Найти тему
AUTOMPS

Греете планету? Тогда и вас «нагреют»!

Вы когда-нибудь задумывались, почему автопроизводители, работающие в Европе, буквально одержимы идеей создания всевозможных гибридных и электрических автомобилей? Конечно, они тоже хотят защитить наш хрупкий мир, снижая уровень выбросов, но плюс к тому за отказ от ограничения количества бензиновых автомобилей им грозят серьезные финансовые последствия. За каждый грамм, превышающий установленный ЕС уровень выбросов, автопроизводители должны заплатить штраф в размере 95 евро.

Эти штрафы быстро растут, поскольку штраф налагается на каждый проданный автомобиль, что может привести к огромным суммам в сотни миллионов евро, если компания не продает достаточно гибридных и электрических автомобилей, чтобы компенсировать традиционных авто с ДВС.

Это также одна из причин, почему в Европе полным ходом идет процесс даунсайзинга и трехцилиндровые двигатели становятся скорее нормой, чем исключением. Распространение компактных электрифицированных двигателей имеет глобальные последствия, поскольку Европа является одним из важнейших регионов для мировой автомобильной промышленности. Автопроизводителям приходится приспосабливаться к строгим нормам ЕС, что влияет на разработку новых автомобилей и двигателей.

Столбики диаграммы показывают реальный средний выброс СО2 по всем автомобилям, произведенным за 1-е полугодие. Синяя линия - целевой показатель ЕК на 2024 год, белая - на 2025-й.
Столбики диаграммы показывают реальный средний выброс СО2 по всем автомобилям, произведенным за 1-е полугодие. Синяя линия - целевой показатель ЕК на 2024 год, белая - на 2025-й.

Текущий средний показатель для автопарка, составляющий 115,1 г/км (по циклу WLTP), к 2025 году снизится примерно на 19 % до 93,6 г/км, что поставит под угрозу большинство автопроизводителей. Исследование аналитической компании Dataforce дает представление о тревожном будущем для многих компаний, продающих автомобили в Европе. К июню 2024 года только Tesla и Geely были ниже целевого показателя выбросов, запланированного на 2025 год. А в 2020 году автопроизводителям уже пришлось заплатить около 510 миллионов евро за невыполнение целевых показателей по сокращению выбросов CO2, которые на тот момент были еще более мягкими.

В настоящее время автоконцерны находятся на распутье. Стоит ли им продолжать выпускать двигатели внутреннего сгорания или полностью перейти на электромобили? Заманчиво выбрать последнее, но субсидии со стороны правительств по всей Европе либо сокращены, либо отменены вовсе, что убивает покупательский спрос.

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), за первые шесть месяцев этого года доля рынка электромобилей в ЕС составила всего 12,5%. Это даже немного хуже, чем в первой половине 2023 года, когда на них приходилось 12,9 % от общего объема поставок.

Аналогичная ситуация сложилась и с подключаемыми гибридами, чья доля на рынке упала с 7,4 до 6,9 %. С другой стороны, доля обычных гибридов выросла с 25 % до 29,2 %, согласно данным ACEA. Анализ Dataforce приводит к одному и тому же выводу: бензиновые автомобили продолжают лидировать в Европе.

С учетом предстоящего в 2025 году снижения целевого показателя выбросов для автопарков, мы, безусловно, увидим больше гибридных и электрических автомобилей от автопроизводителей, конкурирующих в Европе. А с 2030 года концернам будет еще сложнее избегать крупных штрафов, когда предельное значение будет и вовсе драконовски снижено с 93,6 г/км до 49,5 г/км!