Найти тему

Математика ч. 5 ( числовые домики, состав числа)

Учим-учим, решаем-решаем..а простейшие примеры 2+2 сразу решить не можем. Такой момент, когда надо всё бросить, и начать учить таблицы сложения- вычитания. Надо было раньше, наверное, но, думала, само выучиться. Вот я объясняю, и ребенок научится находить верный ответ за счет понимания ( около 2 лет уже). В начале лета я поняла, что не учатся они у нас сами. Мы бросили всё, и стали зубрить.

В обучении математике ребенка с алалией нужно помнить, что ребенок знает больше, чем может сказать. Когда мы говорим "2+2 будет???" - ребенок вначале пытается обработать запрос и истощается..Поэтому работали сразу и на слух, и на письмо.

1. Опорная карточка. Ребенок должен видеть ее настолько часто, чтоб она прямо отпечаталась в мозгу, и ребенок мог с этим образом работать. Поэтому не стоит ее менять. У нас такая, но можно сделать любую другую, ориентируйтесь на то, как оно у Вас в голове, тогда Вам будет проще по ней объяснить.

-2

2. Слух и речь. Проговариваем каждый пример, как попугаи, с опорой на карточку. Вначале ребенок не должен ошибаться, а должен только повторять. Показываю пальцем на карточке: 1+1 будет 2 ( ребенок просто повторяет), 2-1 будет 1. Повторили, записываем и проговариваем. Записываем в виде примеров и домиков ( домики позже).

-3

-4

После этого нудного и мучительного этапа лучше дать легкое короткое интересное задание, чтоб расслабить мозг. Мы фигуры рисуем цветные, например, красный треугольник, синий квадрат..Задание может быть любым, которое ребенку просто и интересно.

3. Письмо. Пишем и пишем. Записали по пункту 2, а ниже пишем примеры вразнобой в рамках тех домиков, которые знаем. К этому этапу переходим не прямо сразу. Ребенок не должен ошибаться, иначе он запомнит не тот ответ. И не должен думать над ответом, "говори сразу". Не может сказать сразу (значит, не знает), говорим за него, показываем объясняем. Часто ребенок не может назвать верный ответ, потому что отвлекся. Если я спрошу, какой был пример???? Ребенок забыл пример, и о каком ответе может быть речь. Когда мы уже давно учили этот домик и знаем, что ребенок знает ответ, но не говорит, мы проговариваем пример вместе еще раз, при неуспехе еще раз.

-5

На первом этапе лучше запастись успокоительным. Ребенок должен въехать, должен понять, что требуется. И на этом этапе делаем только это. Берем домик на 2 и 3. Если тяжело, то по очереди. Повторяем 100500 раз (тупо один пример раз 5-10). Дальше будет проще. Да, это не математика, это зубрежка, но без этих знаний не будет дальше математики.

Так мы мучались недели 2-3, а потом ребенок въехал. Не скажу, что дальше прямо легко пошло. Тут надо всегда смотреть - ввели новый домик, а ребенок стал путаться в предыдущем. Значит, надо остановиться или откатиться назад.

Если писать в этот день некогда, то повторяем все примеры устно. Особенность в том, что устные результаты у нас значительно хуже письменных. Если я пишу примеры вразнобой на домики до 7, у меня ребенок максимум попутает 1-2 из 15 примеров, да и то за счет невнимальности - пример, допустим, на +, а она напишет ответ для минуса. А на слух все прямо очень грустно.

В итоге за 2.5 месяца выучили домики на 2,3,4,5,6. И следующие идут легче.

Сейчас пишем уже в обычных тетрадках с крупной клеткой. Хочется, конечно, покрупней, но таких не бывает.

Также по-тихоньку письменно ввожу задачки.

-6

Вверху рисунок и словесное объяснение. Вначале ребенку надо было составить пример - решение и написать ответ. Теперь прошу писать на прямой, где числа, где вопрос. Следующим этапом буду учить рисовать этот отрезок. Мы пытались решать задачки на слух, но когда ребенку трудно понять на слух, то это труба( Нужно дать наглядный письменный метод, чтобы звуковая задача в голове сама ложилась на чертеж.

Как итог, про примеры на сложение и вычитание..В сети можно найти много методов с предметами, с числовой прямой и прочим. Метод может быть любым, главное, результат. И если результата долго нет, метод надо менять. Ребенок должен это знать, как и мы с Вами, что ночью разбуди, и мы сразу без лишних предметов дадим верный ответ. Вопрос только во времени обучения, пусть год..пусть два, но ребенок должен это знать.

Предварительно, ребенок, конечно, должен знать цифры, плюс, минус, равно и уметь заучивать стишки или фразы из 5 слов ( к этому мы шли долго).