Найти в Дзене
Олег Платонов

Евгений Водолазкин: Всякий писатель вор, шпион и убийца

Оглавление

Евгений Водолазкин приехал в столицу Татарстана скорее как театрал, посмотреть на спектакли по своим произведениям. Но с читателями общался все же как писатель. Чего он боится от киношного «Авиатора», какова настоящая роль литературы в жизни человека, и как степь конвертировать в текст. Часть 1

Евгений Водолазкин
Евгений Водолазкин

Расслабиться можно только после премьеры

Евгений Водолазктин приехал в Казань, чтобы посмотреть ставший уже легендарным спектакль театра кукол «Экият». Свой 91 театральный сезон он открыл спектаклем «Авиатор». Эта постановка стала трехкратным лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и установила рекорд, получив сразу три награды: - лучший кукольный спектакль, «Лучшая работа режиссера» Ильгиза Зайниева, и лучший актур Дилюс Хузяхметов.

А на следующий день писателю показали «Музей» в старинном особняке Демидовых в центре Казани. Это смесь абсурдистской драмы и черной комедии в постановке Айдара Заббарова. Учитывая, сколько времени Евгений Вололазкин проводит в столице Татарстана, он не смог не встретиться со своими читателями в формате «открытого микрофона». Это когда каждый может задать свой вопрос.

Национальная библиотека, кажется, не испытывала такого ажиотажа. Пришлось ставить дополнительные стулья для посетителей,, которых набралось около 350 человек.

Евгений Водолазкин
Евгений Водолазкин

- По России идут несколько постановок очень разных и все очень хорошие, каждая по-своему, - делится своими ощущениями Евгений Вололазкин. - На днях пришла весть из Великого Новгорода о том, что будет премьера «Авиатора» 28 сентября. Мне приятно, что пьесы и инсценировки ставятся и по всей стране, и не только в Москве или в Питере, Чувствуют себя вполне неплохо.

Что касается кино, то у меня было невероятное количество опционов. Это когда за небольшую сумму автор уступает права на экранизацию своих произведений на год, и потом, если кино не снимается, то права возвращаются к автору.

Но сейчас. кажется, наступило счастливое исключение. И «Авиатор» режиссера Егора Кончаловского уже снят. Остался только монтаж. Но он, я вам скажу, довольно сложная и ответственная вещь. Можно произведение так смонтировать, что мама родная не узнает. Похоже, расслабиться получится только после премьеры.

«Но ведь вы учите в своих романах терпению»…

Вопрос из зала:

- Прислушивайтесь ли вы к, так скажем, речевому фону, который вас окружает в повседневной жизни? И насколько часто, например, если они действительно туда попадают, какие-то фрагменты, какие-то высказывания, какие-то разговоры оказываются в ваших текстах?

- Есть очень хороший писатель Юрий Буйдо. У него есть роман, который называется «Вор, шпион и убийца». И это о писателе. В критический момент жена писателя говорит в этом романе: «Ты воруешь наши слова и мысли, ты шпионишь за нами, а потом печатаешь это в своих романах и убиваешь тем самым».

И в чем-то здесь можно согласиться, что всякий писатель вор, шпион и убийца. Но единственное, что извиняет писателя, это, наверное, какие-то благие намерения. Ведь у литературы много разных функций. Одна из них, допустим, утешительная.

Вот человек расстроился, у него какая-то неприятность. А потом взял, прочитал книгу, где неприятностей гораздо больше. Бывают авторы, которые заставляют героя испытывать бег с препятствиями. Он не может пройти по улице спокойно. Обязательно на него дерево упадет или еще что-то случится.

Но человек читает романы и думает: «А на меня-то не упало». И это уже позволяет смиряться с бытием.

Хотя не все авторы помнят о своем предназначении…

-3

У меня недавно была история. На 9 часов задержали рейс, в котором я летел, И я, прямо скажем, проявлял нетерпение, и хорошо так высказал свое недовольство в аэропорту. А мне неожиданно работник аэропорта и отвечает:

- Но вы ведь учите в своих романах терпению…

Ах, да… Я забыл

У литературы много разных функций, ее не надо путать с учебником или с энциклопедией.

Ну хорошо, если что-то узнаешь из литературного произведения. Но она ведь не для этого. И она не для воспитания. Она для увеличения пространства мысли.

Писатель степь конвертирует в текст

Литература, она берет музыку сфер и записывает ее в нотах.

Абай – лучший акын степи. Ведь в степи много людей ходило, а записал Абай, вот, потому что он умел степь конвертировать в текст. Вот писатель, если угодно, степь конвертирует в текст.

Он всякий раз дает новые слова для того, чтобы человек мог по ним, как по лестнице, подниматься в своем познании. Ну, например, вот Наболков. У него есть выражение: «Раковины у вечного небытия». Как это точно сказано! Вот вечное небытие, как его представить? Вы представляете к уху раковину, а там… «У-у-у-у-у»… - И вот там вот это вечное небытие. Для того, кто верит в вечное бытие.

Пусть читатель удивляется

Кстати, Набоков в этой части один из чемпионов. Мне очень нравится цитата, Он описывает свои отношения с Тамарой, так он называет условно свою первую любовь.

"Он возвращался после встречи с ней и ехал на велосипеде на холостом ходу, а где-то вдали блестели окна, созданные специально для заката. И он говорит, я удивлялся этой красоте и невозможности ее передать. «Теперь я спокойно передаю эту красоту и бросаю ее читателю, пусть он удивляется».

Это, конечно, легкое пижонство, но хорошее, я бы сказал. И здесь важно понимать, что человек открывает все новые и новые ступеньки, ведущие вверх. Поэтому вот литература — это нужная штука. Просто нужно правильно к ней относиться и знать, чего от нее ждать.

Медиа | Олег Платонов | Дзен

Лайкайте, а то так и будете засыпать на первой странице книги...