Найти тему
Fantasy box

Коллекция смыслов

Мне почему-то везёт приходить на выставку в последний день её работы. Многие люди планируют такие мероприятия заранее, а я обычно решаю, куда пойти, в последний момент перед выходом из дома.

Так получилось и в этот раз: я оказался на замечательной выставке в Московском музее современного искусства — «Коллекция. Порядок вещей», которую проводили совместно со Школой дизайна ВШЭ. Это была итоговая выставка студентов, выпускников и преподавателей Школы дизайна, пытающаяся ответить на вопрос: что такое коллекционирование?

Многие увлекаются собиранием различных предметов — кто-то марки или открытки, а кто-то более экзотические вещи вроде кирпичей или чугунных люков. Эта любопытная страсть к коллекционированию, кажется, заложена в нас. А произведения искусства, как будто сами по себе, стремятся стать частью чьей-то коллекции.

На выставке студенты представляют своё видение коллекций. Привычные нам объекты, пройдя через переосмысление и легкие манипуляции, становятся чем-то новым и неожиданно интересным. Конечно, можно было бы просто показать свою коллекцию как она есть, но тогда это были бы просто вещи, которые кто-то собирает, а не современное искусство.

Один из залов экспозиции напоминает свалку барахла в доме собирателя: разбросанные грабли, провода на полу, а в углу что-то мешкообразное, словно вещи, сложенные на балконе в надежде, что они когда-нибудь пригодятся. А вот фасолинки разных размеров и видов, словно драгоценные камни, лежат в шикарном бархатном ларце. Или, например, старый бабушкин сервант, в котором когда-то стояла самая красивая и ценная посуда. Здесь же чайники и чашки разбиты, как наши воспоминания, и снова собраны из осколков. Рядом появляется новый современный сервиз, составленный из одноразовых чайных пакетиков — символ суетности современного мира.

Старые фотографии превращены в картины, написанные пластилином, вновь возвращая нас к воспоминаниям о людях на них, лица которых стёрлись из памяти. А как стерлись и владельцы сим-карт, которым автор выставки придумывает новую историю, отпечатывая на картах изображения возможных владельцев.

Словно вкладыши от жвачек, изображения множества предметов размещены на кусочках чековой ленты; вместо цифр и букв теперь картинки рассказывают о давних, забытых покупках.

Возможно, вы тоже привозите из поездок всевозможные мелочи — буклеты, билеты? Одна моя знакомая собирает из них коллажи, вставляет эти воспоминания о путешествиях в рамки и развешивает на стенах своего дома, и это, на мой взгляд, замечательная идея. На выставке такие "наборы" помещены в прозрачные файлы, хаотично сваленные кучками — и их тоже довольно интересно разглядывать. Забавно, что по выставке ходила девушка с похожим прозрачным пакетом, в котором лежали билеты, буклеты и другие сувениры из музеев — словно часть экспозиции.

Выставка очень интересная, заставляет задуматься о нашем поклонении потреблению и обратить внимание на то, сколько вещей, нужных и ненужных, мы тащим в свои дома, словно сороки. Она также демонстрирует путь настоящего художника, который способен создать произведение искусства из любого материала, а не только рисовать на холсте очередной мещанский букет цветов.

На мой взгляд, невозможно научить современному искусству — это, скорее, вопрос жизненного опыта и мировоззрения автора. Однако здесь предпринята очень интересная попытка пробудить у студентов школы дизайна новые художественные смыслы. Вдобавок сама экспозиция очень гармоничная и оригинальная. Хотя впечатления всегда субъективны, и я люблю современное, порой непонятное и странное искусство, честно признаю, что такие удачные выставки встречаются нечасто.

Очень грустно, что современное искусство у нас мало популярно. В залах как всегда было мало посетителей. Обычно на такие выставки ходят люди, которые так или иначе связаны с искусством, те, кто тоже находится в поиске вдохновения или новых образов. Но остаётся надеяться, что со временем это изменится, и люди вместо вопросов вроде «что хотел сказать автор?» или «и я так могу» начнут сами придумывать новые смыслы и образы.