Найти тему

137 глава. Порадуемся на своём веку.

137 глава. Порадуемся на своём веку.

Смех – существенная составляющая моей жизни. Как я понимаю своего Бога ныне, на 66-ом году моей «личной» и общественной жизни, Oн меня благословил в своё время оставить своих отца и мать и прилепиться к своей жене, став с ней одно, и далее наказал – плодитесь, то есть творчески трудитесь, размножайтесь, распространяйтесь по земле, овладевайте ею, владычествуйте на ней так, чтобы было хорошо, делайте это совершенно, милосердно, со святой радостью в сотрудничестве со Мной, радуя Меня, себя и своих ближних, веселитесь и стремитесь к блаженствам. Сколько я не видел людей в блаженстве пребывающих, или просто временно счастливых людей, все они весело и заразительно смеются и блаженно улыбаются, когда не смеются… Я великое множество раз наблюдал, как младенцы, так невыносимо горько и безудержно рыдающие на разрыв аорты, что кажется вот-вот умрут, мгновенно переходят к заливистому счастливейшему смеху… а им Христос обещал Царствие Небесное. Нам так не жить.))) Утаил от нас Отец наш Небесный эту способность, наверное, в обмен на возрастание в человеческой разумности и мудрости. И этому обстоятельству «в тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение», (Лк.10:21). Разве это не Шутка и Хохма в одном флаконе Бога Отца сдобренная Богом Сыном и вдохновлённая Святым Духом?!)))

Я много раз за последние лет десять жизни обращался к раздумьям на тему смеха в моих отношениях с моим Богом, с самим собой и с моими ближними. Смех сделал Бог. Как и всё в этом мире видимом и невидимом, познанном и непознанном, сущем и несущем, в том числе радость, веселие, улыбку, блаженство и смех сотворил Творец мира. Как и всё тварное смех бывает трёх видов: добрым, злым и смехом Божиим. Иначе говоря, можно различать смех человеческий, сатанинский хохот и Хохмы Божии. Когда Бог смеется - всем хорошо и злым, и добрым и Ему Самому. Во всём триада. Радость, горе и бытие. Веселие, плач и умиротворение. Блаженство, мучение и смирение. Улыбка, хмурость и покой. Смех, уныние и созерцание. Страсть, равнодушие и творение. Красота, уродство и гармония. Ум, гордыня и мудрость. Правда, ложь и истина. Ангел, сатана и Бог. Промысел, Слово и Дух. Добро, зло и всякий плод, как результат творения. Хорошо, не хорошо, и бытие, то есть то, что есть такое какое есть, и ничего другого нет. Как сделал Бог, так и хорошо. Во всём есть две противоположности и целое, их объединяющее. Познание противоположностей и их взаимодействия составляют человеческую мудрость, познание всего в целости и цельности составляют целомудрие или приобщение, причастие к премудрости Божией. Почему ни у одного из великих ни философов, ни богословов не получилось сказать истинно новое слово в познании Бога и мира Им сотворённого в дополнение к Словам Бога? Почему человеческая мудрость есть безумие в глазах Творца, несмотря на очевидные достижения разных наук в отдельности и совместно? Потому что пока человеки по отдельности и все вместе взятые недоразвиты духовно, умственно, душевно-сердечно и телесно в силу пребывания на этапе юности. И Слава Богу. Кто понял жизнь - тот не торопится.))) Когда наступит этап зрелости люди возможно начнут постепенно понимать замысел Творца и на ниве обретённой мудрости начнут проявляться ростки целосмиренномудрия. А может и не начнут, если зрелость будет приходить к людям одна.)))

Все лица Троицы присутствуют во всём, и они же вместе всё во всех. Все во всём и всё во всех. Бог это не кто, и не что. Бог - это и кто, и что, и всё во всём. Одним словом – Творец. Троица. В одиночку не творят. Скучно.))) Если я в чём то новом для себя не смог разглядеть смеха, то я это самое пока ещё недостаточно познал и не сделал своим достоянием, чтобы благостно посмеяться над собой обновлённым. Смех - есть обязательная составляющая любой личности, любого явления, любого объекта и любого субъекта и их взаимоотношений друг с другом и с Творцом. Смех - это дух. 

Вызывает интерес то обстоятельно, что словом «смех» и в древнееврейском, и в старославянском понимании были обозначены радость и веселие, весёлая радость, радостное веселие от наличия и приятия доброго, ощущения послевкусия приятного и ожидания хорошего. 

Бог Сам смеётся. Всевышний смеется, то есть испытывает радостное веселие от того, что Сам установил такие законы существования, согласно которым любое зло, зародившись и по мере своего усиления само же роет себе могилу. Не становись злом, не рой яму другому...))) Все изощрения, все злодеяния и все хитрости нечестивых, в конечном счете, к ним возвращаются и с нарастающей их усилиями силой бьют по ним же «ответкой» — это и есть глубочайшая и наисмешнейшая ирония мироздания и Хохма Божия. Злые духи злодеев превращаются их же силами в источник своей духовной, душевной и физической гибели, что и является ресурсом для обновления силы Духа чистого и Святого. Нельзя очиститься чистому. Нельзя перестать грешить безгрешному. Согласимся, что в этом и есть истинный смех Божий. Улыбайтесь и смейтесь дамы и господа, ведь мир создан Богом весьма хорошо. Ведь, правда хорошо?!)))

Правде возможно проявиться лишь там, где ей противостоит ложь. Настоящий прогресс возможен только через сопротивление испытаниями и вопреки трудностям. Фёдор Михайлович Достоевский говорит: «Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит, хороший человек... Я понимаю то, что смех есть самая верная проба души. Взгляните на ребёнка: одни дети умеют смеяться в совершенстве хорошо — оттого-то они и обольстительны. Плачущий ребёнок для меня отвратителен, а смеющийся и веселящийся — это луч из рая, это откровение из будущего, когда человек станет наконец так же чист и простодушен, как дитя». Смех открывает сущность человека и в этом он подобен своему Творцу. Пушкин очень точно замечает: «Со смехом ужас несовместен». Добавить было бы неплохо слово «одновременно». Но не мне добавлять нечто к трудам Александра Сергеевича. Добавлялка не выросла пока.)))

Смех - Богом дарованное средство для обновления и сотрудничества людей на пути к обретению любви. Одно из имён Бога - Смех. Бог неуязвим, потому что Он смеётся над Самим Собой во всех лицах сотворённого Им мира. 

«Кто смеется, тот всё прощает» - так считает Василий Жуковский - и это всепрощение тоже одно из свойств, присущих Сущему, когда Он смеётся в хорошем расположении Духа.)))

Вопрос о том, смеялся ли Бог, шутил ли, веселился ли, и какое у него чувство юмора в Православии обсуждается осторожно, со страхом Божиим. Преобладает страшно «сурьёзная» и горемычная точка зрения, основанная на словах Христа в изложении Апостола Луки: Лк.(6:25): «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Кроме того, прямых свидетельств тому, что Христос шутил, веселился и смеялся в Евангелиях нет. В Библии под смехом чаще всего понимается смех в плохом смысле этого слова - насмешка, посмеяние, высмеять в значении изгаляться, глумиться, срамить, издеваться. В основе такого отношения лежит неверие. О добродушном смехе, дружеских шутках, премудрых хохмах, в Библии определённо не сказано ни слова. Напротив, Апостол Павел говорит, что «мудрость мира есть безумие пред Богом». Интересно обратное утверждение тоже имеет право на жизнь?))) Вся мудрость всего человечества, включая остроумие, есть безумие? Прав ли Павел? Так ли уж всё безнадёжно плохо? Не дар ли Божий наш ум? Соломону то точно Бог дал в дар мудрость, разум и ум. А Соломон то и есть чистый мирянин, то есть один из нас. Кроме того, Сам Господь не отказывал в уме всем людям напрочь. 

Возможно, Апостол Павел, на кураже в запале сказанул не Божие слово, а свое личное мнение о взгляде Бога на умственные способности Его творений))). Хохма в переводе с иврита на русский - премудрость Божия. Вне всякого сомнения Богу, как Творцу, присуще изначальное остроумие. Творец не может не иметь остроумия. Остроумие, конечно, отличается от пересмешничества, смехотворства ради развлечения, даже от умного и доброго смехотворства. Аристотель говорит: «Остроумие создают, комическое находят». Аристотель остроумен, как творец, как мыслитель, не ради смеха, конечно, но и не лишённый юмора совсем. Зощенко и некоторые другие - смехотворцы, но не лишённые остроумия. В этом разница. Господу в общении внутри Троицы и в общении с людьми, на мой взгляд, присуще остроумие и славный юмор. Мне трудно представить Бога, который Сам есть Любовь и Радость, с вечно угрюмым хмурым выражением лица. И легко - с доброй лучистой улыбкой и мудрым гармоничным и животворящим смехом. Да, гнев Божий в Библии страшен, но Он, слава Богу, не только гневается, но и любит, и радует, как Отец. Весь мир - и смех, и грех.))) Слова Христа, о горе ныне смеющимся, сказаны в контексте пресыщенности, нарушения меры, и про злобный смех. То, что слова Бога в Библии остроумны, не требуется доказывать, все они ушли в народы в виде пословиц, присловий, поговорок, изречений. Всё чему мы смеёмся ныне взято и переиначено из Писания. Добрый смех, как и тонкий юмор, Господу присущ, как Сущему. Самые первые слова Творца подтверждают это, когда нечто возникало из ничего после Его слов «да будет...», и последующей оценки сотворённого «и увидел, что это хорошо», по сути, это означает — ну, лады, раз сказал да будет, то пусть уже и будет... А то, что люди скажут!? Когда я их сотворю.))) И таки далее, много слов Бога, которые вызывают благодарную улыбку у тех, кто понимает. Для человека улыбка, чувство юмора и добрый смех - есть спасение в отношениях между людьми для того, чтобы не сойти с ума, не впасть в безумие и в лапы дьявола. Христос говорит о спасении души для жизни вечной в отношениях с Богом, чтобы попасть в объятия Бога, а опять же не в когти дьявола. Это два вида спасения и оба они от Бога. Чего стоит только главное наставление Христа грешникам и грешницам: «Иди, и больше не греши»... И меньше тоже… - это же подразумевается, ибо это говорит Бог, который точно знает, что это невозможно для человеков. Человек по неразумию своему ещё может заблуждаться и искренне верить самому себе, который после исповеди и покаяния, сам себе, и ближним, и Господу говорит, молотя для убедительности себя в грудь, разрывая рубашку и вырывая волосы: «Да больше!? Да, чтобы я!? Да, ни—!ког—!!—да»!!! Человек всякий лжив, в том числе и искренне лжив, как в этом случае. Но Бог то всё знает наперёд... Вот как Ему без чувства юмора!? Никак. Он пообещал Ною и всей земле, после потопа больше не истреблять всё живое на земле. Как Ему вынести всё то, что мы, утратив страх, вытворяем, без чувства юмора? Ещё раз - никак.))) А в самом обещании больше не истреблять тех, кто сами всё равно помрут, а при жизни друг друга заживо жуют, сколько юмора!? Улыбка, чувство юмора и добрый смех - это и есть, возможно одна из форм, смирения человека с Богом, с самим собой и со всем остальным миром. Это дар Божий. А раз так, то этого всего, как впрочем и всего прочего, у Бога - завались, как у Матроскина гуталину.))) Имя патриарха, единственного сына Авраама, как отца многих народов - Исаак, который является прообразом Иисуса Христа, переводится на русский язык, как «Тот, кто будет смеяться». Очевидно, что не злорадный смех имеется ввиду. Русская Православная Церковь сегодня предлагает к осмыслению следующую историю в изложении моего любимого за краткость слога апостола Марка: «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми». Вся эта история и остроумна, и пронизана славным юмором, и искрится добрым смехом. Так, что мой Бог - совершенно остроумен, добродушно смеётся, и милосердно шутит, и благостно веселится, и вино пьёт с грешниками и грешницами и при этом вечно свят!!! Вот это Отец, так Отец!!! С чем я сам себя и всех нас поздравляю! 

Безусловно, смех не грех. Мне, молодому православному и старому ныне бывшему в институтские годы КВН-щику, интересна тема смеха. Многие богословы пришли к выводу, что смех это грех, ибо Христос не смеялся. Кроме того, ныне плачущие воссмеются, и наоборот. Первые блаженны, вторым – горе. Тем, кто ныне плачет, в будущем обещано блаженство в виде смеха. Порассуждаем немного. Бог не может обещать в качестве награды грех, поэтому смех - не грех, ибо является блаженством. Каждый, кто искренне смеялся над собой, знает. Смеяться над ближним зло, не любя - грех потому, что это уже не смех, а насмешка. Смеяться над собой – блаженство, потому что, смеющийся над собой уже утешился, смирился и радуется здесь и сейчас тому, что есть, и надеется, что сам исправится к лучшему. Смех младенца, его чистая улыбка и искрящиеся добротой глаза не могут быть грехом ни при каких обстоятельствах, ибо это высшее проявление красоты и гармонии мира. А счастливый и добрый смех любимой? Если сердце переполняет радость, то лицо расцветает улыбкой и небесно чистым смехом. Добрый смех лечит, сарказм и цинизм, как злой смех, калечит. Чистый смех не имеет ничего общего с той пошлостью, которой заполнены отношения между людьми, время телепередач и концертов, так называемых «юмористов». Если мы себя слишком серьёзно воспринимаем, то не гордыня ли это? Если добрым смехом не облегчать ношу духовного познания мира, то не надорвётся ли разум и душа? Нужна же отдушина для души. В самом замысле Творца о человеке, заложен и смех - и грех, и скорбь - и радость. Человек и есть – и смех, и грех. Без смеха не победить зла. Как человек причастен греху, так же он причастен смеху. Екклезиаст разрешил противоречие между ныне плачущими и ныне смеющимися просто: «есть время плакать, есть время смеяться», всему своё время и каждому своё. Добрый смех очищает сердце и дарит ему тепло. Смех против страха, против гордыни, против уныния – снадобье от Бога. Ибо и Бог смеялся над гордыней, и Христос насмеялся над дьяволом в аду, и праведники боролись смехом со страхом. А Христос смеялся над собой хотя и был безгрешен. Вот она победа смеха над грехом. Чистого и доброго смеха вам господа грешники!!! Это путь к Богу.

На такой хорошей волне вспомню некоторые Шутки и Хохмы Божии, которые лично у меня вызывают улыбку.

Первый эпизод: «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин.21:17-18).

Так пошутил Иисус с Симоном Иониным, прозванным Петром или Кифой, то есть по-русски - Камнем, поручив ему пасти Его овец, на что русский народ придумал присловье «Он - молодец среди овец, а супротив молодца - сам овца». Да-а, пастух из тебя, Кифа, так себе, прямо скажем... Ну, какой из камня пастух?! А что делать? – Надо пасти раз Христос приказал! И, конечно, пастырь. которого некто другой поведёт самого куда он не хочет – это ещё тот поводырь, что для евреев, что для других народов. Шутка и Хохма в одном. Юмор только тогда юмор, когда он остроумен, то есть добр, мудр и краток.

Так же весело и по доброму пошутил Христос над своими учениками, когда те на полном серьёзе стали меряться что у кого из них больше, кто первее и ближе сядет в Царстве Небесном к Христу. «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»(Мф.20:20-28). Христос как бы говорит, как я читаю эту беседу между строк: «Ну вы, ребята, дуралеи, честное слово. Учу вас учу, а всё не в коня корм. Просите наобум Лазаря, сами не зная чего, лишь бы просить... «мне хоть что, хоть чёрта в ступе, привези»))) Ну, уж раз вы все такие ушлые, и все хотите быть первыми, так и быть, пусть среди вас будет немного иначе, кто шибко хочет быть главным наипервейшим господином пусть для начала побудет рабом рабов. А вот тот, кто сподобится пройти путь от раба до Господа - «вот тогда и приходите, вот тогда поговорим». На мой взгляд тут тоже Шутка и Хохма в одном флаконе.

Вообще, когда у Господа было хорошее настроение, он любил пошутить и над Отцом Своим, и над Собой, и над своими учениками. И в этом Тоже Он подаёт мне пример. Без доброй мудрой шутки мир слишком серьёзен, уныл, печален и скучен для того, чтобы быть. 

Над чем я смеюсь? Над чем люди смеются? 

Вопрос не праздный. Вот это место у Апостола Луки: «Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Лк.8:49-56).

Они смеялись над Богом полагая, что лучше Него знают чем жизнь отличается от смерти. Глупцы? Несомненно. Но ведь над чем смеются люди? Я сразу исключаю из рассмотрения ржание ишаков и истеричный хохот шакалов, когда люди до упаду ухохатываются от голых жоп, шуток на уровне половых органов и умения ими пользоваться в разных целях, коими занимаются на современных КВНах и на прочих ТВ передачах кривляки, считающими себя юмористами. Это всё не про смех, это - сатанинское убивание взахлёб настоящей радости жизни. Но ведь и мы смеёмся, не желая им зла, над теми, кого считаем незнайками, неудачниками, тугодумами, глупыми, нелепыми, убогими, над неожиданными действиями и словами. Мы смеёмся над теми гордецами, которые попадают впросак, над лжецами, брехунами и над их жертвами, над безбожниками, над бабниками, над лодырями... По сути, мы поднимаем на смех нарушителей заповедей и законов Божиих... Высмеиваем пороки, которые называют грехами... Смех - это дарованный мне моим Богом путь, способ и инструмент выживания и сохранения радостного отношения к своему Богу, к себе и к своим ближним.

Когда Творец говорит своей твари: выбирай жить тебе со Мной или сдохнуть без Меня - разве это не Шутка и Хохма в одном флаконе? 

Как у меня обстояли и обстоят дела со смехом и шутками злыми и добрыми?

Лет с четырнадцати и до сих пор я сам себя считал и считаю человеком довольно остроумным, обладающим приличным чувством юмора, могущим и умеющим посмеяться и высмеять, а также поднять на пьедестал смеха себя, свою жену, своих друзей, коллег, своих начальников, нашего государя и своего Господа, пошутить над жизнью, над оценками прошлого и над прогнозами будущего, над ситуациями и обстоятельствами, над отношениями, явлениями и процессами. Мои друзья и приятели подтверждали ранее и подтверждают ныне справедливость такой моей самооценки в этой части моей разноликой личности. В институте я пять лет был капитаном команды КВН факультета и института одновременно.

В молодые годы мои шутки были много злее нынешних. Если во время конкурса капитанов или в ином состязании приходила на ум шутка на грани унижения человеческого достоинства и чести противника, то это обстоятельство очень редко останавливало меня от её публичного оглашения. В те годы, выступая на студенческо-преподавательской публике, я заметил, что чем циничнее, чем злее и чем пошлее и примитивнее была шутка, тем более широкий отклик и гомерический смех она вызывала. Как только мы пытались шутить подобрее, более умно и тонко, как нам самим казалось, так сразу количество смеющихся было в разы меньше, и мы могли проиграть КВН или смотр СТЭМов, если вовремя не возвращались к примитивизму, цинизму и пошлости. Злые эпиграммы и обидные пародии более доступны людям даже имеющим высшее образование и учёные степени. Это факт.

Среди друзей и приятелей при общении один на один возможно поднять планку смеха на уровень доброй усмешки, милого мудрого поощряющего посмеивания, но как только собирается компания больше трёх, так сразу планка опускается сама собой, причём чем больше публики, тем ниже она опускается. Приятные смешинки превращаются в гадливое хихиканье. Это закон. 

Я по молодости считал чуть ли не за особую заслугу и гордился собой, если мне удавалось, в том числе и за счёт уничижающих человека шуток, где-то над кем-то одержать, так называемую, победу, например, в научном или в судебном споре. В этом была цель – чтобы процессуальный противник вышел из себя, из своего состояния покоя и равновесия, обиделся, разгневался и лишился тем самым на время способности разумно рассуждать и находить аргументы в защиту своей позиции. Такие выигрыши не то, что не считались зазорными, а напротив составляли славу героя интеллектуальных сражений. Да, я уже давно покаялся, но память услужливо меня стыдит этими фактами до сих пор.

В коллективах, где мне доводилось сотрудничать с разными людьми, всегда образовывался свой мирок из двух-трёх человек, в котором мы над кем-то и про кого-то шутили по доброму, а кого-то высмеивали зло. Вспоминая сейчас эти дела давно минувших дней, понимаю, что над злыми шутили зло, над добрыми и мудрыми – ласково и бережно. И что интересно, как правило все злые были одновременно гордыми и глупыми, а добрые – простыми и мудрыми. Это тоже закон.

Та же ситуация была с начальниками. Мне в целом по жизни Господь даровал хороших начальников, хотя говорят, что хороших начальников не бывает. Я этот вывод подтвердить не могу. У меня был хороший первый научный руководитель. После его смерти мне удалось избавиться от плохого и ему за смену мне дали снова хорошего. При работе в энергетике, в науке, в системе высших учебных заведений, в иных сферах деятельности у меня были или дружеские, или просто хорошие и добрые отношения с главными руководителями. Попадались и недоразумения среди непосредственных начальников, но они разрешались переподчинением меня главным руководителям напрямую. Над недоразумениями, их словами и поступками мы с коллегами, естественно, смеялись. Чаще всего шутили довольно зло, давая оценку их умственным и душевным качествам. Причём это сохранилось до сих пор. Мы, люди, находящиеся кто на седьмом, кто на девятом десятке, продолжаем относиться с юмором, цинизмом и сарказмом к словам и действиям неразумных, горделивых и злобных руководителей, отыскивая в силу опыта способы выполнить разумно, достойно и в интересах компании совершенно дурные приказы и распоряжения. Нам уже не нужно никому ничего доказывать, не нужно думать о карьерном росте или подсиживать своих начальников. Мы уже всё всем и себе доказали. Но «привычка свыше нам дана – замена счастию она». Если же заменить смешное отношение на серьёзное, то результат будет намного хуже и для компании, в которой трудимся, и для руководителей, у которых есть явное не полное служебное соответствие, и для нас. Смех – средство оптимизации процессов выживания для всех участников процессов разделения труда при осуществлении экономической деятельности. Во загнул загогулину, так загнул…)))

С анекдотами похожая ситуация. Есть злые анекдоты про евреев, тёщ, свекровей, про хохлов и про попов, есть добрые - про Илью Муромца, про Василия Ивановича, про Петьку с Анкой, про Вовочку… Про государей анекдоты разные. Про Господа или с упоминанием о Нём – почтительные, чтоб не испортить отношения, не дай Бог.))) Христос своему народу говорил притчами, которые имеют большое сходство с анекдотами. Не с теми анекдотами, которые для «чисто поржать», а с теми, которые тонко и остро помечают особенности мышления и поведения людей и облегчают частичное понимание довольно сложных вещей. Причту или анекдот в состоянии выслушать или прочитать и хоть что-то понять из услышанного почти все, а вот «Философию религии» Гегеля в двух томах– не совсем все, мягко говоря.))) Улыбка и смех помогают сводить, разбивая на части и «шажки», сложное и недоступное к простому для восприятия. В этом их сила в познании и в обучении. 

Остроумных людей, обладающих могучим чувством юмора, великое множество было в истории человечества и немало есть среди ныне живущих. Но в памяти людей остаются только те, кто сумел соединить в одно смех, добро и мудрость, что и составляет понятие Хохмы, то есть Божественной мудрости. Хохма – это когда хорошо и люди этому радуются на своём веку. А человек радующийся и радующий гармонично и одновременно смешон и смеётся. Весело. Да будет так. Аминь.