ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ - 1
Сегодня - о самом сокровенном, хотя бы кратко. О целостности в образовании.
Мне очень странно, что об этом меня редко спрашивают. Всё обсуждаем – методы, программы, способы обучения, ставить или не ставить оценки, давать ли домашки… Обсуждаем всё, кроме самого главного.
Вообще, что это за идея – целостное образование? Откуда взялась?
«Есть хочет Джон Смит, а не его желудок», - до этой простой формулировки Абрахама Маслоу, психология интенсивно шла сотни лет. А учиться кто хочет или не хочет - Вася Петров или его мозг?
Похоже, в опытах и трактовках Ивана Петровича Павлова собака есть ещё не хотела. Есть хотел её желудок. И это было важным утверждением для той биологии.
- А как же я, Малыш? Чем я хуже собаки?
Ничем не хуже! Нас принято дрессировать как собак, даже не с 1 класса, а на подходах к школе.
Практически вся методология школьного образования построена на дрессировке. Посмотрите три модели воспитания, великолепно описанные С.Соловейчиком в "Педагогике для всех", это классика. Скажем, модель "Кнут и пряник". За хорошие дела ребёнка поощряем, за плохие - наказываем. Да, получаем при этом лицемеров, но что поделаешь, это же народная модель воспитания. За хорошие работы ставим 5, за плохие - 2. Дресировка, а как же иначе? Чем мы хуже собаки Павлова?
Нет-нет, мы хуже. У нас же есть развитые формы мышления, сознание, воля. У собаки нет сознания, нет мышления, нет воли, а у нас всё это есть. Так?
Мы периодически попадаем в эту ловушку, давайте попробуем пару минут быть честными перед собой. Мы – перед собой. Весь день себя убеждаешь не ужинать поздно. Ты есть не хочешь. Это всё твой несчастный желудок! Он где-то отдельно живёт от тебя, от твоих планов, мыслей, желаний. И настаивает, что от стакана чая ничего плохого не случится… Ладно, с небольшим бутербродом. Но без сахара. Так, что-то жутко захотелось добавить второй бутербродик… Маленький такой… И сахару. Стоп. Кому захотелось?.. Кто это нами сейчас управлял, проявлял свою волю? Кто осознавал происходящее?
А, понятно! Есть захотелось моему мозгу! Это он отдал приказ пополнить запасы калорий! Ох, друзья, переслушайте в сотый раз умнейшую Татьяну Черниговскую, она вам напомнит об очень сложных взаимоотношениях нас с нашим мозгом. Мозг – как бы отдельно, мы – отдельно. Можем попробовать сегодня вечером вступить в переговоры. Мы будем реализовывать свою волю, а мозг – свою. У каждого свои аргументы, планы, мечты, образы желаемых результатов, умение видеть перспективу ожирения…
Мы хотим быть честными перед собой. Мы беседуем сами с собой, убеждаем себя. Ещё мы очень хотим владеть собой, особенно на людях (они в этот момент тоже хотят владеть собой). Многие из нас сами себе очень-очень важны… Так меня тут сколько? Кто кому тут важен? Я тому, второму тоже интересен?
Б-р-р-р-р… Один шаг до раздвоения личности и психиатрической лечебницы. Или один шаг для включения рефлексии и целостного образования.
Так что не так с Джоном Смитом? Почему это он вдруг весь, целиком и полностью захотел есть?
Мы попали в ошибочную аксиоматику. Неужели не очевидно? От того, что в эту аксиоматику попали все - не легче.
Древние мудрецы, ну ладно, не все, а некоторые из них прекрасно понимали, что целое не состоит из своих частей. Мы может и хотели бы состоять из разных частей – из мышц, скелета, нервной, кровеносной, дыхательной и лимфатической систем, как написано в учебнике анатомии, но философия это запрещает. Кто не согласен – в Афины пройдите, к Сократу и его коллегам, там всё объяснят. Вот целая чашка. Роняем на пол, чашка разбивается. Все части – на месте, ни одна не пропала. Только чашка вдруг куда-то исчезла. Целиком исчезла прямо на ваших (?) глазах.
А ваш ученик – он ведь даже не чашка. Он немного сложнее устроен. Его сложность несопоставимо выше, чем сложность Вселенной, он обладает зачатками разума и осознания. Возможно, Вселенная, Бог, Мировой Разум и Ноосфера его создали для осознания себя. Но он для вас как для учителя тоже разбит на разные и плохо связанные части, на успеваемость и дисциплину, на ученика по физике и ученика по литературе, на сына своих родителей и дежурного по классу… Он даже для себя разбит на эти «запчасти», не только для вас, вот в чем фокус-то. И он для вас давно исчез, точно также как исчезла та чашка у древних греков. Одна видимость. Он для себя-то исчез. Ну, обучайте теперь эту свою видимость ученика, получайте высокие результаты в учёбе и поведении. Видимость результатов обучения видимости ученика.
Во времена моей молодости умерла одна красивая идея. Буквально на моих глазах. Это был последний период в истории, когда в нашей стране существовала мечта о гармоничном и всестороннем развитии личности. Мечта была, да, а всестороннего и гармоничного развития не было. Мы учились на 2 курсе, значит это был скорее всего 1980 год. Из деканата пришло распоряжение – всем студентам написать план всестороннего личного развития. Желательно – гармоничного. Мы задумались, что писать-то? Вообще никаких идей. Посетить музей и в кино сходить? Мелковато как-то. Нашелся один весёлый умник, Сашка из 1 группы, взял общую тетрадь, подписал аккуратно: «План всестороннего личного развития». И на первой странице написал: «План моего всестороннего личного развития написать невозможно, потому что я уже достиг совершенства, я всесторонне и гармонично развит». И сдал в деканат. Мы, затаив дыхание, ждали результата. Результат был простой – от нас отстали и всю историю потихоньку забыли.
Прошли годы, в стране возник ФГОС. И вот лет 20 назад великие методисты и начальники решили вновь собрать ученика в целое, как собирают автомобиль на конвейере. Они создали потрясающий документ – «Портрет выпускника» и привязали его к федеральному образовательному стандарту… Вот круто! Теперь все части ученика собраны в одном документе. Чтобы и колёса, и фары, и бензобак были на месте, чтоб ничего в спешке не забыть. Будет у нас ученик и начитанный, и патриотичный и умный… Друзья, неужели не очевидно, что мы имеем дело с массовым педагогическим помешательством?
Впрочем, идей конвейерной сборки ученика наc не удивить, именно такой создали массовую школу в XVII веке. Когда-то она помогала решать задачи общественного развития. Сегодня эта модель – тормоз развития. Ученики это если и не понимают, то чувствуют.
Возможно, это Вселенная и Мировой Разум проявляют свою волю через непослушных учеников.
Около 100 лет идёт жесткая перестройка сознания. Бьются две армии, одна фрагментирует сознание, вторая находится в поисках целостности. Я не знаю, какая армия сейчас побеждает. Но преимущество - у фрагментаторов.
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
…
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.
Итак, вступление в тему состоялось, теперь возвращаемся к исходному вопросу. Что значит – целостное образование?
Ответов будет несколько, пока не пойму сколько, пока по ощущениям – не меньше пяти. Но захотелось в этом месте сделать кофейную паузу и переадресовать вопрос вам, дорогие друзья, подписчики.
1. Вы считаете себя целостными, либо раздробленными, фрагментированными? На каком основании?
2. Вы своим детям или ученикам можете помочь обрести целостность? А себе? Какие вообще шансы на это?
3. Где возникает целое? В каком пространстве?