Прекрасное, святое место наш русский Пантелеимоновский монастырь. Русскость его подтверждена Константинопольскими патриархами, когда он начал возобновляться после запустения на новом месте. Немало, увы, найдется греческих монахов, которые в самозабвении будут утверждать, что монастырь не русский. Видимо, такая мысль приходит им в головы, потому что восстанавливать монастырь стал ксенофонтский старец Савва. Правда, восстановить его удалось только, когда обитель приняло русское братства. Отстроен и получил современный вид маленького монашеского городка на деньги русского народа, который жертвовал на него буквально по крупицам. Были большие купеческие пожертвования, но погоды они не сделали, собирали по всей стране. Видимо, поэтому так трудно вырваться из обители и отправиться дальше по монастырям Афона. Осталось нам обойти вокруг монастыря: шестиэтажный корпус архондарика с храмом Преображения, храм Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Где-то неподалеку храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова при странноприимной больнице, у пристани, кладбищенский храм Петра и Павла, мельница Силуана.
Храм первоверховных апостолов Петра и Павла находится снаружи. При нем и усыпальница. Те, чьи кости еще покоятся в земле, лежат в могилах под крестами. Говорят о. Иеремия запрещал вырывать останки по афонской традиции. Не знаю, чем руководствовался. Смотрю: здесь упокоился монах Лазарь, брат так же почившего о. Софрония, иеросхимонах Гавриил всех их я помню святыми. Помню, как с Валерой мы шли к о. Иннокентию, который уже лежал в келлии и практически не вставал. И увидели картину: сидят убеленные временем старцы и чистят рыбу. Валера, потом долго корил себя, что не сделал фотографию. Хотя никто из старцев не стал бы фотографироваться. Но, надо знать Валеру с его настойчивостью, он своего б добился. И вот теперь, минимум двое из них лежат здесь. Олимпий в миру профессор. На Афоне удивительно пересекаются тропы. На трапезе мне как-то подсадили пожилого человека. Им оказался староста храм, в котором я когда-то служил, он знал о. Олимпия еще по работе, и поэтому вероятно, стал к нему ездить на Афон. О. Олимпий принимал паломников, водил по монастырю. В монахологии написано: проходил послушание путеводителя и почтальона. Я был мало с ним знаком.
Недавно упокоился в монастыре монах с Карули Варнава. - Володька, ты что расселся, - говорит высокому старику монах намного его моложе. Володька вскакивает и бежит выполнять послушание. Он думал здесь пройти школу послушания и стать монахом. Что потом с ним было, не знаю, только стал зилотом, видимо не мог найти другого пути в монашество. Но, чувствую приближения смерти пришел в Пантелеимонов монастырь и здесь упокоился.
Навсегда у меня останется в памяти регент Арсений. Он почил в 2018 году. Хотя его только видел и слышал. Походже у него было несмыкание связок и поэтому звучал он необычно. Навсегда запомнилось как он давал тон. Это и не хорошо, но и не плохо. И память запечатлела
Отец Арсений (в миру Петр Феофилактович Саранди) был по национальности гагауз, родился на юге Молдавии. Изначально подвизался в Одесском Успенском монастыре вместе с архимандритом Иеремией (Алехиным). На Афон прибыл через год после о. Иеремии (Алехина) и 4 августа 1976 года поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Около 30 лет в обители нес послушание регента правого клироса. Гагаузы единственный тюркский народ исповедующий православие, но недавно я узнал, что в Молдавии живут просто православные турки.
В последний раз я удивился насколько преобразился в монастырь. Помню раньше монахи указывали небрежным движением руки: это в Манчжурии. Манчжурия (верхняя часть монастыря) была в полном запустении разрушении. Теперь запустении ушло. А если сравнить монастырь с ним же в 90-х, когда мы приехали, а если к примеру с 70-ми, когда здесь побывал мой знакомый Павле Рак, и застал в монастыре порядка 10 монахов, то боюсь,это будет, как у нас говорят: небо и земля. Посетил вновь мельницу Силуана и застал там приехавшего о. Илия (Ноздрина), которые там проводил исповедь. Исповедовал достаточно громко и долго, Так что пришлось отойти в соседнее помещение а мне вспомнилось, как здесь же на Афоне, меня исповедовал другой иеромонах и несколько раз говорил: Только грехи!
Два Георгия
https://dzen.ru/a/ZsiYLRv9KFsLpTaQ