Введение
1. Теоретико-методологические основы Государственной политики России в области межнациональных и межконфессиональных отношений
1.1 Основы государственной национальной политики
1.2 Основы государственной межконфессиональной политики
Глава 2. Направления реализации государственной политики в области национальных и межконфессиональных отношений
2.1 Реализация государственной политики РФ в области национальных и межконфессиональных отношений
2.2 Реализация региональной государственной политики в области национальных и межконфессиональных отношений (на примере Волгоградской области)
Заключение
Библиографический список
Приложение
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.
Введение
Актуальность темы. Сфера межнациональных и межконфессиональных отношений становится одной из наиболее приоритетных сфер государственного управления, поскольку в условиях современного общества национальный и религиозный фактор превращается в один из наиболее важных факторов в сфере национальной безопасности РФ.
Отдельным аргументом в пользу актуальности нашего исследования является необходимость развития системы демократических принципов и обеспечения государственных гарантий в сфере защиты национальных и религиозных прав и свобод человека и гражданина.
Полиэтничность российского общества требует эффективного государственного управления, которое выступает одной из главных составляющих процессов создания государства, поскольку процессы консолидации российского общества и укрепления государства, нуждаются в создании условий для развития национальных сообществ и оптимальном учете их интересов и потребностей. В таких условиях механизмам государственного регулирования отводится ведущая роль в процессах управления межнациональными отношениями и надлежащего обеспечения стабильности в стране. Способность власти оперативно реагировать на насущные проблемы, возникающие в сфере национальных и этнических взаимоотношений, имеет существенное влияние на предотвращение и возникновение различных конфликтных ситуаций.
Длительное время сфера межконфессиональных отношений вообще не рассматривалась доктриной конституционно-правовой науки как объект исследования, а в системе государственного управления – как объект управления. Предметная область межконфессиональных отношений, их содержание, структура и характер реализации также оставались за пределами науки государственного управления в целом и исследовались в основном по методологии социологических, политических и философских наук. Государственная политика в области межконфессиональных отношений не выделялась из общей системы государственного управления религиозной сферой.
Актуальность курсовой работы объясняется также взаимосвязью между процессом формирования национального сознания, системы цивилизационных ценностей нации и религиозным учением, царящем в конкретном социуме. Несмотря на то, что церковь отделена от государства, а религия – от государственной идеологии и политики, все же существует прямая связь между религиозным учением и системой мировоззрения отдельного лица и общества в целом.
При таких условиях интерес государства к процессу регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений должен акцентироваться на вопросах установления баланса развития всех без исключения национальных сообществ и религиозных течений, которые своим учением не несут угрозы общественной безопасности, общественному порядку и не имеют целью активацию вражды по национальным или межконфессиональным убеждениям.
Степень разработанности темы. Базой данного исследования послужили работы таких авторов, как: А. Н. Агаларханова, С. С. Алексеев, А. С. Буттаева, В. Ю. Зорин, Е. Г. Маклашова, Н. А. Медушевский, А. И. Минеев, П. Р. Рамазанова, И. С. Родичева, М. Н. Султанахмедов, Д. А. Филимонов и др.
Целью курсовой работы является изучение государственной политики РФ в области межнациональных и межконфессиональных отношений.
Достижение цели предполагает решение таких задач:
- исследовать основы государственной национальной политики РФ;
- рассмотреть основы государственной межконфессиональной политики РФ;
- изучить механизмы реализации государственной политики РФ в области национальных и межконфессиональных отношений;
- изучить практику реализации государственной политики в области национальных и межконфессиональных отношений на территории Волгоградской области.
Объектом исследования выступает система межнациональных и межконфессиональных отношений как составляющая общественных отношений в РФ.
Предметом исследования являются современные механизмы государственного регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются труды отечественных исследователей по управлению и регулированию национальными и межконфессиональными отношениями в современных российских условиях. Основой методологии исследования является общепринятый для отечественной науки, системный подход, согласно которому объект исследования может рассматриваться как целостное образование в условиях современного политико-управленческого процесса.
Качество результатов курсовой работы обеспечивается применением таких методов научного познания, как диалектический, логико-исторический, структурный и системный.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложений.
1. Теоретико-методологические основы Государственной политики России в области межнациональных и межконфессиональных отношений
1.1 Основы государственной национальной политики
Национальная политика – деятельность, направленная на урегулирование межнациональных отношений внутри государства. Национальная политика выстраивается на основании теоретических знаний, принципов, конкретных целей и мер по ее реализации. Именно национальная политика направлена на регулирование межэтнических (межнациональных) отношений в государстве. Ее положения документально закрепляются в соответствующих государственных правовых актах.
Маклашова, Е.Г. определяет государственную национальную политику РФ как: «систему федеральных законов, законов субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ». Данное определение не в полной мере отражает ее сущность, так как в нем раскрывается лишь одна сторона национальной политики – правовая. Но следует уточнить, что ее целью, как ранее говорилось, является создание благоприятных условий для развития всех этнических общностей государства, и выстраивания положительного опыта взаимодействия друг с другом, на основе уважения к культурным особенностям.
По нашему мнению национальная политика – это целенаправленная деятельность субъектов политики (во-первых, государства) по регулированию межнациональных отношений и взаимоотношений между народностями, которая закреплена в юридических актах государства и политических документах. Проявляется в практической деятельности чиновников и органов государственной власти.
Провозглашенные стандарты национальной политики требуют создания четких организационных и правовых механизмов ее реализации.
Основой национальной политики, на наш взгляд является:
- реализация естественного права каждого народа на свободное, достойное и самостоятельное существование;
- искусство согласования национальных интересов;
- сохранение национальной самобытности, культуры и языка каждого народа, а также его гармоничное включение в многонациональную федерацию и в мировую цивилизацию.
Становление и реализация государственной политики в области национальных отношений РФ основывается на применении различных механизмов влияния органов государственной власти на национальное и этническое развитие нашей страны, которые в области государственного управления получили название «механизма государственного управления» и «механизма государственного регулирования». Подчеркнем, что в нашей стране, на сегодняшний день, все еще не сформировано и не достигнуто четкого распределения между указанными понятиями, что регулярно приводит к параллельному или одновременного их использования.
Межнациональные отношений требуют управления со стороны государства, поскольку это – необходимое средство надлежащего выполнения государством собственных функций по эффективной реализации основных принципов национальной политики. Главную роль здесь играют организационные функции, которые реализуются с помощью процессов управления.
Глава 2. Направления реализации государственной политики в области национальных и межконфессиональных отношений
2.1 Реализация государственной политики РФ в области национальных и межконфессиональных отношений
Абсолютное большинство государств современного мира являются полиэтническими и поликонфессиальными, а следовательно, государственная политика в области межнациональных и межконфессиональных отношений является априори актуальной для них. Не является исключением и РФ, являющаяся многонациональным государством. В составе населения России насчитывается более 190 национальностей. Самый многочисленный народ – русские (77,71% населения), второй по численности этнос – татары (3,72% населения), на третьем месте находятся украинцы (1,35% населения). Все остальные народы составляют в общей сложности 17,22%. Многонациональный состав населения страны требует реализации взвешенной этнополитики, целью которой является гармонизация межнациональных отношений, недопущения противоречий и конфликтов на этнической почве. Главные принципы этой политики определены Конституцией РФ, Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года[1].
В современной России ведется работа по сохранению и развитию этнокультурного многообразия, что в свою очередь становится важной стороной гражданской активности, так как обеспечивает удобное духовное самочувствие граждан разных этносов, народностей и способствует стабилизации межнациональных взаимоотношений.
Федеральные законы рассматриваемой сферы в основном направлены на поддержку национальных меньшинств:
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (в ред. от 03.12.2008 № 250-ФЗ);
- Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ (в ред. от 09.02.2009 № 14-ФЗ);
- Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» (в ред. 05.04.2009 № 40-ФЗ);
- Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ);
- Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 июня 2007 г. № 57 «Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений».
Основными задачами государственной национальной политики приведены на рис. 2 (см. приложение).
Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.
Полная версия работы у нас на сайте.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты:
Т. 7-988-027-88-34.