Новая серия публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание в церковной лавке «Свеча» напротив храма в честь иконы Божией Матери «Державная» нашего монастыря.
Церковная лавка — место, куда часто приходит человек, еще не знакомый с Церковью. Сестрам нужно не просто принять записки, но еще и ответить на вопросы, направить, порой выслушать и утешить. Руководитель церковной лавки монахиня Анна (Прокудина) рассказала о том, как важна на этом послушании любовь.
— Матушка, сколько времени Вы на этом послушании?
— В церковной лавке я уже лет 13–14, до этого три года несла послушание в гостинице, а также помогала на выставках, которые организует наш монастырь. Первое время в лавке я отвечала за иконы и керамику, а когда стала инокиней, меня назначили руководителем. И вот с Божией помощью я выставляю ассортимент, собираю на это послушание белых сестер и служу ближним.
— Что для Вас самое главное в этом послушании?
— В первую очередь соблюдать заповеди: возлюби Бога и ближнего (Мф. 22: 37–39). Очень сложно возлюбить ближнего, когда мы все разные, импульсивные, со своими недостатками и страстями. Я сама только учусь любить, еще только в первом классе этой школы и до конца жизни буду этому учиться. А прежде чем любить, нужно научиться хотя бы уважать.
В лавке трудятся пять белых сестер, они стоят на кассе, принимают записки. Мне было важно, чтобы здесь трудились именно сестры милосердия, чтобы они могли ответить на вопросы человека о вере и имели опыт общения с людьми. У каждой нашей сестры свое послушание: кто-то отвечает за иконы, кто-то — за изделия из серебра. При этом для меня важно, чтобы между сестрами в лавке была любовь и единство.
— А что помогает обрести единство?
— В начале дня у нас общая молитва, мы молимся за себя и своих близких, за единство между нами и только после этого начинаем наш трудовой путь. Он бывает разный, приходят разные люди, и каждому нужно помочь. Кто-то пришел и плачет. Как ему помочь? Сказать хорошее слово, утешить, чтобы человек ушел от нас не огорченный, а вдохновленный. Иногда это получается. А бывает, скажешь человеку хорошее слово, а ему оно не надо, потому что он не слышит, не видит. Конечно, внутри себя я огорчаюсь, что не смогла достучаться; но бывает такое, что проходит время и человек снова приходит в лавку, — те мои слова на него повлияли, но не сразу. А бывает, что люди возвращаются и благодарят за помощь. Я даже могу не помнить об этом, ведь в лавку приходит очень много людей. И всегда говорю, что это не я помогла, всё делает Бог, Он касается сердца человека, и если оно было окаменелое, то после Божиего слова теплеет.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
— Когда человек приходит в лавку со своей болью и слезами, как к нему подойти, как найти слова помощи?
— Перед тем как подойти к человеку, я всегда прошу: «Господи, благослови, вразуми, что сказать». И тогда Господь начинает действовать. Часто я сама удивляюсь тем словам, которые произношу: я сама не могла этого сказать — через меня говорит Господь.
— А с каким запросом люди чаще всего приходят в лавку?
— Люди приходят написать записки. Еще приходят за утварью, подарками. Мы предлагаем керамику, иконы, книги. За этот месяц очень многие у нас купили молитвословы. Значит, люди начали молиться, и мы этому очень рады. Подсказываем, какой акафист читать. Например, мамам советуем читать о детях акафист Божией Матери «Воспитание», также советуем людям читать Псалтирь о здравии и об упокоении. И объясняем, что такое записка в Церкви. Вот вы написали имена в записке, Церковь молится за этих людей, и Господь невидимо прощает им какой-то грех. А так как вы подали записку, то вы тоже в этом участвуете. Проходит время, а человек, за которого молились, изменился.
Как-то приехал один брат из Витебска. Говорит: «Матушка, я уже два года подаю за двоюродного брата Псалтирь, а он никак не идет на Исповедь». Я говорю: «Вы пишите, а Господь всё сделает». И вот он спустя время приходит и говорит, что брат умер, но перед смертью исповедовался и причастился. Вот так действует Господь, и мы должны Ему доверять.
Нужно писать записки, но и самим внутренне молиться за своих близких и всегда у Бога учиться любви, стараться не осуждать, быть внимательными, трезвыми, бодрыми, вдохновлять друг друга. Мы же православные, мы должны быть радостными! Преподобный Серафим Саровский всегда говорил: «Радость моя!» Мы должны открывать свое сердце и впускать в него всех, кто к нам приходит. Но мы ленивые и жалеем себя, а когда раскрываем себя и впускаем людей в сердце, приходит благодать и ты любишь всех. В монастырь меня и привела благодать, я тогда почувствовала, как люблю всех. Но я не понимала, что это не я люблю, а Бог любит — во мне был Бог. Однако проходит время, ты принимаешь помысел осуждения, раздражения, негатива, и благодать отходит, потому что Бог — это любовь, чистота.
Я очень рада этому послушанию, потому что в первую очередь сама здесь исправляюсь и учусь общению с людьми. Это помогает мне духовно расти. Важно внимательно анализировать, как прошел день, и отмечать, что вот здесь я была не права, вот здесь огорчила человека, а здесь можно было по-другому сказать. Говоришь это Богу, и Он потихоньку корректирует тебя. Но душа всё время страдает.
— Нет уныния, что опять не справился?
— Уныния нет, но я принимаю близко к сердцу, когда понимаю, что была не права. Важно говорить Богу: «Да будет воля Твоя, а не моя». И сестер я этому учу. Бывает, что мы сами решаем сделать человеку добро. А нужно ли оно ему? Есть ли воля Божия на это? В каждой ситуации нужно рассуждать и думать, как же поступить.
В лавку люди приходят разные, бывает, и нервные, раздраженные, злые. И как их угасить? Улыбкой. Можно улыбнуться и сказать доброе слово. А кто-то говорит на это: «Не надо». Ну не надо, значит, не надо, идем дальше — молчим.
Был у меня такой случай, Бог мне открыл слово: «Кто с крестом, тот со Христом», и я вдруг это проговорила вслух. А в лавке в это время была семья. Женщина подошла и сказала: «Матушка, у меня волосы дыбом стали от Ваших слов — мы как раз хотим крестики купить». Они купили, я им одела и повторила: «Запомните: кто с крестом, тот со Христом». Женщина говорит: «Моя двенадцатилетняя дочь никогда не наденет крест». Я попросила привести дочку в лавку, мол, чего за нее решать. Они привели, я сразу сказала: «Какое солнышко к нам пришло! Как тебя зовут, мое солнце?» Понимаете, я раскрыла свое сердце, обняла эту девочку. Она выбрала себе крестик, я ей надела, а у ее мамы огромные глаза. Это сделала не я, всё делает Господь. И важно всегда быть искренним с другим человеком, тогда всё получается. А фальшь сразу видна.
— Вы сказали про доверие Богу, а как Ваше послушание помогает Вам доверять Богу?
— Мысли часто опережают наши действия, но мы должны не забывать сказать перед любым делом «Господи, благослови». Эти слова уже сидят внутри меня. Но бывает, что забываешь сказать, и тогда начинаются искушения, Господь попускает их для моей учебы. Но я снова и снова наступаю на эти грабли и каждый раз говорю: «Господи, всё равно буду вылезать из этой помойки, буду идти вперед, за Тобой». И так каждый раз: идти вперед, учиться служить людям, помогать добрым словом.
В лавке происходит столько чудес — можно целую книгу написать. Как человек здесь радуется!
Как-то в лавке плакал ребенок. Вот он плачет и всё, а я тихонько ему говорю: «Солнышко ты мое» — и посылаю воздушный поцелуй. Он раз — и заулыбался. Они с мамой уходят, а ребенок мне вдруг машет. Белая сестра спрашивает: «Что это было?» А это чудо было. Видите, всем нужна любовь. Всем. Нужна. Любовь.
У меня в гостях была игумения Харитина из Сербии, ей 88 лет. Она такая кроткая, смиренная, всё время смеется. От нее такой свет, в котором хочется купаться, ласкаться, хочется постоять с ней рядом подольше, обнять ее, побыть в этой благодати. Я от общения с ней получила огромную радость. 88 лет — и такой живой человек, глаза горят. Мне на целый день хватило заряда. Иногда достаточно всего минуты такого общения, и после этого полностью меняется душевное состояние. Я даже сестрам советую много слов не говорить людям — надо так сказать слово, чтобы оно запало в сердце.
Как-то в лавку пришел один брат, мирянин. Говорит: «Матушка, мои мама и папа венчаются в храме, какие пожелания им надо сказать?» Какая радость! Столько лет прожили, и у них любовь такая! Я сказала ему какие-то пожелания, но совсем немного, и он от них заплакал. Мужчине за 30 лет, такой высокий, большой — и заплакал. Вот так его сердечко тронул Бог. Приходит через пару дней, ищет меня и спрашивает, что я ему сказала тогда, он хочет это записать. А я совсем не помню, говорю ему: «Солнце мое, это ж было вчера, у меня было другое состояние души, сегодня я уже так не скажу». Возможно, важнее было даже не то, что я ему сказала, а то, как я это сказала. «Смотри в свое сердце», — добавила я ему.
— Часто бывает так, что церковная лавка — это место первой встречи человека с божественным миром. Он может прийти подать записку просто потому, что ему кто-то сказал, что так нужно, но возможно и заинтересуется православной верой. Верно?
— Действительно, азы Православия многие получают именно в лавке. Всех, кто приходит в лавку, направляет Господь, и неважно, через родственника или знакомого. Многие приходят подать записку и в это время задают вопросы, например, а что такое благодать, Божественная литургия, Причастие, Исповедь. Сестры им отвечают. Многие спрашивают: «А можно молиться за католиков?» Можно, мы читаем за них Псалтирь. А можно, продолжают посетители, молиться за некрещеных? У нас есть монахиня Мария (Егерева), которую митрополит Филарет (Вахромеев) благословил читать записки за некрещеных о здравии и об упокоении. Мы объясняем, что такое сорокоуст, молебен, акафист.
Есть вопросы, на которые белая сестра не может ответить, тут не надо фантазировать, а надо отправлять человека к дежурному священнику в храме — он ответит на все вопросы. Или говорим, что у нас проходят беседы, где тоже можно задать вопросы священнику.
— Есть чувство ответственности перед человеком, который впервые приходит в лавку?
— Да. В лавке бывает всякое. Иногда люди говорят: «О, какая здесь тетка злая!» Потому что человек пришел, сам зараженный грехом. Сестра что-то сказала, а он это воспринял как грубость. Все мы здесь учимся, как общаться, как быть с Богом, как любить. Вот я не умею любить, я только учусь. Если Бог будет во мне, я буду любить. А если есть один грех, как я могу любить? Душа в аду. Один грех уже разрушает связь с Богом. Слава Богу, есть покаяние, где можно очистить свою душу.
— Как Вы выстраиваете общение с сестрами в качестве руководителя?
— Тут нельзя быть жесткой. Но, конечно, я должна высказывать свою позицию, свое видение. И сестры должны меня слушаться. Труд в монастыре называют послушанием. В первую очередь здесь должно быть послушание руководителю. Если его не будет, то мы сами не справимся и ничему не сможем научить людей, которые приходят. И если сестра не права, для меня важно, чтобы она попросила прощения у того, с кем неверно поступила.
Я тоже учусь на ошибках и не считаю себя святой, я просто человек. И всегда с сестрами советуюсь, ведь они моя семья. Монашеская семья — моя семья, и сестры в лавке — тоже. Они мне не безразличны, я за них молюсь и отвечаю за них перед Богом. И поругаю, и пожалею, и слово хорошее скажу — это как в семье, всё бывает.
— Человек подал записочку в лавке, а что он может здесь приобрести?
— В лавке мы реализуем монастырскую продукцию: керамику, иконы, изделия швейной мастерской, книги нашего издательства и не только, свечи. Определяем ассортимент вместе с сестрами. Вот керамика, выполненная в технике «процарапка», — это дорогие и востребованные вещи, за ними приезжают люди со всего света. Есть изделия, декорированные деколью. Есть красивые бутылки для святой воды, просфорницы, чашки. Бывает, я даю заказ керамической мастерской: сделайте чайник с храмами в зимнем пейзаже, и чтобы там был олененок или лисенок. И они рисуют. За столько лет в лавке у меня уже есть понимание, что людям хотелось бы.
— А почему Вам хочется заказать на изделии олененка, лисенка?
— Не знаю. Это Бог дает такое видение, чтобы в керамике отражалась красота созданной Богом природы и мира. Чтобы была везде любовь, как в раю. В реабилитационной мастерской «Добродел» делают матрешки, пасхальные работы, игрушки с гречишной лузгой. Мастерская «Благодатное небо» делает ватные игрушки. Пользуются спросом витражи, их вешают на люстру, на окошко.
Конечно, у нас много книг. Есть и консультант по книгам — брат Игорь Полевиков. Я доверяю брату Игорю, но тоже участвую в выборе ассортимента. У нас есть отдел «Азы Православия», где можно выбрать книги для тех, кто начинает путь в Православии. Вот отдельный уголок для книг, посвященных преподобномученице Великой княгине Елисавете, у нас все-таки Свято-Елисаветинский монастырь. Получилось красиво и удобно для тех, кто интересуется жизнью нашей небесной покровительницы.
Часто приходит человек и говорит, что не знает, с какой книги начать. У нас прекрасные книги для начинающих: «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова), «Красная Пасха» Нины Павловой, «Отец Арсений», житие святой Матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, труд святителя Луки Крымского «Я полюбил страдание». Я и сама их читала, когда начинала, и теперь советую другим. Кто наши друзья? Наши друзья — святые. Предлагаем книги о святителе Николае Сербском, труды преподобного Паисия Святогорца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Люди сейчас покупают книги. Очень популярны книги духовника нашего монастыря отца Андрея Лемешонка, мы их тоже на отдельной полке ставим.
— Матушка, что для Вас служение в лавке?
— Думаю, что для служения в лавке Господь выбирает единомышленников, которые могут сказать ближнему доброе слово, поддержать его, полюбить. Это очень важно — научить азам Православия тех, кто к нам приходит.
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU