Раздираемый противоречиями постреволюционный Египет погрузился
в траур после того, как 17 марта стало известно о кончине Патриарха Коптской православной церкви Шенуды III. Тело Папы Шенуды в торжественном одеянии в течение двух дней покоилось на патриаршем троне
в Кафедральном соборе в Аббасии, Каирской резиденции Патриарха, куда для прощания с любимым пастырем пришло более ста тысяч египтян – в основном христиан-коптов, однако многие мусульмане также сочли своим
долгом отдать дань уважения этому выдающемуся религиозному деятелю.
Среди пришедших виднелся плакат: «Миллионы мусульман пришли, чтобы
выразить уважение к вам, христиане».
Будущий 117-ый Папа Александрийский и Патриарх Всея Африки,
Патриарх Престола святого Марка Коптской православной церкви Шенуда
III родился 3 августа 1923 года в небольшом египетском городе Асьют под
именем Назир Гайед и был самым младшим из восьми детей в семье. С
детства он проявлял большой интерес к церкви, активно участвуя в
мероприятиях восресной школы, в которой позже стал давать уроки. После
окончания исторического факультета Каирского университета Назир Гайед
проходил службу в армии и был откомандирован в Палестину, где в составе
египетских войск принимал участие в боевых действиях. Вернувшись из
армии он начал преподавать английский и социологию в дневное время, а по
вечерам посещал занятия коптской теологической семинарии. В 1954 году
Назир Гайед принимает монашеский постриг в монастыре Аль-Суриан,
расположенный в знаменитой Нитрийской пустыне, и получает имя отца
Антония. С 1956г. по 1962г. он ведет отшельнический образ жизни в пещере
недалеко от монастыря. А в 1962 г. его предшественник Патриарх Кирилл VI
возводит его в сан епископа и назначает деканом Коптской православной
теологической семинарии с присовением имени Шенуда в честь одного из наиболее почитаемых коптских святых. Интронизация Шенуды состоялась
14 ноября 1971 г. во время президентства Анвара Садата.
В отличие от первого египетского президента Гамаля Абдель Насера, с
которым у Шенуды III складывались добрые отношения, Анвар Садат не
питал к патриарху теплых чувств. Но и Патриарх не скрывал своего недовольства курсом президента Садата, подвергая жесткой критике
растущий в стране исламизм, а также подписание Кемп-Дэвидского мирного
соглашения между Египтом и Израилем. После нескольких протестных
заявлений президент Садат выслал Патриарха из Каира в монастырь Нитрийской пустыни, где тот был заключен под арест. Только после убийства президента Садата и прихода к власти Хосни Мубарака Патриарх Шенуда был освобожден и смог открыто приступить к своему патриаршеству.
Патриарх Шенуда до конца оставался последовательным защитником интересов палестинцев. За его непримиримое отношение к израильской
оккупации Патриарх получил в народе звание Папы всех арабов. Наиболее
громким шагом в этом отношении, предпринятым Шенудой, стал запрет на
посещение коптами Святой Земли. Патриарх пригрозил своей пастве
отлучением от церкви в случае посещения Иерусалима. По его мнению,
только после того, как мир в этом регионе будет восстановлен, копты смогут
совершить туда паломничество: «Мы не посетим Иерусалим до тех пор, пока
не сможем войти в него рука об руку с нашими мусульманскими и арабскими
братьями», - заявлял он.
Резкое неприятие иностранного вмешательства в дела коптов и предлагаемой «внешней защиты» египетских христиан также снискала Патриарху Шенуде всеобщее одобрение как в Египте, так и в арабском мире в целом. Очевидно, что непрекращающееся муссирование Западом, да и Россией в последнее время, темы о якобы нарастающем мусульмано-христианском противостоянии в Египте и, соответственно, требования защитить египетское христианское меньшинство путем введения чуть ли ни иностранных войск на территорию суверенного государства, имеют мало общего с гуманизмом и человеколюбием. Сама постановка вопроса представляется абсурдной: египетские христиане-копты являются неотъемлемой частью египетского общества, представляя собой единую с египетскими мусульманами этническую общность, единый народ. В данном контексте характерно известное высказывание Шенуды III: «Если Америка начнет защищать коптов в Египте и станет навязывать Египту международную защиту, то пусть все копты умрут, а Египет живет!» Патриарх не переставал справедливо настаивать, что решение коптских проблем находится внутри страны и не может прийти посредством иностранной интервенции. Показательной также была и его предельно резкая реакция на радикалистскую идею о коптском отделении, одно время бродившую в среде египетских христиан: «Те, кто требуют создания коптской республики, ничтожества и умственно отсталые».
За сорок лет патриаршества Шенуде III удалось начать беспрецедентное возрождение коптской церкви не только в Египте, но и зарубежом: впервые вне Египта были открыты коптские богословские семинарии, а в США, Европе и Австралии были основаны коптские монастыри, не говоря уже о сотнях коптских храмов, открытых в США, Канаде, Австралии, в странах Европы и Африки, в арабском мире. Шенуда III стал первым в истории коптским патриархом, встретившимся с главой католической церкви.
Последовательное отстаивание про-арабской позиции в сфере внешней
политики, регулярные встречи с мусульманским духовенством Египта и
других арабских стран, убежденность в жизненной необходимости сохранения единства страны, базирующегося на мусульмано-христианской
братской любви, снискали Патриарху Шенуде огромное уважение как среди
коптов, так и среди мусульман. В 2000 г. Патриарх был награжден ЮНЕСКО
грамотой Маданджит Сингха «За продвижение идеалов толерантности и
ненасилия».
Тем не менее, на протяжении многих лет со стороны паствы раздавалась критика в адрес Патриарха по вопросу, касающемуся разводов. Неоднократно представители влиятельных коптских кругов обращались к Патриарху с просьбой разрешить разводы, а летом прошлого года в центре Каира состоялась демонстрация коптских женщин, требовавших того же. Однако Шенуда III оставался непреклонен, неизменно отвечая: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ситуация усугубляется тем, что в Египте не существует института светского брака, только религиозный. Таким образом, в отличие от мусульман, которым дозволяется развод, христиане-копты вынуждены состоять в браке помимо воли до конца своих дней. Данная ситуация приводит к тому, что молодые копты не торопятся вступать в брак, а уже состоящие в нежелательном браке в отчаянии переходят в мусульманство с целью получить долгожданный развод.
Неоднократно проходили встречи иерархов Русской Православной церкви с Патриархом Шенудой, так как две церкви находятся в богословском диалоге. Россию коптский патриарх посетил один раз – в июне 1988 года в качестве почетного гостя празднования 1000-летия крещения Руси.
Свои соболезнования египетскому народу в связи с кончиной коптского патриарха выразили президент США Барак Обама, Госсекретарь США Хиллари Клинтон, Президент Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу, Папа Римский Бенедикт XVI, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, лидеры многих стран и главы религиозных конфессий.
Великий имам наиболее авторитетного исламского университета «Аль-Азхар» шейх Ахмед Эль-Тайеб отметил, что Египет потерял одного из своих лучших людей в такой непростой момент своей истории, когда особенно восстребованы самые мудрые из мудрейших, поскольку стране нужны их знания и чистота помыслов. Великий муфтий Египта шейх Али Гумаа отметил, что смерть Шенуды III является трагедией и ударом для Египта и его народа.
В официальном заявлении Египетской армии, руководящей в данный момент страной, говорится, что Патриарх был редким государственником, трудившимся изо всех своих сил на благо нации. Глава Высшего военного
совета, Мухаммед Тантауи, другие члены Совета, Премьер министр страны
Камаль Эль Ганзури, а также представители правительства выразили
соболезнования в связи с кончиной патриарха. День смерти Шенуды III был
объявлен по всему Египту траурным. А специальным рапоряжением главы
Верховного военного совета все копты, работающие в госучреждениях,
освобождаются от работы на три дня в связи с трауром.
Глава движения «Братья мусульмане»* Мухаммед Бадиэ выразил соболезнования по поводу кончины патриарха: «Да поможет Господь всем
нашим братьям христианам справиться с этим тяжелым испытанием и обрести приемника, способного стимулировать чувство единства между
всеми гражданами». Другие лидеры движения «Братья мусульмане»* также
выразили свои соболезнования.
Временно исполняющим обязанности Патриарха Коптской православной церкви назначен епископ Бехейры и северной Африки Пахомий, который и отслужил поминальный молебен. Кафедральный собор в Аббасии, где проходила поминальная служба, не смог вместить всех желающих, так как одних официально приглашенных было 4000 человек.
В соответствии с волей покойного Патриарха он похоронен в монастыре св. Бишоя в Нитрийской пустыне.
Что касается следующего 118 патриарха Коптской церкви, то есть три
кандидатуры, которые могли бы возглавить патриарший престол.
Согласно традиции, избрание патриарха проходит несколько ступеней. Так, кандидаты, выбранные из монахов и архиепископов, должны быть не моложе 40 лет и провести не менее 15 лет монашестве. Имена трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, будут написаны на трех бумажках. И маленький мальчик – не старше 9 лет – с завязанными глазами должен будет вытянуть одну из них. Таким образом, путем жребия будет исполнена воля Господа.
На сегодняшний день предположительно озвучиваются имена трех наиболее вероятных кандидатов: епископ Хелуанский Басанти, епископ по делам молодежи Мусса и метрополит Думьятский Бишой. Первые два считаются наиболее терпимыми и мягкими, тогда как последний известен своими резкими настроениями.
Коптская традиция допускает достаточно длительный период избрания нового патриарха, что соответствует настроениям внутри церкви: многие иерархи сходятся во мнении, что патриарх должен быть избран после избрания нового президента страны, который должен вступить в должность не позднее 1 июля.
Мона Халиль
Март 2012
Для портала www.credo.ru
*Организация признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена