«Так говорит Господь Саваоф: …теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла», - 1-я Книга Царств, глава 15:2-3.
Одна из наиболее распространенных «предъяв» так называемых христиан к так называемым иудеям, состоит в том, что у последних, якобы, очень суровый Бог. И действительно, «добрый волшебник Яхве», по выражению советского писателя Корнея Чуковского, затопил мир, уничтожил два города огнем и дождем из серы, избавился от всех первенцев в Египте, призывал своих адептов отправить под нож целые народы.
На самом деле, это очень старый вопрос. Еще ранние христиане были обеспокоены различиями между ветхозаветным Богом и его более мягкой евангельской версией. Гностики, одна из сект, возникшая в конце 1-го века, вообще считали, что Яхве был богом-изгоем, который отделился от «настоящих богов», чтобы создать мир в акте злобы…
Но давайте не будем слушать то, что они говорили – их верования церковь давно отвергла. И не забывайте, что и в Новом завете дедушка может тряхнуть стариной – вспоминаем Апокалипсис Иоанна Богослова и знаменитую фразу о том, что Иисус пришел, чтобы не мир принести на землю, а меч – как бы ее не понимать.
Тем не менее, вопрос остается. И богословский ответ на него состоит в том, что Всевышний действует, как опытный хирург, который отсекает поврежденные конечности, чтобы сохранить организм в целом. Ведь всемирный потоп был ниспослан не просто так, а чтобы избавиться от тех, кто погряз в грехе и распутстве. И впоследствии он поступает точно так же, никого не карая напрасно.
Если вы прочтете Библию от Ветхого завета до Нового, то можно увидеть, что Бог… развивается, за неимением лучшего слова. Он начинает, как суровый судья, а со временем становится строгим, но справедливым отцом не только для избранного собой народа, но и всего человечества.
Он, так сказать, взрослеет, но не сам по себе, а по мере нравственного совершенствования людей. Как говорил Иоанн Златоуст, «…так как иудеи не сознавали своих грехов, а не сознавая, не желали и прощения их, то Бог и дал им Закон, который открывал бы их раны, и чрез это побуждал их искать Врача».
Если вам нужен ответ не с религиозной, а с исторической точки зрения, он будет звучать примерно так. Ветхий завет был написан теми людьми, жившими в сложные времена в мире, который сильно отличался от нашего. То, что нам кажется слишком суровым и беспощадным, было совершенно нормально для той реальности, которая существовала три тысячи лет назад.
Люди писали о том Боге, в котором они нуждались. А семитское божество, которое впоследствии стало ветхозаветным Яхве, начинало, как покровитель кузнечного ремесла, войны и грозы. Именно на этого небожителя сделала ставку группа изгнанников из Египта, которая пришла в Ханаан в период кризиса бронзового века, когда там исчезали и появлялись народы и целые царства. Они хотели себе СИЛЬНОГО покровителя.
Чем их Всевышний отличается, скажем, от олимпийских богов? Тех бессмертных и всемогущих существ, который были блудливыми, мелочными, ревнивыми и мстительными? Тех, которые начали Троянскую войну из-за несогласия с результатом конкурса красоты?
Греки, впрочем, прямо соглашались с тем, что их боги – очень неприятные личности. В египетской, шумерской и любой другой мифологии тоже были такие. Поэтому, Бог Ветхого завета не суров – он вполне соответствует своему времени. Какая жизнь, такие и боги.
Впрочем, с каждым новым периодом истории Яхве заметно смягчался. Сначала он сохраняет только семью Ноя из всего человечества, затем выбирает народ, чтобы тот был примером для всех людей, карает его врагов, но и сам народ во грехе не милует, затем говорит, что нет ни римлянина, ни иудея…
Как евреи росли и менялись от союза племен до государства с более сложным обществом, так менялось их понимание мира и потребный для данного состояния общества Бог. Поэтому мы не можем назвать его слишком суровым.