Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«К сокровищам авиакатастрофы», «Черная мантия для убийцы» «Берегите, мужчин!» «Женатый холостяк» и другие фильмы

Оглавление

«…И началось все то, что уравнивает в зритель­ном зале детей и взрослых, заставляя забыть обо всем на свете. Происшествия, опасности, засады, побеги. Головокружительные, ошеломляющие гонки: по воздуху — на вертолетах, по воде — на глиссерах, по земле — на скоростных вездехо­дах, в которых несется банда…».

«Берегите, мужчин!»

«Мы к этой мысли давно уже привыкли. С тех пор, как известная статья в «Литературной газете» посоветовала нам охранять жизнь мужчин. От стрессов, житейских неприятностей и прочих бурь, способных отвлечь мужские умы от серьезных и сложных проблем.

Но, согласитесь, если фильм под популярным призывом «Берегите мужчин!» появляется вдруг в мартовском репертуаре, то женские умы могут прийти в смущение. Все же месяц этот отмечен Международным женским днем — и было бы уместнее...

Не стоит огорчаться.

Женщина с звучным именем Марфа, заместитель директора Института физической газодинамики, без пяти минут доктор наук, чьим детищем является опытный, самый крупный генератор в мире,— безраздельно властвует на экране.

Марфа Петровна Родионова — хозяйка жизни, кариатида эмансипации. Она целеустремленно несет на своих плечах дела института. В главке она выбивает валюту. На международной технической выставке спасает от взрыва и по сходной цене добывает плазмотрон. Экстренное совещание, авария с дымососом, научный доклад, горящая изоляция... Все, что связано с генератором, составляет смысл существования Марфы Пет-ровны.

Однако, в отличие от большинства предшественниц, эта супер-женщина, которую актриса Нина Русланова играет не без доли грусти, стала героиней кинокомедии.

«Берегите, мужчин!» — лента ироническая. И режиссер-комедиограф Александр Серый строит ее на «обмене ролями», на гротескном, шаржированном сопоставлении мужских и женских характеров, измененных современной жизнью!

Поэтому название комедии звучит несколько парадоксально, а расстановка сил в комических ситуациях часто напоминает футбольное сражение, в котором разыгрывается матч века.

С одной стороны — раскрепощенные, лидирующие победительницы. С другой — инфантильные жертвы, задавленные феминизацией. Два «облака в штанах»: муж Вовик, инженер по швейным машинкам (Леонид Куравлев), и преуспевающий, «социально полноценный» скульптор Егор Граф (Александр Лазарев). Оба, при всей полярной несхожести, пеняют на остывшие семейные очаги, знают цену мужской солидарности и коллекционируют колокольчики.

И положение, и сражение сторон, конечно, рассчитаны на смех в зрительном зале. Но смех здесь возникает разный — и веселый, и горький.

Если в модной мастерской Графа, как эстетический идеал, возвышается дикая, мамонтоподобная, отлитая в металле «Женщина будущего»; если под команду рослого бригадира: «Навались, эмансипация! » сотрудницы НИИ тянут на канатах трехтонный контейнер; если в разгар драки Марфа Петровна кричит: «Кто так дерется?! Врежь ему»...— то, несмотря на комедийную условность и эксцентрику, чувство юмора нам изменяет.

Слова великого сатирика: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!» — оказываются уместными во многих жанровых сценах фильма. И, вероятно, не случайно одна из них происходит в скверике у старого памятника Гоголю...

Но времена меняются.

Так, может, путь женщины к самой себе уже не очень долог?

А возвращение мужчины к своим правам и месту в жизни уже не очень далеко?

Поживем — увидим.

-2

«Кто стучится в дверь ко мне...»

«Раз в крещенский вечерок» началась эта неожиданная история, которая поставила в затруднительное положение основных ее участников и повлекла за собой непредвиденные и драматические события.

Случай всегда врывается в жизнь без предупреждения, на то он и случай. Никто не застрахован ни от его появления, приятного или неприятного, ни от его законов.

Но реакция на случай, который может оказаться своеобразным испытанием, часто обнаруживает сущность характера человека. Ведь в конечном счете важен не сам по себе исключительный факт, а наше к нему отношение. Важна линия поведения, которую мы выбираем в жестких условиях обстоятельств.

Сюжет картины «Кто стучится в дверь ко мне...», поставленный по сценарию Татьяны Хлоплянкиной режиссером Николаем Скуйбииым, предлагает непривычную, критическую ситуацию, в которую по воле случая попадают обычные люди, живущие обычной, устоявшейся жизнью.

А произошло «в крещенский вечерок» следующее. Где-то на окраине большого города, в районе новых застроек, в одной из многочисленных квартир огромного дома собрались гости. Это были милые, современные, интеллигентные люди. Узкий круг самых близких друзей, знакомых со студенческих лет, понимающих друг друга с полуслова (в силу привычки — иронического). Как и положено, с восходом первой звезды в этот вечер они гадали — «ярый воск топили». Но вдруг, уже в достаточно позднее время, раздался звонок к дверь.

— За мной гонятся! — с порога влетев в переднюю и захлопнув за собой дверь, выкрикнула рослая запыхавшаяся девушка и вошла в комнату.

С момента вторжения этой незнакомки все и началось. Отдышавшись, она спокойно расположилась в компании чужих взрослых людей. Столь же спокойно объяснила, что спасалась от своих приятелей: на вечеринке, где разгорелась ссора, один из них схватился за нож.

Держалась девушка самоуверенно, говорила с легкой ухмылкой и преимущественно на жаргоне. (Точно и броско играет ее молодая актриса Тамара Акулова). Она живо заинтересовалась людьми, к которым попала, и коротко представилась: «Аля».

В конце концов Алю пришлось оставить ночевать. За курткой, которую она не успела захватить при бегстве, на следующее утро сходил Гера (Сергей Шакуров) — хозяин дома, артист небольшого театра. Казалось бы, досадный инцидент исчерпан.

Но вскоре девушка появилась в зрительном зале театра, где играл Гера, и стала постоянно бывать на его спектаклях. Кроме того, исчезнувшую Алю искали приятели, не оставив без внимания новых ее знакомых. И жизнь людей, у которых она скрывалась, наполнилась тревожными последствиями ее визита.

С леденящей вежливостью трое юношей в красивых куртках и лохматых шапках потребовали от жены Геры Нины (Светлана Тома), адрес своей подружки. Спустя время, ей снова напомнили о «просьбе» со зловещим хохотком в спину. Окликнув поздним вечером Геру классическим вопросом о спичках, ему пригрозили: «Смотри, артист, за Алькой должок, с тебя взыщем...».

Все эти события постепенно приводили Нину в состояние страха и отчаяния. Однажды, испугавшись маячившей в темноте фигуры, она бросилась в чужой подъезд. Она звонила во все звонки, стучала во все двери, звала на помощь. Но никто не откликался.

Пытаясь выйти из кольца этой тягостной ситуации, из-под ее насильственной власти, герои фильма неизменно возвращаются к проблеме 18-летней загадочной Али.

Кто она? Мотивы ее поступков объяснятся не сразу. Моральными затруднениями эта сильная, озлобленная на жизненные обстоятельства «девушка, которой не повезло», себя не мучает. Она просто мстит всем и вся за свою неприкаянность и ненужность. Однако в решительную минуту, насколько хватает сил, поступает благородно.

Лишь незадолго до тяжелой развязки, в истории Али многое станет понятным. И вопрос «стоит ли ей помогать», который движет действием фильма и размышлениями героев, найдет свое разрешение.

Но самым серьезным и — открытым — окажется вопрос о причинах запутанной судьбы Али и ее щеголеватых сверстников.

-3

«Серебряное ревю»

Сверкает и серебрится зеркальный лед, танцуют на коньках добрая и злая феи, рыцари, принцесса, стража... Идет репетиция представления балета на льду.

Молодая солистка Лена Сайкова (Марина Яковлева), одаренная, все время что-то придумывающая надежда ансамбля, изводит художественного руководителя Завьялова-Гуранского (Александр Ширвиндт) новыми творческими находками. Сверкают и серебрятся на ярком солнце купола соборов древнего Суздаля. Красивые боярышни в кокошниках мчатся на рысаках. В руках у них хорошенький портативный телевизор. Идет съемка рекламного фильма. Одна из боярышень — Лена Сайкова.

Но в синем высоком небе появляется дельтаплан и приземляется на лесную лужайку. И перед дельтапланеристом и радиожурналистом Юрой Шатровым (Игорь Христенко), как в сказке, окажется хорошенькая боярышня-Снегурочка. Девушка успеет написать на снегу номер своего телефона, и тут же съемочная группа увезет ее на площадку.

С этого романтического момента, как вы понимаете, жизнь молодых людей должна измениться. Что касается Лены, репетирующей роль принцессы, то она оделяет свою героиню новыми свойствами. И опять мучает Завьялова-Гуранского.

В «Серебряном ревю», поставленном режиссером Владимиром Гориккером, много ярких и красочных атрибутов, аттракционов и эстрадных номеров, песенок и куплетов, которым и положено быть в лирической музыкальной комедии. В водевиле, как бы сказали в старину.

Кроме того, «Серебряное ревю» богато сказочными мотивами. Они, как матрешки, спрятаны друг в друге. И как опоясывающая рифма держат сюжет.

Лена, как уже говорилось, занята в спектакле-сказке о юной принцессе, трех ее братьях и рыцаре, которого она полюбила. По утрам она очень внимательно слушает детские

передачи по радио, особенно «Сказки Седого Ремира», который поет детям, кстати, про то, что: «Быть может, опять так случится, Что меж сказкой и жизнью граница Задрожит и рассыплется вдруг...».

Но самое интересное заключается в том, что центральным персонажем «Сказок Седого Ремира» постепенно становится Снегурочка.

Сказка-балет, радиосказка и калейдоскопическая, стремительная жизнь Лены Сайковой постепенно в нашем сознании так переплетаются, что явь начинает выглядеть волшебной сказкой.

А время от времени в действие картины включаются представления на льду. Принцесса на коньках воюет со злой мачехой (Татьяна Войтюк), ищет помощи у доброй феи (Татьяна Катковская) и встречает прекрасного рыцаря (Владимир Лузин). И для Лены Сайковой, маленькой воинственной принцессы, может быть, рассыпается граница между жизнью и сказкой.

На эти эпизоды отпущена значительная часть метража ленты. «Серебряное ревю» полностью вступает в свои права, доставляя удовольствие мастерством исполнения и красотой зрелища. Тем более, что в съемках участвовал Московский государственный ансамбль «Балет на льду», который подготовил специально для этого фильма яркий, изящно поставленный спектакль (балетмейстер Игорь Бельский).

Старшее поколение кинозрителей, должно быть, помнит, каким шумным успехом в середине пятидесятых годов пользовались австрийские, классические для того времени, фильмы-шоу с участием Венского балета на льду.

Прошли десятилетия, изменилась мода и спортивная техника, но канон этого легкого грациозного кинопредставления остался прежним: развлекательный сюжет и блестящая программа шоу на льду. Традициям этого редкого жанра и следует «Серебряное ревю».

-4

«Женатый холостяк»

Комедия! Притом комедия, которая не стыдится пользоваться старым, но нержавеющим оружием из арсенала жанра, любимого зрителем. Есть в новой ленте к непременные для комедии положений неразбериха, путаница, естественно, проясняющиеся в финале, есть эксцентрические трюки и гэги, есть и та мера условности, без которой немыслимо комедийное зрелище.

Посудите сами — в каком это другом жанре возможно, чтобы старушка-«божий одуванчик» легко таскала за собой чемодан,? который взрослый мужчина едва от пола отрывает. Она же, будучи на пенсии, освоила новую специальность — «бесплатно давать советы в свободное от отдыха время».

А где вы видели водителя автобуса, прерывающего готовую вспыхнуть в часы пик в переполненном транспорте перепалку... песней? И такой красивой и душевной, что самыс раздраженные и вздорные пассажиры заслушиваются, забыв о причине ссоры.

Впрочем, с песнями этими с удовольствием познакомятся и будущие зрители фильма. Музыку к ним написал один из популярнейших советских композиторов Александр Журбин, создавший рок-оперу «Орфей и Эвридика», а также музыку к многим фильмам.

Михаил Львовский, известный сценарист («В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ото мы не проходили», «Точка, точка, запятая...» и др.), на этот раз выступил в новом качестве — он написал текст песен.

Какая же уважающая себя комедия возможна без хороших актеров? И здесь зрителей ждет встреча с прекрасными мастерами, давними любимцами. Ирина Мурзаева (та самая экзотическая старушка), Баадур Цуладзе (вы, конечно, помните его по «Не горюй!», «Будьте моим мужем», циклу грузинских короткометражных телевизионных фильмов «Дорога» и др.), Вера Васильева (мать героини), Михаил Пуговкии (директор автобазы, где работает наш герой)... Даже в эпизодических ролях снялись актеры, имена которых говорят сами за себя,— Роман Филиппов, На¬дежда Румянцева, Наталья Крачковская, Муза Крепкогорская...

Конечно, и лирическая история, которая является стержнем сюжета фильма, решается в духе жанра. Случайно познакомившись в поезде и, естественно, с первого взгляда влюбившись в очаровательную попутчицу, уже знакомый нам водитель автобуса Сергей совершает ряд самых энергичных и неожиданных поступков, чтобы завоевать сердце любимой. Так, в ее отсутствие он приходит в дом к родителям молодой женщины и... называется ее мужем. Старики счастливы — наконец-то они познакомились с зятем, живущим в другом городе, которому все недосуг навестить их.

Ничего не подозревающая Тамара приходит в разгар семейной идиллии — новые «родственники» в прямом смысле слова спелись: маленький семейный хор дружно встретил её нестареющим «Сулико». Разоблачить самозванца — значит нанести удар в самое сердце дорогих ей людей, ясно, что Сергей успел очаровать не только родителей, но и се маленького сына. Да и сама виновата: разоткровенничалась с незнакомым человеком в поезде, что разошлась и боится признаться этом родителям, огорчить.

Ободренный первым успехом, Сергей решает — дело за малым: остается покорить сердце избранницы. А она, как и полагается героине комедии, строптива и недоступна.

Роли молодых героев сыграли известные зрителю актеры — Лариса Удовиченко и Юрий Григорьев. …

-5

«Детский мир»

Опытные актеры часто говорят, что сниматься вместе с детьми, особенно маленькими, очень трудно, потому что непосредственность ребенка, детская «жизнь в образе» могут разоблачить тот самый опыт, который называется актерским профессионализмом.

Мы не знаем, как работал режиссер Валерий Кремнев с 6-летним мальчиком Славой Есиновским и сложно ли было Наталье Гундаревой и Донатасу Банионису играть вместе с ним. Но эпизоды, в которых этот мальчик появляется — одни из лучших в фильме, так простодушно, выразительно и свободно ведет он себя перед камерой.

В фильме «Детский мир» речь идет не о знаменитом столичном магазине, в котором часть действия все же происходит, а о маленьком Юре, от отношений которого с Михаилом Петровичем Распоркиным (Донатас Банионис) зависит судьба его мамы, машинистки Люди (Наталья Гундарева) и счастье всех троих, потому что Михаил Петрович и Люля любят друг друга.

Юра тоже любит каждого из них. Поэтому опасения Люли, наверное, напрасны.

Так что «Детский мир» — картина не о «мире глазами детей», а о ребенке в жизни взрослых.

Лирическая история, рассказанная в ней, происходит 31 декабря, сделана в стиле новогодней сказки для взрослых и полна праздничных, бытовых и всяких других хлопот.

Михаил Петрович, например, проводит весь день в поисках игры «Дорожные знаки», которую, как нерушимо верит Юра, ему должны принести гномы. И Люлю огорчать нельзя — она может решить, что он недостаточно внимателен к ее ребенку...

И вот Распоркин бегает из магазина в магазин, туда и обратно, и снова туда, и снова обратно, пытаясь достать «Дорожные знаки» и попутно объясняя работникам торговой сети и про Юру, и про гномов... Но нигде, как назло, игры нет. А 31 декабря почти на исходе.

...Случилось так, что к новогодней полночи и Люля, и Михаил Петрович лишились подарков, которые преподнесли друг другу утром. Но, по мысли авторов, они обрели нечто большее.

Вспомните рассказ О’Генри «Дары волхвов» и вы поймете, в чем тут дело.

-6

«Женские радости и печали»

...Уже много часов не прекращался бой за каменистый клочок берега, уже отдан был приказ беречь каждый патрон и на связь с Большой землей выходили без кода — как в крайнем случае.

Сбросив каску и закусив ленточки бескозырки, пожилой моряк рванул из окопчика и пошел на немецкую цепь. Десантный батальон морской пехоты особого назначения должен был удержать плацдарм до наступления темноты и обеспечить высадку подкрепления. По святой флотской традиции в бой морские пехотинцы ходили только в бескозырках.

Десант формировался из добровольцев. В числе других была юная радистка, красавица, матрос Марьяна Чернец. В бой она шла первый раз в жизни...

В то время песня Булата Окуджавы, которая заканчивается словами: «До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад...», еще не была написана. Автор ее тоже воевал.

Но когда смотришь фильм «Женские радости и печали», лирическую военную драму о поколении девушек, идущих сквозь войну, то в строки небольшой, негромкой и одной из лучших песен поэта укладывается судьба этого поколения, смысл всего, что происходило и с Марьяной Чернец и ее подругами и друзьями.

«Женские радости и печали» — экранизация одноименного романа Константина Ба- сенко — сделана драматургом Евгением Оноприенко и режиссером Юрием Черным в камерной и скромной манере рассказчика, для которого годы не заслонили, а только высветлили трагическую чистоту прошлого.

Первая любовь, первые разлуки и ожидания, первое горе среди горя всех, первый бой — это история Марьяны Чернец с июля сорок второго по лето сорок третьего года. «...Постарайтесь вернуться назад...».

-7

«К сокровищам авиа­катастрофы»

..лента «К сокровищам авиа­катастрофы» представляет собой чистейший образец острых приключений, связанных в дан­ном случае с тайной местонахождения военного самолета «Янки-Зефир», разбившегося во время второй мировой войны. На борту «Янки- Зефира», отправленного в распоряжение действующего Тихоокеанского флота, были рождественские подарки, награды и ордена, сливовый пудинг, ящики с виски и 50 миллио­нов долларов в золотых слитках.

Пропавший самолет искали. Но нашел «Янки-Зефир» спустя десятилетия ста­рый пьяница Гибби, независимый и остроум­ный человек, охотник за оленями. Обнаружив в салоне самолета ящики с виски, он решил, что наконец-то ему очень повезло. А наткнув­шись на медали, рассовал коробочки с ними в карманы и продал в ближайшем баре, жутко торгуясь. Но через пару часов бармена схвати­ли мрачные тренированные люди, примчавшие­ся в машинах, похожих на легкоходные танки. Банда мистера Брауна, конечно, вышла на Гибби — и началось...

И началось все то, что уравнивает в зритель­ном зале детей и взрослых, заставляя забыть обо всем на свете.

Происшествия, опасности, засады, побеги. Головокружительные, ошеломляющие гонки: по воздуху — на вертолетах, по воде — на глиссерах, по земле — на скоростных вездехо­дах, в которых несется банда Брауна за секре­том Гибби...

А пейзаж скалистого озерного края, на фоне которого происходит эта история, суров и ро­мантичен. И так красивы эти сизые горы и зеленые прозрачные озера, что имеют для нас самостоятельную ценность, как в «Клубе кино­путешествий ».

Но снова и снова, полагаясь ли: товарищества, свои головы и, конечно, ноги, уходят от стремительного преследования Гибби, его дочь Салли и компаньон Барни, по мере сил приближаясь к сокровищам «Янки-Зефира» и совершая все то, что и положено совершать благородным героям настоящего' приключения, снятого в традициях американского вестерна с любовью и к самим приключениям, и к их искателям...» (Кеймах, 1983).

Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - журналистка Татьяна Кеймах.

(Спутник кинозрителя. 1983. № 1).

Бонус:

-8

«Черная мантия для убийцы»

«На экране крупным планом лицо мужчины. Лицо и ножницы в чьих-то руках, с тихим позвякиванием отрезающие воротник у белой рубашки. Место действия — тюрьма, время действия — наши дни. Перед казнью осужденному на смерть отрезают воротник рубашки — ничто, даже тонкая полоска ткани, не должно помешать ножу гильотины обрушиться на шею смертника. И так же, как точен и неумолим механизм гильотины, точен и холоден механизм государственной машины. Звенья его отлажены с предельной четкостью, беспощадно перемалывают они все, попавшее между их жерновами.

В фильме «Черная мантия для убийцы» жизненные позиции действующих лиц разграничены четкой демаркационной линией. Для одних (и их большинство) вышеизложенная точка зрения является непреложным законом, аксиомой, ИСТИНОЙ, не требующей доказательств. Их оружие в жизненной борьбе — весь арсенал средств подавления, от автоматов и снайперских винтовок до внешне корректных разговоров «по душам»...

Оружие других - убежденность, вера в добро, справедливость, невозможность мириться с беззаконием.

Для адвоката Флоранс Нат вопрос, к какой из этих двух групп принадлежать, не стоит. Для нее не существует никаких компромиссов между ложью и правдой, законом и беззаконием, компромиссов, на которые так охотно идут даже самые высокопоставленные государственные чиновники, когда дело касается интересов «большого бизнеса».

Симон Рислер невиновен, но тем не менее приговорен к смертной казни. Буквально из-под ножа гильотины ему удается бежать. И не случайно он, раненый, затравленный, находит убежище в доме респектабельного парижского адвоката Флоранс Нат. Ей не удалось в свое время добиться для него оправдательного приговора, и теперь она решает действовать за гранью официального правосудия.

Удастся ли им выиграть в этой игре, где ставка — человеческая жизнь, или отлаженный, мощный механизм буржуазного государства снова возьмет верх?

Анни Жирардо в роли Флоранс Нат верна себе. Обаяние, ум, насыщенность каждого момента роли действием, точность, достоверность создаваемого образа — все это знакомо нам по ее предыдущим работам. В новой картине талант актрисы позволяет ей обращаться к более масштабным проблемам, проблемам общегражданского звучания. Надежна и безнадежность. Машина насилия и такие «абстракции» как добро и справедливость. На сей раз ареной их вечной борьбы стали события, о которых рассказывает фильм «Черная мантия для убийцы» (А. Городецкий // Спутник кинозрителя. 1983. № 2).