Найти тему

Поезда до Уфы от "Угольной горы" - родины Юрия Шатунова

Всем добрый день! И сегодня у нас снова будет кусочек Башкирии. Но на этот раз не север - северо-восток, а юг. Расположен там городок Кумертау, название которого в переводе с башкирского и переводится как Угольная гора. Вообще сведения о том, что здесь может быть уголь, относятся еще к началу XVIII века. Эти предположения были подтверждены записями о том, что местный землевладелец - некий Ипполит Шотт - который владел здесь винокуренными заводами, активно "гнал" спирт из угля, который добывал поблизости. Уже после революции на разработки Шотта обратили внимание, а участники ряда геологических экспедиций, снаряженных в этот район, действительно подтвердили, что выхода угля присутствуют. Но главные изыскания были проведены уже после войны, когда группа под руководством А.Т. Пономаренко проводила большие изыскательские работы в Южно-Уральском буроугольном бассейне. Вот рядом с разведанным месторождением и возник сначала поселок, а затем и город. Вот 9 сентября 1947 года поселок и был впервые упомянут, а уже в 1959 году он стал городом. В итоге уголь будут добывать на протяжении шести десятков лет, но в 2009 году предприятие по добыче все-таки будет ликвидировано. Но за это время в городе сумели наладить функционирование предприятия совсем из другой области. Здесь располагается авиационный завод, на котором выпускаются знаменитые вертолеты КБ имени Камова. На всякий случай, если кто-то вдруг пропустил ту публикацию, напишу, что Камов - уроженец моего родного Иркутска. У нас в самом центре города не так давно открыли единый памятник легендарным авиаконструкторам Милю и Камову.

Памятник Милю и Камову в Иркутске
Памятник Милю и Камову в Иркутске

А вот в северной части Кумертау совсем недалеко от железной дороги есть контактный парк авиационной техники. Вот относительно недавно во многих городах в моду вошли контактные зоопарки, а здесь контактные вертолеты.

Кумертау. Фото с сайта https://dzen.ru/a/XhXDOs3bcQCxbjtG. Взято с Яндекс.Картинки
Кумертау. Фото с сайта https://dzen.ru/a/XhXDOs3bcQCxbjtG. Взято с Яндекс.Картинки

Ну и, возможно, что кому-то этот город будет интересен тем, что здесь родился один из самых знаменитых музыкантов периода распада СССР - Юрий Шатунов. Знаменитый солист "Ласкового мая". Вот сейчас послушаешь их песни и понимаешь, что не так и плох был "Ласковый май". Какой-то смысл хотя бы был в песнях в отличие от многих современных шлягеров.

Вот маршрут движения поездов из Кумертау я и предлагаю сегодня вспомнить. Было их не так и много. И начнем, как обычно, с 1961 года. В 20:10 отсюда отправлялся поезд № 69/70 на Уфу. Количество расцветок, которые за последние годы сменил вокзал Кумертау, просто поражает. Сразу же вспоминается: "Хозяин, а может быть этот колор?". Он был таким:

Вокзал в Кумертау. Фото с сайта https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Файл:Кумертау_(станция),_Башкортостан.jpg. Взято с Яндекс.Картинки
Вокзал в Кумертау. Фото с сайта https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Файл:Кумертау_(станция),_Башкортостан.jpg. Взято с Яндекс.Картинки

Таким:

Вокзал Кумертау. Фото с сайта https://leftie.ru/jd/kumertau. Взято с Яндекс.Картинки
Вокзал Кумертау. Фото с сайта https://leftie.ru/jd/kumertau. Взято с Яндекс.Картинки

И даже таким:

Вокзал Кумертау. Фото с сайта http://ufavesti.ru/1946-v-kumertau-zapustili-programmu-po.html. Взято с Яндекс.Картинки
Вокзал Кумертау. Фото с сайта http://ufavesti.ru/1946-v-kumertau-zapustili-programmu-po.html. Взято с Яндекс.Картинки

Через некоторое время после отправления поезд выписывал две замысловатых петли с разворотами на 180 градусов каждая около Канчуринского подземного хранилища газа. Вот на карте хорошо видна черная линия изгибов железной дороги.

петли железной дороги около ПХГ. Google.Earth
петли железной дороги около ПХГ. Google.Earth

Пейзаж же за окном пока выглядит примерно вот так:

Окрестности железной дороги на Стерлитамак. Google.Earth
Окрестности железной дороги на Стерлитамак. Google.Earth

Вдали видны небольшие холмы, но в целом больше пока походит на равнину, а не Южный Урал. не случайно эти места называют Предуральский прогиб.

По пути поезд минует еще один крупный город в Башкирии - Салават (но в те годы он тоже только начинал развиваться - известен с 1948 года). Знаменит же Салават тем, что здесь расположено единственное в стране предприятие, на котором производится гептил - ракетное топливо.

Салават. Вокзал. Фото с сайта https://2gis.ru/salavat/gallery/firm/7600352652196163/photoId/30258560051758012
Салават. Вокзал. Фото с сайта https://2gis.ru/salavat/gallery/firm/7600352652196163/photoId/30258560051758012

Через три часа после отправления с начальной станции поезд оказывался в Стерлитамаке. Там он стоял 21 минуту и отправлялся далее на север. Это, кстати, второй по численности населения город в Башкортостане - в первой сотне среди всех российских городов. Тамак можно трактовать как устье. А Стерля - это река.

Ну а дальше железная дорога существенно отклоняется на северо-восток, а затем на северо-запад. Пейзаж за окном всё тот же - равнинный:

Google.Earth
Google.Earth

В общем, ровно в 4 утра поезд прибывал в Уфу.

Был в 1961 году из Кумертау и другой поезд - № 501/502 в Тюльган. Там время на весь маршрут чуть более двух часов. Это уже Оренбургская область.

К 1969 году скорости изменились не особо на этом маршруте. Поезд чуть позднее отправлялся из Кумертау (№ 227/228) - в 20:55, но и прибывал в Уфу на 21 минуту позднее - в 04:21. Сохраняется поезд и в Тюльган. Но он теперь грузо-пассажирский 900-й нумерации.

В 1980 году в справочнике обнаруживается и еще один поезд - Кумертау- Учалы № 607/608. И вот у него маршрут куда более протяженный. До Уфы он следует тем же маршрутом, а вот затем следует уже хорошо знакомой нам красивейшей дорогой через Кропачево, Усть-Катав, Златоуст, Миасс, откуда отворачивает на Учалы. Это тоже Башкирия, но совсем в другой стороне - на востоке Республики. И здесь нашли не уголь, а золото.

К концу 80-х гг. из Кумертау в Уфу ходит уже пара поездов, плюс еще один всё тот же № 607/608 на Учалы. То же самое в 1995 году. Вот только время в пути не сокращалось, а увеличивалось. Лишь в 2004 году появился более-менее быстрый № 623, который на весь маршрут Кумертау-Уфа тратил 4 часа 50 минут.

А в 2024 году поездов дальнего следования через этот город нет - только пригородные поезда на линии Оренбург - Уфа. Время в пути до Уфы 4-4,5 часа. До Оренбурга немногим более двух часов. Кстати, такая же ситуация и в Салавате, и даже в Стерлитамаке. Только пригородные поезда.

Спасибо, что следите за этим блоком на канале! До встречи на новых публикациях!