Запатентовал свой цвет настроения за 70 лет до «короля русской эстрады».
Дзюдоист, полиглот, путешественник, рыцарь Ордена лучников святого Себастьяна, Ив Кляйн появился на авансцене европейского искусства в 50-60 годах 20 века.
Тогда хит-парады разрывал шлягер «Volare».
(«В синеве весь синий такой,
Пролетать счастлив я над землей!»).
Люди грезили покорением космоса и мирным голубым небом, а уже через несколько лет после смерти художника на киноэкранах начнет бушевать неуловимый голуболикий Фантомас. Сегодня ивкляйновский синий удачно апроприирует известный дизайнер Гарри Нуриев в своих невероятно стильных проектах.
Получилось, что выбор цвета удачно вписался в канву европейской культуры. Первая масштабная выставка его идентичных синих монохромов прошла в Париже и была отмечена запуском 1001 воздушного шара (такой аэростатической скульптурой) понятно какого цвета. Купив синий билет, открыв выкрашенную синим дверь галереи, пройдя синим коридором в залы с синими стенами можно было увидеть нашумевшую выставку.
⠀
Зрители, однако, не скучали от единообразия, оно компенсировалось невероятной вариативностью материалов, техник и, конечно, синими коктейлями. В 1960-х Ив Кляйн свою одержимость превратил в запатентованный продукт - "International Klein Blue". Художник считал, что все остальные цвета порождают слишком конкретные ассоциации, тогда как синий возбуждает в воображении все самое абстрактное.
Кляйн создавал свои картины самыми необычными способами, например, подставлял под дождь специальным образом подготовленную бумагу или холсты, покрытые синей краской, закреплял на автомобильной крыше и на протяжении поездки, они подвергались различному природному воздействию. Ив сделал много подобных работ. Полученные в результате картины он назвал космогониями.
Но и на этом он не остановился: еще одним инструментом для создания своих полотен Кляйн выбрал девушек-моделей, которые обнажались, наносили на себя синюю краску и, так сказать, всем сердцем (и не только) прикладывались к холстам. Все это естественно происходило под аккомпанемент монотонной симфонии (произведение исполнялось на одной ноте в течение десяти минут). Описанные картины получили название - антропометрии.
За два года до своей неожиданной смерти в возрасте 34 лет Ив Кляйн осуществил как сегодня скажут дип-фейк перформанс под названием «Прыжок в пустоту». Дело было в Ницце, где художник прыгнул из окна дома с высоты нескольких метров вниз на дорожное покрытие. Задокументировали его краткий полет в состоянии гравитации, будто художник научился летать. Этот акт стал кульминацией его философии "пустоты", основанной на концепции, что искусство должно превосходить традиционные границы и стремиться к новому опыту. В реальности художник не обладал суицидальными наклонностями, его страховала команда, поэтому никаких травм получено не было, а облетевший мир кадр на самом деле - качественный фотомонтаж, выполненный фотографами Гарри Шанки и Жаном Кендером. Работа стала важным жестом, «в котором прославляется освобождение творческого импульса», и вдохновила ни одно поколение художников на оммажи и творческие проекты.