Коли в предыдущей статье о визаране мы с вами затронули тему поездок на автомобиле, давайте я попробую рассказать, что знаю о дорожном движении в Сербии, о сербских водителях и пешеходах, а также с чем сам столкнулся, передвигаясь как на четырёх колёсах, так и на своих двоих.
Так как статья получилась объёмной, со множеством фото, я решил разделить её на две части, чтобы здорово не утомлять читателей.
Итак, как бы не пыжились фанаты этой небольшой балканской страны, как бы не доказывали обратное, Сербия – остаётся не самым популярным местом для автопутешествий в Европе. Большей частью европейцы просто пересекают страну, направляясь в Черногорию или Грецию на побережье Адриатического или Эгейского моря. Но если вы всё же решили прокатиться на автомобиле по Сербии, то я расскажу, по каким дорогам вам предстоит ездить, о каких правилах дорожного движения стоит знать, и сколько нужно будет платить в случае нарушения последних. А также затронем тему проката и поговорим о том, на чем ездят сами сербы.
В целом сербские дороги, как ни странно, хорошего качества. Однако, в крупных городах на центральных улицах асфальт довольно сносный, в переулках и отдаленных районах – значительно хуже.
Большинство «грунтовок» в Сербии гладкие и довольно ровные. Но в самых далеких уголках страны есть такие дороги, по которым ездить крайне некомфортно. Чаще всего, это даже не дороги, а направления, по которым раскатывают трактора.
Многие мои знакомые соотечественники считают, что асфальт в Сербии лишь немногим лучше, чем в России: тут и ямы, и неровности, и некачественный ремонт. В центральных частях городов дорожное полотно ровное, нанесена разметка, присутствуют дорожные знаки/указатели. Но стоит углубиться в отдаленные районы, как взору предстают ухабистые дороги, отсутствие разметки, хаотичная парковка автомобилей, что делает и без того узенькие улочки очень неудобными для движения.
Платная дорога. При въезде на неё вам придётся взять талончик. Он выскочит из щели автомата на пункте оплаты автоматически, стоит только к нему подъехать. Взял бумажку, выехал на автобан и жми на газ.
Максимальная скорость – 130 км/час. Контроль за превышением скорости оригинальный: при выезде с автобана и оплате высчитывается время пройденного пути с учётом ограничения. Превысил – получи «письмо счастья». Но честно говоря, сам с подобным не сталкивался, хотя езжу быстро. И вообще сомнительный способ – а если я на заправку заеду или в кафе? Вот передвижные радары на обочинах стоят, однажды я на такой нарвался. Я описывал этот случай в одной из предыдущих статей.
При выезде с автобана пункт взимания дани. Размер оплаты зависит от категории транспортного средства и пройденного расстояния.
К примеру, проехать на легковушке из Белграда в Крагуевац (140 км) будет стоить 450 сербских динаров. Из Белграда в Суботицу – (195 км.) – 800. Сделать это можно наличными (динарами или евро), кредитной картой, специальными купонами или с помощью электронной оплаты (TAG).
Для жадных предусмотрены альтернативные дороги. Но они узкие, по одной полосе в каждом направлении, скорость ограничена до 80 км/час. Через населенные пункты 50 км/час или частенько даже 30.
К слову сказать, если ехать в Боснию, Черногорию или в природные заповедники – после города Чачак автострада заканчивается и дорога на протяжении более 100 км – узкая. В сезон из-за плотного потока машин ехать тяжеловато.
А если еще и ремонт дороги, то прямо знакомые до боли российские пробки.
Заправки самые обычные. Часто встречаются российские Лукойл и Газпром. На большинстве заправок порядок такой: подъезжаешь к колонке, заправляешь столько сколько нужно и потом идёшь оплачивать. Заправку осуществляют чаще всего работники АЗС, но, если схватишь пистолет сам – никто особо возражать не будет.
На заправках свободно в любое время дня и ночи можно купить пиво и крепкий алкоголь.
Топливо в Сербии дорогое. На разных заправках по-разному: бензин – 185 – 192 динара, дизель – 200 – 220 динаров за литр (Сравните с российскими ценами на топливо! По сегодняшнему курсу 1 российский рубль = 1, 15 сербских динаров. Литр бензина в переводе на рубли – 160 руб. дизель – 180 руб./литр.).
Штрафы за нарушения ПДД жуткие. Например, не пропустил автобус, отъезжающий от остановки – 5 000 динаров; увеличил скорость своей машины, пока другое транспортное средство обгоняет - от 10 000 до 20 000; проезд на жёлтый сигнал светофора от 20 000 до 40 000.
Выезд на встречную полосу от 20 000 до 40 000; выезд на ж/д переезд при красном сигнале светофора, не пропустил пешеходов на переходе, проехал на красный сигнал на перекрёстке от 100 000 до 120 000 и т.п. И я нолями не ошибся!
Но несмотря на внушительный штраф, на нерегулируемых переходах сербские водители пропускают пешеходов крайне неохотно.
Использование радар-детекторов запрещено. Штраф от 20 000 до 40 000 или лишение свободы на срок до 30 дней. Перевозка радар-детекторов в машине в выключенном состоянии наказывается штрафом от 10 000 до 20 000.
Видеорегистраторов практически ни у кого нет, хотя в автомагазинах они и продаются, но выбор крайне ограничен. Ремни безопасности обязательны, заглушками замков (дабы не пищала!) не пользуется никто.
Большинство машин не тонированы, хотя тонировка не запрещена, поэтому летом, когда солнце накаляет салон - кондиционер помогает слабо. Техосмотр, страховка – обязательны.
В сёлах вдоль дорог очень много авто разборок или автосвалок.
Но к любопытствующим настроены хозяева не очень дружелюбно. С подозрением косясь на телефон, разговаривать не хотят, и фотографировать не разрешают. Пришлось несколько кадров сделать буквально на ходу.
Остановившись возле одной из таких свалок, попытался разговорить вышедшего в сопровождении двух огромных лохматых псов, владельца:
- Выгодный бизнес?
- Когда как, - не захотел откровенничать серб.
- А как же санитарный и экологический контроль?
- Моя земля, что хочу, то и делаю! – отрезал хозяин, не прощаясь развернулся и потопал назад, давая понять, что интервью окончено…
…Чтобы посмотреть всю страну самостоятельно, не привязываясь к расписанию автобусов, многие туристы предпочитают взять автомобиль в прокат.
Условия аренды просты и не отличаются от других европейских стран:
минимальный возраст водителя от 18 до 25 лет (в разных прокатных компаниях);
часто автомобиль выдадут только если стаж вождения водителя от двух лет;
чтобы получить автомобиль, потребуются водительское удостоверение (наше русское пластиковое ВУ котируется), паспорт и залог 100-200 евро, который вернут при возврате машины. С постоянных клиентов залог не берут.
Теперь посмотрим на чём и как ездят сербы.
Автомобили на дорогах Сербии ездят самые разные. Меньше всего здесь люксовых марок, особенно новых. Большая часть машин европейские, японских и корейских очень мало, праворульных – не видел ни разу. Средняя цена подержанного автомобиля (около 10 лет) – 2 500 евро.
Зато много сельскохозяйственной техники. Причем это может быть не только грузовичок, но и довольно габаритный трактор или, например, небольшой самодельный. На загородной трассе можно увидеть гужевую повозку, они ездят даже в центре Белграда.
Многие сербы относятся к автомобилю как к средству передвижения и особо не комплексуют от того, в каком «оно» состоянии. Невысокое благосостояние сербов выливается в огромное количество старых автомобилей на дорогах: европейских, с неприлично огромным пробегом (а даже десятилетний автомобиль у сербов считается новым!), и произведений родного (югославского, сербского), советского и российского автопрома. Из российских марок – много «Нив», «семёрок», грузовые «Камазы».
Самый распространенный автомобиль сербских дорог: югославский Zastava Skala, или просто Yugo (на базе Fiat 128). Модельный ряд Zastava, как и у нашей Lada, не менялся десятилетиями, поэтому угадать, какого года та или иная модель, очень сложно:
Автозавод «Красное знамя» (серб. Црвена застава) находился в гор. Крагуевац и производил автомобили «Застава» (с ударением на первый слог), а точнее попросту копировал итальянский Fiat с 1955 года. В 90 – х, с началом Балканских войн, завод практически приостановил свою работу, т.к. у сербов появилось более интересное занятие – часть работников отправились воевать со своими соседями - словенцами, боснийцами или хорватами, а часть разбежалась на заработки в Европу и Россию, спасаясь от гиперинфляции. А в 1999 году, во время натовских бомбежек оружейного завода, «до кучи» был уничтожен и автомобильный. В 2005 году производство хотели было возродить, но через три года последний автомобиль сошел с конвейера и отправился прямиком в заводской музей. Теперь на месте автозавода руины.
Больше всего сербы гордятся тем, что на этом заводе производилась «Застава – 750» или, как эту машину называли сами владельцы - «Фича».
Даже есть фан-клуб этой модели, регулярно устраивающий показы своих машин.
Эти демонстрации, на мой взгляд, абсолютно бестолковы: ну съезжаются в определенный день владельцы «Заставы», ну пообщаются друг с другом, наградят друг друга за активность «Похваљницей» и разъедутся по домам. Один раз на подобное мероприятие от скуки можно сходить. Мне, как иностранцу, в первый раз это ещё интересно, а местные эти машины и так каждый день на дорогах или во дворах видят.
А так эти симпатичные машинки доживают свой век, большей частью в неприглядном виде:
Ну а как же ездят сербские автолюбители?
У различных блогеров на этот счёт почти одинаковое мнение: туристам мол, придется ещё привыкать к своеобразному поведению на дорогах! По их словам, местные водители довольно нервные, вежливость на дорогах проявлять не любят и постоянно куда-то торопятся. Ладно, почитал, принял к сведению! Хотя, сомнения были. У сербов ведь «полако» с молоком матери в кровь впитывается! Какая спешка?! Меня, как жителя российского миллионного города скоростью не напугать. Стиль езды в моём родном городе достаточно активный, если не сказать – агрессивный! Но сев за руль арендованной машины и выехав на дорогу, я понял, что привыкать действительно придётся. Только совсем к обратному – сербы ездят как полумёртвые мухи. Да, есть конечно, водители из серии: «Гони, сынок – зачем покупал!», но таких единицы. В основном большинство никуда не спешит. Любимая манера езды у сербов – собраться в колонну из нескольких, до десятка автомобилей, прижаться друг к другу и волочься по трассе, как того предписывают знаки ограничения скорости, а зачастую ещё и ниже.
Ну ладно бы по платной, скоростной дороге, где обогнать легко. Но ведь большая часть сербских дорог – узкая полоска асфальта по одной полосе для каждого направления со сплошными линиями и интенсивным встречным движением. Пока такую колонну обгонишь – глядь, а впереди следующая и ещё одна. Причём так же неторопливо ездят и в Черногории, и в Боснии.
Один раз долго тащился в Черногории, за Котором (городок так называется!) по прибрежной трассе за подобным «торопыгой», собравшим за собой солидный «хвост». Ну не торопился человек никуда! Знак «50» - он «40». Знак «30» - до «20» скидывает. Выбрав момент, обогнал его по «сплошной», пристроился спереди, и максимально снизил скорость – велосипед быстрее поедет. Думаете, кто-нибудь сзади возражающе посигналил? Как бы не так! Весь «хвост» покорно за мной плёлся километра два, пока мне самому это не надоело.
Кстати, в Сербии не принято благодарить морганием пропустившим тебя водителям «аварийкой». Один раз я поморгал «аварийкой» даме, которая мне позволила без помех развернуться, так она встала как вкопанная посередине дороги, и я уже уехал, а авто леди всё соображала, что этим тайным знаком я ей хотел показать. Ещё пару раз меня догоняли и знаками интересовались, что я хотел водителям сказать. Больше этого я не делал, дабы не вводить бедных сербов в смятение.
Водители большегрузов в Сербии ни разу не помогли поворотниками при их обгоне, как это часто принято в России. Только один раз в Черногории, правда номера у «фуры» были итальянские. Вот и приходиться тащиться за большим грузовиком, поминутно высовываясь для обгона в ожидании «прерывистой» и отсутствия встречного движения.
Правда, если впереди затаилась полиция – миганием фар предупреждают…