Маленький ребенок обиделся... Имеет право. Он еще не знает последствий. Просто так выражает свое отношение к чему-то такому, что ему не нравится, к тому, что ему сделало неприятно. И когда его утешают, начинает манипулировать.
Но сейчас – не об этом, а об обидчивости, о том, что может стать с человеком, который, повзрослев, останется обидчивым и будет винить во всех своих бедах только других, а не себя, любимого.
Эта чудовищная болезнь, как показывает практика, поразила многих. И, по словам ныне покойного иерея Даниила Сысоева, лишая счастья, радости, довольства, остается тяжкой страстью, грехом, который порожден ничем иным, как гордыней.
Такой человек постоянно думает только о себе и твердит, что ему все должны, но почему-то не дают и не собираются давать. Обижается до глубины души. Но кто сказал, что ему кто-то что-то должен? Никто ему ничего не должен. Да и человек этот никому ничего не должен. Разве что, кроме любви?
Однако многие «обиженки» упрямо стоят на своем. Они в мелочах каких-то придираются к близким, друзьям, коллегам, к соседям, в транспорте, в магазине, да к любому, кто встретится на их пути. И, впадая в грех обидчивости, не борясь с этой страстью, делающей их безумными, превращают жизнь окружающих в настоящий ад.
Самое ужасное, они постепенно деградируют, доводя и себя, и других до исступления. Любой нормальный человек не сможет выдержать нападок постоянно обижающихся на него. И, что? Многие бросают одержимого такой страстью, обрекая того на одиночество.
По словам батюшки, «…самое страшное в этом грехе это то, что его грехом не считают, в нем не каются, с ним не борются...» В его практике были случаи, когда обидчивые люди, доводя близких или чужих людей до изнеможения, не собирались исправляться. Ведь считали, что их собственное поведение нормальное. И если священник пытался им что-то объяснить, то и он автоматом попадал в список «обидчиков».
Почему обидчивость – грех? Потому что цепляет к себе, связывая в тяжкий узел, греховные состояния в виде осуждения, злопамятства и мстительности. Как писал свт. Григорий Богослов, желание мщения у обиженного велико, и «если устремляется наружу, есть гнев, а если остается внутри и строит зло, есть злопамятство» (свт. Григорий Богослов). То есть грех тянет за собой другой. А ведь приступать к Святым Христовым Тайнам следует с чистым сердцем.
Не все готовы отказаться от греха. Не все собираются кого-то за обиду прощать. По сути, капитулируют перед этой страстью, показывая свою слабость перед ней. В итоге, готовы жить, как в аду, нося в себе обиды, только бы не унижаться, только и жалея себя, обиженного?
Как исцелиться от обидчивости? С одной стороны, никак, если не осознать, что эта разрушительная страсть бушует в нас и от нее нужно срочно избавиться. А с другой, надо хорошенько потрудиться. Господь, видя старание, непременно поможет.
Давайте обратимся к этим словам апостола Матфея: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14–15).
Все же сложно простить? Послушаем священника Валерия Духанина, который дает практический совет:
"Надо посмотреть на себя как бы со стороны — увидеть всё безобразие этого состояния противной обиды. А после этого, воздохнув от самого сердца, сказать Господу: «Боже, прости меня грешного, немощного, помоги освободиться от этой обиды, спаси тех, на кого я обижен, даруй мне свободу любви... А на литургии молись об обидчике... О нем "надо молиться, чтобы духовно помочь ему. И, конечно же, воздавать за зло добром... »
Безусловно, на душе станет легче, если молитва будет чистой и сердечной. А через прощение и молитву в нашу жизнь привлекается Божия благодать, которая меняет человека.
Священник Алексей Веретельников напоминает нам слова Господа, которые были одним из древнейших предписаний к совершению Евхаристии о жертве, которую несут к алтарю: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди..." (Мф. 5:23, 24)
"Поэтому, - говорит батюшка, - необходима молитва, не воздаяние злом за зло, самоукорение, смирение, сознание того, что даже если обида была по «человеческой правде» действительно сильная, то она имела место не без попущения Божьего, чтобы, может быть, покрыть какие-то собственные грехи."
Главным мотивом, почему надо начать бороться с обидчивостью, должна стать надежда на блаженную жизнь с Богом в вечности.