Найти в Дзене

Вера Мухина. Рижанка, спасшая СВОБОДУ

Дом Мухиных в Риге
Дом Мухиных в Риге

Скульптор Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге, в 1889 году. Купцы Мухины издавна занимались пеньково–льняным делом и через Ригу отправляли пеньку за границу. На улице Тургеневской, 23/25 сохранился дом её детства,
одна из комнат которого, выходящая окнами на ул.Риепниеку, называлась когда–то
«Вериной светлицей». Перед окном высится старое каштановое дерево.

Когда девочке исполнилось два года, от туберкулёза умерла мать… Опасаясь за здоровье дочери, отец увёз её в Феодосию, где она получила свои первые уроки живописи. В 1904 году умер отец…

Воспитанием девушки занялись опекуны — курские дядюшки. В Курске Вера продолжала брать домашние уроки рисования и живописи, первый раз приступила к портрету, написав с натуры горничную Анюту.
Вместе со старшей сестрой Марией и в компании с воспитательницей она часто путешествовала за границу.

Позднее переехали в Москву, где Вера поступила в художественную школу, известную под названием «Студия Юона». Постепенно проявилась тяга к объёмной форме, молодая художница стала мечтать о скульптуре. Хотела учиться за границей, но опекуны и слышать не хотели об этом. Её судьбу решил роковой случай.

На Рождество 1911 года Вера гостила у родных в Смоленской губернии. Во время катания с горы снежные сани налетели на дерево. Девушка разбила голову, сильно изуродовала лицо. Близкие боялись, что после этого она покончит с собой. Чтобы отвлечь Веру от тяжёлых переживаний, ей позволили уехать в Париж.

Во Франции она провела почти два года, занимаясь в художественной академии De la Grande Chaumiere скульптора Антуана Бурделя, ученика Родена и одного из наиболее талантливых скульпторов Франции. Война 1914 года прервала возможность дальнейшего обучения за границей.

Захваченная общим желанием чем–либо помочь родине в тяжёлую минуту, она прошла курсы сестёр милосердия и проработала в лазаретах для раненых до середины 1918 года. В том же году Вера Игнатьевна вышла замуж за военного врача Алексея Замкова.

К 1919 году относится её большая работа над памятником русскому просветителю Н.И.Новикову. Впервые же Вера Мухина выставилась в 1926 году на скульптурной выставке в Историческом музее. Из наиболее ярких работ
того времени можно назвать
«Крестьянку» (1927), за которую она получила первую премию. Позднее эта скульптура была выкуплена музеем итальянского города Триеста и сегодня хранится в музее Ватикана среди шедевров мирового
искусства.

Крестьянка, 1927 г.
Крестьянка, 1927 г.

Создание знаменитой Парижской группы стало событием не только для Веры Игнатьевны, но и для всей русской скульптуры вообще. Статуя «Рабочий и колхозница», венчающая советский павильон на Всемирной выставке 1937 года, взметнувшись на 75–метровую высоту, затмила собой даже Эйфелеву башню. Осуществление фигур небывалых масштабов из нового, никогда не употреблявшегося материала — нержавеющей стали — явилось большой смелостью. Сроки давались небывало короткие: на модель один месяц, на исполнение в необходимых размерах (23 метра) — 3 месяца. Требовалась особая прозорливость инженерного ума, большая гибкость бригады скульпторов, чтобы справиться с этой грандиозной задачей.

Рабочий и колхозница, 1935–1937 гг.
Рабочий и колхозница, 1935–1937 гг.

Восхищённые французы собирали подписи, чтобы работа Мухиной навсегда осталась у них. Особенно старались парижанки — им очень хотелось иметь символ того, что может сделать женщина.
Но статую вернули в Москву и установили возле Сельскохозяйственной выставки. Несколько раз Мухина писала письма протеста, объясняя, что на «пеньке» (так она величала невысокий — в три раза меньше парижского — постамент) её работа не смотрится. Однако мнение скульптора не учли.

Возвращаясь из Парижа после всемирного успеха своей работы, Вера Игнатьевна вместе с сыном на несколько дней заехала в Ригу, посетив отчий дом, где принимал её бывший мухинский управляющий А.И.Пивоваров.

За работу над Парижской группой Вера Игнатьевна была награждена в 1938 году орденом Трудового Красного Знамени.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Мухина писала: «Волна небывалой войны выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать для себя честью. Портретирование
стало для художников душевной необходимостью и творческой
радостью. Портреты, собранные сейчас в залах Третьяковской галереи, являются попыткой показать индивидуальное
разнообразие героическо-
го русского человека…»

В военное время, в 1942 году, ей было присвоено почётное звание
заслуженного деятеля искусств.

В 1945 году на заседании военного совета в Риге встал вопрос о сносе памятника Свободы, как символа «буржуазного национализма». Мухина была знакома с его автором скульптором Карлисом Зале и высоко ценила школу
латышской монументальной скульптуры, оказывала большую поддержку скульпторам Теодору Залькалну, Карлису Земдеге, Александре и Янису Бриедисам.

В то время она как раз находилась в Риге для налаживания контактов с латвийскими художниками. Вера Игнатьевна присутствовала на заседании в качестве эксперта для художественной оценки монумента. От её слов зависела его дальнейшая судьба, и она смело встала на защиту памятника. Мухина заявила, что он является выдающимся произведением искусства и убедила его не трогать. Сохранилось свидетельство сына В.И.Мухиной — Всеволода Алексеевича Замкова, его письмо, в котором он описывает эту историю.

Портрет скульптора В.И.Мухиной. Художник М.Нестеров
Портрет скульптора В.И.Мухиной. Художник М.Нестеров

Вера Мухина считала, что Искусство — это душа и совесть народа. Всё её творчество — яркое тому свидетельство. В 1945 году, выступая в Союзе художников Латвии, она говорила: «Мне немного необъяснима некоторая безучастность художников Латвии к остроте жизни в их искусстве. Искусство стоит у вас на высоком уровне, в чём мы приятно убедились, побывав у некоторых художников.
Но жизнь у них так безмятежна, как будто над Латвией не слышно ни грома пушек, ни стонов увезённых насильно, ни плача детей. Искусство не может быть обособлено от жизни. Искусство не только удовольствие, но душевная
боль художника…»
В этом высказывании чётко обозначилась принципиальность и взыскательность мастера.

Не стало Мухиной 6 октября 1953 года. Своё здоровье она подорвала, работая над памятником Горькому, на открытии которого уже не присутствовала. Умерла от стенокардии — болезни каменотёсов. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.

О людях, живущих по мечте…

Чем человек отличается от животного?

Как на меня русские либералы ополчились…