Темы статей иногда сами собой рождаются в комментариях. Мы как-то вскользь касались темы критики, мнения были разные.
Давайте сегодня постараемся разобраться, стоит или не стоит ругать за плохо связанную вещь?
Когда мы с вами рассуждали о критике, я говорила, что непрошенную критику считаю критиканством. И я все также придерживаюсь этого мнения.
Я по-прежнему считаю, что критиковать без запроса на критику нельзя. Ни чужую внешность, ни чужие работы, ни чужие ошибки. Свои - пожалуйста, можно разбирать, исправлять и стремиться к тому, чтобы больше их не допускать. Чужие - нет.
Нельзя сказать человеку, что его работа выполнена плохо и мотивировать его этим сделать что-то лучше. Это будет не мотивация.
В лучшем случае - вас не услышат. В худшем - на вас обидятся.
Одно дело, если вас просят посмотреть и указать на ошибки. Если человек хочет учиться, если стремится понять, какие ошибки он допустил и как этого избежать в дальнейшем, тогда ваши советы и замечания будут уместны и восприниматься будут адекватно.
Но люди, демонстрирующие свои работы публично, не всегда рассчитывают на ценные советы и критику. Для многих публичная демонстрация своих творений - желание получить поддержку, мотивацию к движению вперед.
И в этом случае непрошенная критика может здорово крылышки подрезать. Результат может оказаться противоположным. Своими ценными, возможно, абсолютно справедливыми, замечаниями, вы подавите хрупкие росточки творческого порыва начинающего мастера.
Мы все отталкиваемся от какого-то своего опыта. Кого-то подбадривали и поддерживали во время освоения навыка, кого-то ругали за кривые петли или неудачную конструкцию.
И мы невольно проецируем такое же отношение к чужим ошибкам.
Вспомните, как относились к вашим творениям окружающие вас люди: родители, мастерицы, подруги? Были те, кто критиковал? Были те, кто оставался нейтральным? А может, кто-то подбадривал и вселял в вас надежду на успех?
Мне кажется, что если положительного опыта у вас было больше, то и вы не станете ругать начинающую мастерицу за допущенные промахи.
Получается, что нужно хвалить?
Я думаю, что устраивать овации не стоит. Но и обрушивать шквал замечаний нельзя. Если начинающая мастерица хочет научиться вязать, а не просто петли по спицам перемещать, она обязательно со временем озадачится и вопросом конструирования, и вопросами обработки.
Всему свое время.
А вот ситуация с огромным количеством мастер-классов, в которых есть очень грубые ошибки, огорчает.
Мастера, которые такие мастер-классы выкладывают, критику точно не просят. Потому, что уверены в том, что все делают правильно. И что изделия получились идеальные. Попробуйте вы эту критику принести, вам сразу объяснят, что в ваших советах не нуждаются и лишат права голоса.
Это, конечно, право мастера. Но это и его ответственность.
Начинающим мастерицам очень сложно отличить мастер-класс с ошибками от мастер-класса без ошибок. Мне даже сложно дать какие-то советы, которые смогут помочь разобраться.
Наверное, все-таки, надо набить несколько шишек, чтобы начать понимать, что с изделием что-то не так.
И вот когда что-то щелкнет, когда появится вопрос - а что не так с изделием, мастерица обязательно спросит совет.
Вот тогда совет будет уместен. И приниматься он будет не с обидой, а с благодарностью.
Жду ваши мнения. Любые. Но высказанные в корректной форме.