Найти тему
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. На пути к танку - "Малыш Вилли", 1915

Оглавление

Идея о создании защищённой боевой машины, способной изменять ход битвы, витала в воздухе ещё с конца XIX века. Однако первый работоспособный прототип появился лишь спустя два-три десятка лет. Сегодня мы поговорим о первом в мире прототипе танка - “Малыш Вилли”.

"Малыш Вилли" вошёл в историю как первый работоспособный прототип танка. Но по целому ряду причин он не пошёл в серию. Фотография в свободном доступе.
"Малыш Вилли" вошёл в историю как первый работоспособный прототип танка. Но по целому ряду причин он не пошёл в серию. Фотография в свободном доступе.

История создания

Идея создания нового класса боевых машин пришла к полковнику Эрнесту Суинтону на основе анализа текущей ситуации на Западном фронте Первой Мировой Войны. Он увидел, как немецкий пулемётчик, засевший в гнезде, укладывает английских солдат в перекопанную артиллерией землю. Солдаты вынуждены были идти в атаку практически без поддержки, ведь бронеавтомобили, которые у армии Великобритании уже были, не могли проехать по перепаханной земле. А бить артиллерией по внезапно уцелевшему пулемётчику тогда ещё не было принято.

Полковник Эрнест Данлоп Суинтон, "отец" британских танков. Фотография в свободном доступе.
Полковник Эрнест Данлоп Суинтон, "отец" британских танков. Фотография в свободном доступе.

Тогда-то Суинтон и вспомнил опыт англо-бурской войны, когда солдат британской армии перевозили в своеобразных “бронированных телегах”, влекомых за собой паровым трактором, тоже обшитым листами стали. Такие “сухопутные поезда” были достаточно эффективным способом защиты против ружей, имевшихся у буров, а при необходимости в стенках таких бронетелег открывались бойницы для обстрела противника. Эту идею он и решил попытаться воплотить, однако есть один нюанс.

Так выглядел "африканский поезд" из бронированных телег. Фотография в свободном доступе.
Так выглядел "африканский поезд" из бронированных телег. Фотография в свободном доступе.

Он не собирался придумывать бронетранспортёр - с этим вполне справлялись бронеавтомобили тех лет. Он решил разработать на базе гусеничного трактора Holt 75 бронированную пулемётную машину, способную прикрывать пехотинцев на поле боя при помощи пулемётного и пушечного огня. В своих записях Суинтон писал:

«Главная сила обороны противника заключена в умелом сочетании заграждений из колючей проволоки и пулеметного огня. Глядя на все это, я непрерывно думал о том, как этой силе противостоять. И вот после двух недель таких раздумий у меня родилась идея бронированной машины, которая должна была быть самоходной, иметь броню, защищающую от вражеских пуль, и вооружение, способное подавить неприятельские пулеметы. Машина должна была передвигаться по полю боя, несмотря на траншеи, разрывать проволочные заграждения, и преодолевать эскарпы»

Свои соображения он в письменном виде направил фельдмаршалу Джону Френчу, командующему британскими экспедиционными силами на Западном фронте. Но Френч идею не оценил - он вообще был “товарищ со странностями”, резко консервативный и неуживчивый. Однако первая неудача не сломила Суинтона и он направил такие же письма военному министру Горацио Китченеру и командующему Королевским флотом Реджинальду Бэкону. Но то ли письма не дошли, то ли не вызвали у них интереса - ответа Суинтон так и не получил. Тогда он обратился к своему старому другу, полковнику Морицу Ханки, который и свёл его с министром ВМФ сэром Уинстоном Черчиллем. И вот он-то к этой идее отнёсся с большим интересом.

Изначальный проект имел башню с пулемётно-пушечным вооружением, но впоследствии от башни отказались. Изображение в свободном доступе.
Изначальный проект имел башню с пулемётно-пушечным вооружением, но впоследствии от башни отказались. Изображение в свободном доступе.

В феврале 1915 года под руководством Черчилля был организован “Комитет по сухопутным кораблям”, в котором были разработаны спецификации будущей боевой машины, а лейтенанту Уолтеру Гордону Уилсону и инженеру Уильяму Триттону были даны рекомендации по началу практических разработок новой техники. Боевая машина, которой доселе не видел свет, создавалась в условиях высокого уровня секретности - порой доходило до настоящей паранойи. К примеру, сотрудникам, ответственным за сборку корпуса, запрещалось отходить от рабочего места, а о том, чтобы покинуть цех без разрешения и говорить нечего. Малейшее подозрение в “нечистоплотности мыслей” могло стать поводом для увольнения. Но тем не менее, такие меры принесли свои плоды - танк был спроектирован и собран для ходовых испытаний в рекордно короткие сроки - пять с половиной недель.

Свою роль в этом сыграла и простота конструкции - “танк Триттона”, как его называли в то время, собирали из уже готовых узлов и агрегатов, что было довольно оправданным решением. Танк нужен был очень быстро, и изобретать заново велосипед никому не было нужно. При этом, на первом прототипе, который инженеры построили для ходовых испытаний, использовалась тракторная схема управления - впереди у танка располагались два рулевых колеса для осуществления поворотов. Такая схема военным сразу не понравилась, поэтому ещё даже до официальной демонстрации танка комиссии, от инженеров потребовали перенести рулевые колёса назад, что казалось более безопасным (этот подход ещё “даст жару”, но в будущем). Подвеска была также позаимствована у трактора, и для танка была достаточно жёсткой. Но другого выхода на тот момент не было, и использовали ровно то, что было. Ходовая часть состояла из восьми опорных катков, а над ними устанавливались ещё пять поддерживающих гусеницу роликов. Это не давало гусеницам провисать, а танку терять ход. Всё это определило строение ходовой части танка на долгие годы вперёд.

Сборка "Малыша Вилли", тогда ещё с башней. Фотография в свободном доступе.
Сборка "Малыша Вилли", тогда ещё с башней. Фотография в свободном доступе.

Корпус делали с нуля. Это была коробка из бронированной стали толщиной 7 мм “во лбу” и по 6 мм по остальным проекциям корпуса. На крыше предполагалось расположить полусферическую башню, с установленным в ней орудием Vickers QF 2 pounder, а также до шести пулемётов Vickers (британская версия “Максимки”). Однако от башни быстро отказались, отверстие для неё “зашили”, зато потребовали установить по бортам два спонсона, чтобы устанавливать на “Малыша Вилли” сразу два вышеуказанных орудия. Крыша корпуса была плоской (что впоследствии аукнется на следующей модели), да и борта, корма - всё было строго вертикальным. Лишь в носовой части будущего танка использовали “клюв”, который служил для удобства при преодолении неровностей местности.

В целом, Little Willie определил классическую компоновку танков на долгие годы - в носовом отделении был пост управления, в середине - боевое отделение, а в корме - моторно-трансмиссионный отсек. В качестве двигателя выступал бензиновый Daimler мощностью 105 лошадиных сил, позаимствованный у трактора. Как и трансмиссия, коробка передач и иже с ними.

Испытания и завершение разработок

10 сентября 1915 года «сухопутный крейсер Lincoln №1» выехал на ходовые испытания. Которые с треском провалил – оказалось, что машина длиной почти в восемь метров, не умеет передвигаться по «лунному ландшафту» и преодолевать ходы сообщений и окопы противника. Траки гусениц нахватали глины, не могли обеспечить достаточного сцепления с почвой, а следовательно, не могли нормально, как положено гусеничным вездеходам, передвигаться. Все эти претензии конструкторы быстренько учли, и уже к 28 сентября 1915 года представили деревянный макет обновлённой модели, а спустя пару месяцев, построили его в металле.

"Малыш Вилли" на испытаниях. Фотография в свободном доступе.
"Малыш Вилли" на испытаниях. Фотография в свободном доступе.

Масса новой конструкции составляла 18,3 тонны, танк мог преодолевать ров шириной в полтора метра, вертикальную стену высотой до шестидесяти сантиметров, а также карабкаться в гору под углом не более двадцати градусов. Но при этом танк потерял в скорости – теперь он показывал скорость в 3.2 километра в час вперёд, и 1 км/ч задним ходом. В дополнение танки оснастили специальными лопатками для очищения гусениц от налипшей грязи. Всё это было актуально до февраля 1916 года, когда военные не выдали пачку новых требований – танк должен уметь преодолевать рвы и траншеи шириной до 2,5 метров, а стенку высотой до полутора.

Эти требования и стали концом «Малыша Вилли» - тракторное шасси на тот момент исчерпало свои возможности в первозданном виде, и дальнейшие доработки привели бы к разработке новой машины практически с нуля. Что в принципе, и произошло – господа Триттон и Уилсон разработали принципиально новый движитель для танка, что мы с вами увидели 15 сентября 1916 года.

Заключение

Так и не ставший серийным, «Малыш Вилли», по мнению многих исследователей, мог бы стать неплохой машиной поддержки пехоты на полях сражений. Однако он был первым реально действующим проектом боевой машины – военные на тот момент сами не понимали, что им было нужно от будущей грозы полей.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!