Вот, наконец, покинув наш русский монастырь, идем в соседний греческий, расположенный неподалеку, - монастырь Ксенофонт. По таблице немецкого путеводителя до монастыря 5 километров и один час хода. Дорога, помню, очень легкая. Боюсь, что этот монастырь двух Георгиев был мало заметен, потому что тонул в лучах славы Пантелеимонова монастыря. В мое время паломники, приплыв в Русский монастырь, через какое-то время отправлялись в монастырь Дохиар, чтобы поклониться иконе Божией Матери "Скоропослушница", и потом вернуться обратно. Не знаю, как сейчас, но раньше в Дохиаре никого не оставляли, по причине близости русского монастыря и по причине большого количества паломников. Мне пришлось остановиться там на ночлег, когда я сопровождал схимонаха Митрофана, который совершал паломничество на инвалидной коляске. Ехать по тропинке на ней было совсем невозможно. И еще позже, когда нашу группу, по непонятной меня настойчивости ее предводителя, разместили в каком-то неизвестном для меня доселе гигантском помещении для паломников (ангаре). Может, тогда уже готовили украинский вариант?
Монастырь Ксенофонт основан в X веке монахом Ксенофонтом (по другой версии - вельможей). Монастырь называется именем основателя. В XI веке монахом монастыря стал Симеон, бывший командующий византийским флотом. Энергия плюс очевидный приток средств, способствовали росту благополучия монастыря. Но, очевидно только материального, но не духовного, потому, что он был скоро удален из монастыря братством. Неясно, только почему в большинстве источников он именуется Стефаном: "в 1083 году монастырь отстраивает другой византийский вельможа Стефан Друнгарий".
Разъяснение мы находим у еп. Порфирия скрупулёзного исследователя истории Афона. Упомянув, что основатель Ксенофонт "был не из простого звания, коль скоро удалось ему монастырь свой сделать царским" (царь Василий Порфирородный (975-1025) к различным приобретениям монастыря в это период приложил от себя монастырь Иеронимон на острове Кассандра), еп. Порфирий сообщает, что когда воцарился императоре Никифор Вотаниат (1078) монастырь уже пришел в сильное запустение, то нашелся новый ктитор великий друнгарий Стефан. Он упросил императора дать разрешение на постриг и взял с собою трех других евнухов из окружения императора. Он принял постриг с именем Симеон. Благодаря Симеону не только монастырь получил великие милости от императора, но и многие другие обители Святой Горы. После периода Крестовых походов. Набегов сарацин и падения Византии обитель восстанавливалась и перестраивалась. В третьем Уставе Святой Горы (1394 г.) монастырь занимал почетное 8-е место, что говорит о его благополучии в те годы. В 1545 году ее возобновляет византийский господарь Матфий Бессараб и бояре Дука, и Радул.
Дальше история монастыря показывает насколько сложна и неузконациональна была жизнь Афона. Можно сказать, что Афон был частью Византийской империи. Затем Османской империи. А потом вошел в состав Греческого государства. При этом были периоды максимального сербского и болгарского влияния на Афоне. Выясняется. что был период, когда в монастыре Ксенофонт жили славянские монахи, а именно сербские и болгарские. Интересные сведения об этой обители и ее библиотеке приводит архимандрит Августин (Никитин) в книге "Афон и православная русская церковь": "Афонский старец Исайя писал о Ксенофонте и приводил число подвизавшихся в нем насельников. "Монастырь Синот (Ксеноф-Авт.) на море. Церковь великий Егорий, а братии в нем 50 человек"". Когда русский пешеходец Василий Григорович-Барский посетил монастырь в 1726 году там еще славянских иноков, а во время его второго визита в 1744 году монастырь был уже греческим. Барский сообщает, что в книгохранилище монастыря "книги многи обретахуся рукописныя, сербския и болгарския, греческих же мало, яко точию на Правило; ибо тамо первее сербы и болгары жительствоваху, якоже и аз сам видех, и правило их диалектом чтимое слышах во время перваго моего ко Святой Горе прибытия. Последи же умалишимся оным, насельшеся греки.." 2 января 1845 года монастырь посетил другой Григорович Виктор Иванович, ученый: "Монастырь Ксенофу с храмом великомученика Георгия носит название общежительного (в 1784 году монастырь первым из всех обителей Афона стал общежительным - прим.). И здесь ожидал я примечательных письменных памятников, и здесь также, к несчастью, удостоверился, что за заботами о внешнем благосостоянии никто не подумал даже о сохранении книг. Осталось ещё, однако же, в маленькой комнате до 300 печатных и до 10 рукописных. От славянских, которых здесь было великое количество, только два пергаментных куска сербской рецензии, - Евангелия и канон Иоанна Дамаскина, простая бумага, в восьмую долю. Тем не менее, в предании (ибо поистине о библиотеках говорят здесь по преданию, и едва ли в целом полуострове, хотя один есть, который бы из любопытства пожелал видеть книги другого, не своего монастыря), в предании, говорю, ксенофская библиотека слывет богатейшею рукописями славянскими". Григоровичу удалось выяснить судьбу славянских рукописей: греческие монахи их просто выбросили в море. Это было сделано в период борьбы греческих и славянских монахов за право владения некоторыми монастырями. Поэтому он продолжает: "Нежелательно было, чтобы от этих книг сербы и болгары, которые повторяют о своих монастырях, захотели преобладать". Потом утешает: "Вероятно, что вместе со славянскими погибли (по недоразумению - прим.) и многие греческие рукописи". Благодаря епископу (тогда еще архимандриту) Порфирию (Успенскому) удалось спасти от уничтожения ксенофонтовский отрывок из Евангельских чтений, датируемый 1181 годом, который был передан в РНБ. В Ксенофонтовской обители П.И. Севастьянов переснял, в частности, написанное по-сербски Четвероевангелие XVI века. Он утверждал, что при посещении монастыря в 1859 году видел там славянских книг "мало"... "В Ксенофе посетили библиотеку, в которой Барский видел большей частью сербские и болгарские книги, так как монастырь много лет был славянским. Мы славянских книг нашли в нем же мало, а греческих, напротив, оказалось довольно". В настоящее время в библиотеке находится около 300 рукописей, из которых 10 написаны на пергаменте и более чем 4 тыс. печатных книг. Может быть, эта славянская история монастыря стала причиной некоторых антирусских настроений братии монастыря при всем уважении со стороны Русской Православной Церкви. В 1995 году по просьбе Патриарха Московского с всея Руси Алексия Второго ксенофонтский иеромонах Лука написал образ Иверской Богоматери, который хранится в Иверской часовне Воскресенских ворот на Красной площади в Москве. За этот труд Патр. Алексий удостоил иером. Луку Святогорца орденом св. благ. князя Даниила Московского. А совсем недавно из под его рук вышел еще один труд: Рукописный текст Томоса для Православной Церкви Украины.
К прославленному иконописцу приезжают ученики с территории нынешней Украины. Не могу знать, были ли среди учеников русские монахи. Тем более непонятно и оскорбительно для русского верующего человека, что этой же рукой был художественно написан Томос патриарха Варфоломея выданный Украинской Церкви МП в нарушение канонических правил и здравого смысла. Когда я начинал обучение в МГУ, со мною на одном курсе училось довольно много выходцев из УССР. Конечно, они чрезвычайно гордились тем, что приехали именно оттуда. А как может иначе вести себя молодой человек, воспитанный родителями, ходивший в детский сад, учившийся в школы? Когда жизненный путь короток, то все кажется очень ценным. Но все они хорошо говорили по-русски, никаких ошибок. Никакого заметного своего произношения. Не представляю, как они писали, много ли делали ошибок, хорошо ли знали русскую литературу. Но экзамен в любом случае сдали. Никаких разногласий между нами не было. В 2013 году я встретил в келлии иеромонаха Авраамия молодого, если не сказать юного монаха из Одессы, он приехал учиться иконописи у знаменитого афонского иконописца Луки и жил в Ксенофонте. В дни, свободные от занятий, он по возможности отправлялся на богослужения в славянские монастыри и келлии. Тогда путь его привел в келлию святого Модеста. В 2013 году я в воспоминании о паломничестве написал: "Вечером мы долго беседуем с отцом Лукианом о монашеской жизни, о положении в церкви на Украине. Беседа эта меня радует: глядя на этого молодого монаха, вижу, что традиции русского монашества не умирают. Именно русского, потому что для разумного человека невозможно делить Русь между хохлами и москалями. Тем более что такие города, как Одесса, непонятно, где окажутся при подобном дележе".
Поздние постройки монастыря относят к XIX веку. На малом дворе монастыря находится церковь вмч. Георгия. Построенная в XVI веке и ранее бывшая собором. Особенностью монастыря является наличие двух соборов. На территории большого двора находит новый собор, построенный в XIX веке, и считается один из самых величественных на Афоне и самым большим (как уточняет немецкое издание) среди греческих кафоликонов. Новый мраморный собор был построен в начале XIX века и посвящен тоже вмч. Георгию. Если быть точнее собор построен в 1809-1819 годах. Если быть еще точнее, то в 1817 году большая часть монастыря выгорела во время сильного пожара. Но монастырь был быстро восстановлен пришедшим на покой митрополитом Самаковским (?) Филофеем, его труд по восстановлению монастыря продолжил игумен Никифор с острова Эвбея.
Есть еще одна достопримечательность монастырь - источник Василий Григорович-Барский так написал о нем:" Под спудом же, в основании трапезы. есть создан млин водян, чрез него проходит вода, отвне з гор текущая художестно. И велию сим имеет выгоду и удобность, юже не имать ин". Трудно понять что это за выгода особая, которую не имеет ни один другой монастырь. Очевидно, на плане он обозначен цифрой 11. Млин это и опреснок, и блин. И другое значение: мельница и канава для подвода воды.
Собор имеет мраморный иконостас, который благодарю своему внешнему виду и разноцветным материалам из мрамора особенно красив. Ему. Так же великолепно оформление алтаря, который устроен одновременно с иконостасом в одном стиле. Если немецкое описание монастыря (1993) сообщает, что собор не расписан, то из современного, греческого мы узнаем, что его расписал иеромонах Лука с помощью других монахов братии. Притвор и сам храм расписаны особенно светло или ярко, как сообщает греческий путеводитель. Здесь находятся две почитаемые мозаичные иконы святых великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, как и Деисус, и двенадцать апостолов, размешенные на правом клирос, которые, вероятно, ранее были в иконостасе какого-то древнего параклиса и относятся к XVI веку. Имеются чудотворные иконы Божией Матери и вмч. Георгия. На территории монастыря стоит памятник монахам, принявшим мученическую кончину во время нашествия латинян. Мощи вмч. Марины, св. Модеста, св. Иакова Персиянина, мч. Параскевы. Греческий путеводитель значительно расширяет этот список: Часть Честного Креста Господня, мощи: Андрея Первозванного, апостолов Варнавы и Филиппа, свт. Григория Богослова, св. Трифона, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Григория Паламы, также святителей Мифимниса (нет в нашем месяцеслове), сщмч. Харалампия, свт. Фотия, вмч. Георгия и Димитрия, Меркурия, Мины, новомучеников Димитрия Пелопоннесского, Феодора Византийского, Иверских преподобномучеников, Евфимия, Акакия и Игнатия
В монастыре есть особо ценная икона-миниатюра Преображения Господня, написанная на стеатите (талькохлорит — природный строительный и декоративный материал, горная порода метаморфического происхождения)
Особо почитается в монастыре икона Божией Матери Одигитрия. Она ранее находилась в Ватопедском монастыре в соборном храме обители. В 1730 году, чудесным образом, при закрытых дверях, святая икона скрылась не только из собора, но и исчезла из самой обители. Скоро икона обнаружилась в монастыре Ксенофонт, до которого от Ватопеда часа три хода. Икона была возвращена в Ватопед, но, несмотря на предосторожности братии, икона снова явилась в Ксенофонте, где ее и оставили. Она находится там, где была в Ватопеде при колоне левого клироса.
Монастырь, по мнению русского путеводителя кроме двух соборов имеет 8 параклисов. Но в греческом их почему-то перечислено 11: Введения во Храм Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова, св. Великомученика Димитрия, св. Лазаря, святого Евфимия, святых бессребреников Космы и Дамиана, Успения Богородицы и святого Стефана, святых апостолов, святого Нектария и святой Троицы
В монастыре, по мнению греческого источника 10 тыс., книг 400 рукописей, рукописное Евангелие, подаренное Алексием Комниным (1083) игумену Симеону. По мнению немецкого источника, библиотека хорошо оборудована в юго-западной части монастыря и имеет 600 рукописей, из которых 8 на пергаменте, два свитка на пергаменте с литургическими текстами 600 рукописей, из них 8 на пергаменте, два литургических текста на пергаментных свитках, турецкие и другие древние документы и более 7000. И, наконец, по русским данным архимандрита Августина в библиотеке около 300 рукописей, из которых 10 на пергаменте, также имеются турецкие печати и более чем 4 тысячи печатных книг. Так что монастырь остался верен себе: точных данных о библиотеки нет. Еще на территории монастыря имеется скит Благовещения Пресвятой Богородицы, основанный в 1760 году иеромонахами Сильвестром, монахами Ефремом и Агапием, он включает 22 каливы, большинство из которых сегодня заброшены. Правда в скиту сейчас 7-8 монахов. Скит имеет библиотеку, в которой хзранится немного рукописей и и 350 печатных книг Вне монастыря также имеются келлия святого мученика Трифона, св.Нектария.и две кафизмы: святого Антония и св. Николая.
Хочется о в конце заметить, думаю , с этим согласятся мои соотечественники. Трудно себе представить преподобного Андрея Рублева , примкнувшего, к примеру, к ереси жидовства или поддержавшего Брестскую унию. Поэтому, думаю, мы и видим его имя в святцах. А по технике его могли превосходить и живописцы и и многие другие иконописцы, непрославленные в лике святых.
Чтобы закончить не на печальной ноте. Можно вспомнить старца Савву из монастыря Ксенофонт, который принялся за возрождение Русского монастыря Пантелеимона, и немало сделавшего для этого. И далекого от всякого национализма.
Моначстырь занимает 16 место в списке монастырей, и поданным на 1993 на территории монастыря проживает 60 монахов