и восприниматься будут адекватно.

Но люди, демонстрирующие свои работы публично, не всегда рассчитывают на ценные советы и критику. Для многих публичная демонстрация своих творений - желание получить поддержку, мотивацию к движению вперед.

И в этом случае непрошенная критика может здорово крылышки подрезать. Результат может оказаться противоположным. Своими ценными, возможно, абсолютно справедливыми, замечаниями, вы подавите хрупкие росточки творческого порыва начинающего мастера.

каждая новая кривая петелька - шаг на пути к мастерству
каждая новая кривая петелька - шаг на пути к мастерству

Мы все отталкиваемся от какого-то своего опыта. Кого-то подбадривали и поддерживали во время освоения навыка, кого-то ругали за кривые петли или неудачную конструкцию.

И мы невольно проецируем такое же отношение к чужим ошибкам.

Вспомните, как относились к вашим творениям окружающие вас люди: родители, мастерицы, подруги? Были те, кто критиковал? Были те, кто оставался нейтральным? А может, кто-то подбадривал и вселял в вас надежду на успех?

Мне кажется, что если положительного опыта у вас было больше, то и вы не станете ругать начинающую мастерицу за допущенные промахи.

Получается, что нужно хвалить?

-3

Я думаю, что устраивать овации не стоит. Но и обрушивать шквал замечаний нельзя. Если начинающая мастерица хочет научиться вязать, а не просто петли по спицам перемещать, она обязательно со временем озадачится и вопросом конструирования, и вопросами обработки.

Всему свое время.

А вот ситуация с огромным количеством мастер-классов, в которых есть очень грубые ошибки, огорчает.

Мастера, которые такие мастер-классы выкладывают, критику точно не просят. Потому, что уверены в том, что все делают правильно. И что изделия получились идеальные. Попробуйте вы эту критику принести, вам сразу объяснят, что в ваших советах не нуждаются и лишат права голоса.

Это, конечно, право мастера. Но это и его ответственность.

-4

Начинающим мастерицам очень сложно отличить мастер-класс с ошибками от мастер-класса без ошибок. Мне даже сложно дать какие-то советы, которые смогут помочь разобраться.

Наверное, все-таки, надо набить несколько шишек, чтобы начать понимать, что с изделием что-то не так.

И вот когда что-то щелкнет, когда появится вопрос - а что не так с изделием, мастерица обязательно спросит совет.

Вот тогда совет будет уместен. И приниматься он будет не с обидой, а с благодарностью.

Жду ваши мнения. Любые. Но высказанные в корректной форме.