Сегодня в очередную пятницу порассуждаю о противостоянии культуры и религии ислам. В голове крутился вопрос, как до революции религиозные деятели относились к певцам, был ли полный запрет на музыку и танцы как в нынешнее время объявленный муфтием?. В какой-то степени из школьного образования была информация, что одной певице (не даргинка) рот зашили, когда пел другой певец (даргинец) штрафовали на быка. Тогда у религиозников власти было больше чем у нынешних. Нынешные, хоть запрет объявили, но власти наказания нет, хотя без суда кого-то избивают, где-то что-то горит.
Более конкретную информацию об отношении к певцам даргинского шейха из села Акуша узнал из следующей статьи, опубликованной в телеграмм канале тарих Акуша.
"В начале сентября 1921 года был организован конный поход художественной группы в горы Дагестана для изучения фольклора и этнографии горских народов.
Участник масштабного похода скульптор Хасбулат Аскар-Сарыджа вспоминает эпизод присутствия группы в Акуше:
Мы, конечно, были подготовлены к возможным выпадам клерикалов и заядлых приверженцев реакционных адатов. По приезде в Акуша у нас разгорелась дискуссия со знаменитым шейхом Али-Хаджи Акушинским.
Он решительно отверг портретную живопись, всякое образное выражение человека, будь оно создано кистью или резцом. При этом шейх обрушился на тех, кто фотографировался или позволял художнику писать портрет. Али-Хаджи признавал только пейзажную живопись без людей. Он убеждал нас, что изображение человека богопротивно и что раб божий не может идти в сравнение с всевышним, который создал из глины человека и одухотворил его. Каково было слышать Гасанову и мне, когда шейх, не моргнув глазом, отнес всех музыкантов и танцоров к самым легкомысленным людям! Пока мы разговаривали об искусстве, Муэдину удалось незаметно, под буркой, зарисовать портреты шейха и его секретаря! Это было здорово! На всем нашем дальнейшем пути мы постоянно чувствовали настороженность некоторых джамаатов, а порой и злобное шипение служителей культа: в этих местах уже знали о нашей беседе с шейхом.
Иногда им удавалось парализовать нашу творческую работу. Они срывали натурные сеансы, настраивали против нас местных жителей. Женщинам, которых писали художники, грозили разводом, побоями, всякими карами. Во всех этих неприятных столкновениях мы были уверены, что местные активисты, коммунисты и красные партизаны не дадут нас в обиду. К счастью, все обошлось благополучно".
"Отнес всех танцоров и музыкантов к легкомысленным людям" - из этого можно сделать несколько выводов:
Музыка и танцы не были запрещены, хотя и тогда власть была царская. Что было до царизма нет информации. Но сохраненные до сих пор традиционные танцы и танцевальные мелодии, музыкальный инструмент даргинцев чугур (динда) свидетельствуют о наличии певцов и музыконтов всё время.
Раз употреблено слово всех, то танцоры и музыканты были не единичны.
Про легкомысленность тоже подмеченно точно.
Почему нынешний шейх запретил пение и танцы? Может информационная скудность того периода не позволила шейху правильно перевести на даргинский аяты и хадисы? Или легче запретить, чем разъяснить?
"Он обрушился на тех, кто фотографировался" - а теперь что происходить? Муфтии, имамы и кому не лень завели информационные каналы, где с любого кадра можно сфотографировать и распечатать портреты, да и на своих стенах вешают фото шейхов. Призывают к ношению бороды и определенной одежды, но с изображение сипата через аппаратуру не относят к художественному ручному портретированию, поэтому это не запретное?
Почему про усы?
Портрет Омарла Батырая из Урахи, нарисованный советским художником, акцентирует на огромные усы без бороды.
Навряд ли художник уточнял черты лица у людей видевших его, но он посчитал раз религиозные деятели носят бороды, то у певца должы быть крутые усы.
В советский период некоторые даргинские певцы не носили ни усов ни бороды, а среди нынешных появились и с бородой, которые поют и песни и нашиды как говорится и вашим и нашим.
В общем побеждает двуличие, а как там будет?