Едва ли вам когда-нибудь доводилось слышать имя Дейзи фон Плесс. Когда-то она была одной из самых известных женщин своего времени. Невероятная красавица, чьи фотографии не сходили с передовиц светской хроники, она поражала не только завораживающей красотой, но и проницательным умом. Дейзи не только изменила жизнь целого региона, но и предприняла отчаянную попытку остановить надвигающуюся Первую Мировую войну. Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость, и расскажем вам об этой удивительной женщине.
Красавица и принц
Дейзи родилась в самом конце 19 веке в Северном Уэльсе. Семья ее была довольно бедной по меркам аристократии, но зато мать приходилась потомком ирландским королям. Этого было достаточно для того, чтобы семья вращалась в самых высших слоях британского общества. К тому же все трое детей Корнуоллис-Уэст (такова девичья фамилия Дейзи) отличались невероятной красотой. Старшая сестра нашей героини стала герцогиней Вестминстерской и одной из богатейших женщин мира, а брат Джордж стал вторым мужем леди Черчилль, матери Уинстона.
Происхождение, красота, связи, полученные Дейзи благодаря бракам брата и сестры, превратили девушку в одну из самых завидных невест Великобритании. В соискателях на руку и сердце у Дейзи отбоя не было. Пресса называла ее сказочной принцессой, и нет ничего удивительного в том, что ее мужем стал самый настоящий принц.
Генрих был принцем Плесса, польского княжества, которое ныне известно, как город Пщина. Нужно здесь уточнить, что положение Польши в это время было двояким - территория, которой владел Генрих, находилась под управлением Германии, а потому с тем же успехом его можно было назвать, хоть и весьма условно, немецким принцем. Он и в самом деле получил немецкое образование, служил в германской армии, а после длительного путешествия по миру стал немецким дипломатом в Брюсселе, в Париже, а позже секретарем в посольстве Германии в Лондоне. Именно тогда состоялась знаменательная встреча с Дейзи.
Генрих был сражен красотой девушки. Предложение руки и сердца последовало практически незамедлительно, и в возрасте 18 лет Дейзи стала принцессой Плесской. В качестве почетных гостей на свадьбе присутствовали принц Уэльский Эдуард и его супруга принцесса Александра. Скромный дом Корнуоллис-Уэстов сменился двумя замками, принадлежавшими Генриху. Один из них, Фюрстенштайн, расположенный в Ксёнже, до сих пор считается одним из самых красивых в Европе. Но в Ксёнж супружеская чета отправилась только после длительного медового месяца, во время которого Генрих подарил Дейзи самое длинное в мире жемчужное ожерелье.
Прекрасные годы
Красавица-британка тотчас приковала к себе внимание местной аристократии. И дело было не только в юности и красоте принцессы, но и в ее любви к эпатажу. Так в качестве домашнего питомца она завела волка. Принцесса могла устроить в замке турнир по бою на подушках, прийти на бал в платье из мешковины, устраивала тематические вечеринки, подробности которых охотно печатал журнал Vanity Fair.
Журналисты буквально жили у ворот замка, и сопровождали Дейзи повсюду. Когда она попала в автокатастрофу (к счастью, все обошлось легкими ушибами), новости о произошедшем появились на передовицах даже в Австралии. Дейзи стала самой настоящей звездой таблоидов.
Впрочем, не только эпатажные выходки привлекали внимание к Дейзи. Настоящая принцесса, она отнюдь не чуралась общения с простыми людьми. К ней можно было подойти на прогулке и обратиться за помощью. Дейзи старалась не оставлять просьбы без ответа.
Эпатажные выходки, отсутствие систематического образования, любовь к нарядам и развлечениям, - все это создает образ глупенькой светской львицы, а вместе с тем Дейзи была одной из первых, кто предсказал приближение Первой Мировой войны. Ее положение, как в английском, так и германском высших обществах, было очень высоким. Настолько, что она предприняла попытку примирить кайзера Вильгельма и Генриха Пятого. Дейзи буквально атаковала их приглашениями и уговорами. Она обладала отменным красноречием, и даже был момент, когда ей практически довелось склонить монархов к встрече в Фюрстенштайне, но затем последовал отказ.
Отверженная
Надвигалось неминуемое. Война стала переломной точкой в жизни Дейзи. Во-первых, она разлучила их с детьми. К началу Первой Мировой Дейзи родила четверых детей (первая дочь умерла вскорости после рождения), и боясь за их будущее, поспешила отослать их из замка. Она и прежде придерживалась британской системы воспитания, когда детьми преимущественно занималась прислуга, теперь же они они были вынуждены обмениваться редкими трогательными письмами.
Во-вторых, Дейзи утратила множество прежних дружеских связей. Напрасно она все свое время посвящала помощи Красному кресту и организовывала госпитали для выздоравливающих. Положение немецкой принцессы британского происхождения делало ее едва ли не персоной нон-грата для обеих стран. Британцы считали ее предательницей, немцы шпионкой. Многие оборвали с ней общение, солдаты, которых она навещала в госпиталях, и которые содержались на ее деньги, относились к ней с подозрением, говорили неохотно, а иногда и вовсе допускали резкие высказывания.
Руки Дейзи опускались. Она была доведена до отчаяния. Однажды она и вовсе пришла к озеру, расположенному неподалеку от замка Фюрстенштайн, и долгое время провела на его берегу, желая утопиться и вместе с тем боясь покончить с собой. Силы Дейзи были на исходе. Любимица родных и поданных, теперь она была отвергнута всеми, разлучена с родными, а ее благим намерениям придавалась негативная окраска.
Возможно, все было бы гораздо проще, поддержи ее Генрих, но именно в это время их брак дал трещину. Генрих, который был на 12 лет старше Дейзи, видел в ней живую куколку, красивую, тихую, которую нужно наряжать, играть с ней, а, когда надоест, убрать с глаз.
Но годы прошли слишком быстро. Очарование юности давно покинуло Дейзи, да и ее бурная деятельность мало нравилась мужу. Первая трещина пролегла между ними тогда, когда Дейзи активно пыталась организовать встречу кайзера и Георга Пятого. Начавшаяся война и положение жены, которую подозревали в работе на английскую разведку, самым негативным образом сказывались на его карьере.
Все это отразилось на отношениях супругов. Дейзи была страшно обижена на мужа, который, вместо того, чтобы поддержать Дейзи в трудное время, не подал ей руки. Развод стал лишь очередным ударом судьбы. Дейзи была настолько опустошена, что подписала бумаги, не оспаривая ни одного пункта соглашения.
Впрочем, к чести Генриха, он ничем не ущемил супругу. Ей были назначены щедрые алименты, на которые Дейзи смогла не только безбедно существовать, но и продолжить свою активную благотворительную деятельность. Он так же позволил жене и дальше проживать в обожаемом ею Фюрстенштейне.
Силезская принцесса Диана
Дейзи понадобилось время, чтобы прийти в себя. Война давно закончилась. Все домыслы и обвинения утихли, общение с детьми возобновилось, а ее материальное положение было немногим хуже, чем в браке. Справившись с потрясением прежних дней, она с новыми силами взялась за дела праведные. Теперь в центре ее внимания были простые люди, преимущественно женщины и дети.
Первое же начинание Дейзи произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ее имя снова появилось во всех таблоидах. Принцесса Дейзи (так ее стали называть после развода) открыла приют для умственно отсталых детей. Это было учреждение нового типа. Его целью не было спрятать "неприглядных" членов общества, но дать им необходимые знания и навыки, а после интегрировать в общество. Для Нижней Силезии это было просто революционное решение. Дейзи так же открыла молочную кухню, где пастеризованное молоко бесплатно выдавали младенцам.
Дейзи стала все реже оставаться в стенках замка, и все чаще встречалась с простыми людьми. Те ее просто боготворили. Узнав, что в ближайшем городке часто случаются вспышки тифа и холеры, Дейзи наняла британского бактериолога Роберта Грина для выявления загрязняющих веществ, протекающих через реку Пелчница. Эта работа потребовала годы. Грин был вынужден переехать в Ксёнж, где все это время жил на средства Дейзи. Но реку удалось очистить. Это был первый в мире крупный экологический проект, который имел наглядный результат. Болезни удалось победить.
Дейзи так же организовала кооператив для женщин-кружевниц. Работая вместе, они смогли получать более крупные и дорогие заказы, а вся прибыль распределялась в равных долях. Для решения управленческих задач Дейзи наняла дипломированного специалиста, зарплату которому платила из своих средств.
Особым временем для нее было Рождество. Замок Фюрстенштейн превращался в настоящую резиденцию Санты. Впрочем, вместо Санты там правила балом Дейзи. Она готовила огромное количество подарков для местных ребятишек, приглашала к столу местных жителей, ее дом был открыт всем желающим прийти. Для своих слуг она устраивала отдельный банкет, где все ели за одним столом, участвовали в "тайном Санте", среди подарков которого был особый, баснословно дорогой, приготовленный хозяйкой замка.
Дейзи была счастлива. Новый брак Генриха ничуть не задел ее чувств. Хотя дети редко жили с ней, между ними и матерью установились теплые отношения. Ее поданные обожали свою принцессу, созданные ею организации процветали. Дейзи наслаждалась своей жизнью, центром которой стал Фюрстенштейн. В замке было проведено множество работ, в каждой из которых она принимала деятельное участие. Дейзи много времени проводила в окрестностях замка, порой по несколько часов любуясь видами, и в любую погоду старалась несколько часов посвятить прогулкам. Самым ее любимым местом в замке было кресло возле камина. Каждый вечер Дейзи приходила сюда, чтобы разобрать корреспонденцию или посвятить время дневникам. Три из них были изданы и пользовались большой популярностью в Европе и Америке. А еще она просто обожала читать и собрала обширную библиотеку.
Последние годы
Увы, годы тихого счастья стали всего лишь затишьем перед очередной бурей. Хотя Дейзи стала прекрасным источником сведений об викторианской и эдвардианской культурах, и ее воспоминания по-прежнему являются бесценным источником для историков, со временем ее память начала тускнеть. У Дейзи начался рассеянный склероз. Поначалу болезнь не приносила ей беспокойства, Дейзи едва обращала на нее внимание, но события 1939 года сильно подорвали ее здоровье.
Новая война заставила кровоточить старые раны. На нервной почве здоровье Дейзи стало ухудшаться, а в 1943 году произошло самое страшное событие - она потеряла свой любимый Фюрстенштейн. Генрих, по-прежнему остававшийся собственником дворца, накопил так много долгов, что замок был изъят нацистским правительством. Дейзи выслали в соседний город Валбжих. Ссылка так сильно ударила по женщине, что она оказалась прикована к инвалидному креслу. Несмотря на то, что о ней хорошо заботились местные жители, психологическое состояние Дейзи ухудшалось с каждым днем. Она была в ужасе узнав, что дворец планируют использовать, как квартиры для Гитлера, Геринга и Риббентропа, а под ним роются тайные ходы.
Эти ходы сохранились и по сей день. Историки полагают, что в них планировали хранить либо секретной оружие Рейха, либо превратить в крупный склад украденных произведений искусства.
Казалось, что каждый день вне стен Фюрстенштейна стоит Дейзи года жизни. Вскоре после ссылки она отпраздновала свой 70-летний юбилей. Для своей принцессы Дейзи местные расстарались, как могли - нашли шампанское и подготовили концерт силами местного шахтерского оркестра. Хотя именинница выпила бокал за свое здоровье и живо реагировала на все исполняемые произведения, собравшиеся заметили, что она сильно подавлена, и выглядит крайне болезненно. На следующий день Дейзи не стало.
Она была похоронена рядом с любимым дворцом, в усыпальнице предков мужа. При наступлении Красной Армии усыпальница была уничтожена, а тело Дейзи перезахоронено в неизвестном месте. В память о принцессе установлено несколько памятников в Нижней Силезии.
___________________________________
Писательница, Птичница, Фашистка, Валькирия, Коммунистка и Герцогиня. Их имена были во всех таблоидах. Трудно было представить, что такие непохожие, такие яркие женщины могли родиться в одной семье. Ими восторгались. Их осуждали. Они всегда давали повод для пересудов. Сегодня в центре нашего внимания шесть сестер Митфорд, вдохновивших Джоан Роулинг на создание сестер Блэк.