Осенью 2001-го боевики одиозного чеченского полевого командира Руслана Гелаева внезапно атаковали Абхазию.
Выдвинувшись со своих баз в Панкиси гелаевцы в ночь на 2 октября 2001-го года ударили по Кодорскому ущелью Абхазии. Атаковали Гулрыпшский район республики.
Примерно полтысячи боевиков, представителей 20 народов и даже иностранцев, зашли примерно на 70 километров вглубь абхазской территории. И вступили в вооруженное противостояние с абхазскими силовиками и российскими пограничниками.
В самой Абхазии немедля объявлена была всеобщая мобилизация. Абхазские ополченцы-резервисты после тяжелого боя у горы Адагуа-ныха (Сахарная голова) при поддержке российских бойцов к 20 октября полностью вытеснили гелаевцев назад в Грузию. Общая численность потерь - примерно 20 бойцов с абхазской стороны, и около 50 - со стороны боевиков.
Такой неожиданный маневр Гелаева до сих пор остается предметом ожесточенных споров среди специалистов по Кавказу. Как и зачем "Черный ангел" решил атаковать территорию республики, за которую вообще-то в 1992-м сам против грузинской армии воевал.
Непонятно и как хорошо вооруженный отряд "Старика" в минимум 500 штыков преодолел примерно 400 километров по грузинской территории, не встретив абсолютно никакого сопротивления со стороны тамошних военных.
Официальный Тбилиси и тогда президент страны Эдуард Шеварднадзе свою причастность к броску гелаевцев на Абхазию категорически отрицали.
И это при том, что два плененных боевика четко указывали: их тренировали грузинские, арабские и американские военные инструкторы. Причем на грузинской же военной базе в Цинубани, где гелаевцам скобы раздали оружие и форму с провиантом. А Руслан Гелаев в преддверие операции лично встречался для консультаций с господином Шеварднадзе.
Боевики в открытую заявляли и что их к абхазской границе везли военным грузинским транспортом. В сопровождении боевых вертолетов.
- Грузинская сторона нас всюду пропускала, не чиня никаких препятствий, - говорил боевик, ваххабит из Кабардино-Балкарии, Арсен Хандохов. - Более того: доставляла нам еду. Милость Аллаха, что я попал в плен и никаких преступлений совершить не успел.
Для самого Гелаева такая внезапная атака стала отличною возможностью продемонстрировать свою лояльность грузинским властям, на чьей территории он скрывался. Крупно насолить России с другого участка фронта, напав затем в случае успеха, например, на аэропорт Адлера.
Надеялся Гелаев и получить новую базу в Абхазии. А также заработать денег и нового боевого опыта. Хотя сам "Черный ангел" и его люди в целом явно не горели особым желанием воевать против считавших себя братьями чеченцев абхазов.
Существует мнение, что боевики Гелаева должны были зачистить от абхазских солдат крупную территорию. Или, выйдя к берегу Черного моря, просто создать на территории непризнанной республики большой очаг напряженности, куда могли б вступить, пользуясь моментов, регулярные грузинские силы. Так скажем, в целях локального КТО.
- Для самой Грузии такая операция стала бы отличной разгрузкой неподконтрольного Панкисского ущелья - боевики ЧРИ шли б оттуда воевать в Абхазию, где многие сложили б головы.
Однако странный замысел с треском провалился. Гелаевцы не смогли захватить крупных абхазских территорий. До Черного моря не дошли - не хватило сил. Боевики не получили должной поддержки со стороны лидеров сванов, контролировавших тогда часть Кодорского ущелья, того же Эмира Квициани.
Грузинские и тем более американские военные тогда вписываться за боевиков не решились. Несолоно хлебавши Гелаев вернулся назад в Панкисское ущелье. А уничтожен был уже спустя полтора года - в начале 2004-го, пытаясь прорваться уже из Дагестана назад в Грузию.
- По итогу своим необдуманным движением в Кодорское ущелье Гелаев тогда сделал только хуже - здорово испортил отношения абхазов с чеченцами.