Современный иудаизм отрицательно относится к прозелитизму, то есть, миссионерской деятельности среди других народов. Вместе с тем, он не отвергает идеи, что каждый человек может перейти в эту религию по своему желанию. И хотя процесс обращения сознательно затруднен, это все еще представляется возможным. Поэтому в разные моменты истории случалось такое, что иудаизм принимали не только отдельные люди, но и целые государства. Чаще всего, это делалось под влиянием тех евреев, которые уже жили в данной стране или же поблизости от нее.
Также, государства, принявшие иудаизм, следует отличать от государств, созданных евреями. Это далеко не только Израиль, Иудея и их переиздания в одном и том же месте, с одним и тем же населением, но под управлением разных династий. Так, например, в период античности и раннего средневековья в Месопотамии существовали небольшие вассальные страны, созданные еврейскими эмигрантами и подчиненные иранским царям. А на юге Франции в правление Карла Великого возникло небольшое еврейское княжество, созданное франками в награду за военную помощь.
Но давайте приведем конкретные примеры.
Конечно, самым известным, крупным и могущественным государством, принявшим иудаизм, стал Хазарский каганат – кочевая тюркская империя в степях Восточной Европы. Хазары и особенно их родственники булгары были ранними тюрками, пришедшими на запад вместе с гуннской ордой, но никогда не подчинялись ей в полной мере, а затем стали самостоятельными. Они поддерживали в безопасности торговые пути, благодаря чему в их владениях появились евреи. Это были купцы из Персии, представители многочисленной и разветвленной иранской еврейской общины. Через несколько столетий своего присутствия и активной торговли каганат был обращен ими в иудаизм. Нам неизвестно, насколько это было глобально, но верхушка этого государства определенно приняла еврейскую веру.
Химьяритское царство возникло на юге Аравии на территории современного Йемена в конце 2-го столетия до н.э. Это был союз оседлых арабских кланов, который постепенно поглотил такие более древние государства, как Саба и Катабан. Население сильно выросло и пережило столетия расцвета. А чтобы сплотить всех жителей этой земли, царь Абу Кариб, правивший в 390-420-х годах, перешел в иудаизм по примеру живших в его стране евреев. Были предприняты усилия для обращения подданных, однако, долговременного эффекта это не принесло. Уже через столетия регион был завоеван эфиопами, которые являлись последователями христианства. Впрочем, община йеменских евреев сохранилась по сей день и является одой из наиболее древних и самобытных диаспор.
После распада Аксумского царства, того самого, что столетиями ранее завоевало Химьяр, в Эфиопии возникло полулегендарное государство Семиен, существовавшее примерно с 960-го до 1137-го года. Известно о его войнах с местными христианами, которые сопровождались разрушением церквей и сожжением священных книг. Но со временем пресеклась правящая династия, и не нашлось того, кто бы ее заменил. Тем не менее, по сей день живут и здравствуют эфиопские евреи фалаши, также известные, как Бете Исраэль.
Адиабена была вассальным государством в составе Парфянской империи и располагалась в северо-западной части бывшей Ассирии. Она возникла после падения могущества державы Селевкидов примерно в 164-м году до н.э. В начале нашей эры местные правители стали иудеями и пригласили в свою страну евреев, которые неудачно сражались с римлянами за свободу собственной родины. Царица Елена Адиабенская в 40-50-х годах даже переехала в Иерусалим и сделала щедрые пожертвования храму.
В 7-м веке в Северной Африке на территории нынешних Туниса и Алжира сложилась коалиция берберских племен, которая со временем преобразовалась в целое княжество. Во времена борьбы с арабскими завоевателями его правительницей стала женщина, известная под именем Дакия аль-Кахина. Она и значительная часть ее людей исповедовали иудейскую веру. Перед одной из битв она назвала своих воинов львами Африки и Иудеи и напутствовала их так: «Пусть же боевым кличем нашим будет древний призыв зелотов: «Свобода или смерть!» В битвах с мусульманами Дахия провела много лет, но ее народ все равно потерпел поражение.