Двусторонняя вышивка - сложная техника традиционной китайской вышивки, появившаяся еще во времена династии Сун (960-1279 гг. н.э.).
По мнению экспертов, первоначально она использовалась главным образом для украшения повседневных предметов и одежды. Развитие и совершенствование двусторонней вышивки стали результатом непрерывных поисков и практики вышивальщиц на протяжении длительного времени, а не изобретением одного человека или в какой-то конкретный период. В итоге это сложное ремесло выросло в искусство и потеряло утилитарность.
Особенность двусторонней вышивки заключается в том, что на одной полупрозрачной ткани-основе игла одновременно вышивает узоры с обеих сторон. При этом обе стороны вышивки должны быть аккуратными и одинаково красивыми: никаких узлов и торчащих ниток! Эта техника отличается от односторонней вышивки, где акцент делается на красоте узора лишь с одной стороны, тогда как двусторонняя вышивка требует высокой точности и аккуратности с обеих сторон. Секрет скрыт и в самой нити - она является восьмигранной. Благодаря этому произведение мастера очень красиво переливается в падающем свете.
В наши дни редко можно встретить художественную двустороннюю вышивку, так как это искусство постепенно умирает. Существует четыре знаменитые китайские школы вышивки: кантонская, сычуаньская, сучжоуская и сянская.
На данный момент самой известной и популярной является сучжоуская вышивка, ведь изделия из Сучжоу часто использовались в качестве национальных подарков и получали высокие оценки как в стране, так и за рубежом.
Мастера из Сучжоу не только сохранили традиционные техники, но и достигли новых высот в искусстве вышивки благодаря постоянным инновациям и улучшениям. Например, они освоили и применили новые техники, такие как скрытие концов нитей в финальных стежках, чтобы ни с одной стороны не было видно нитей, и равномерное распределение стежков, чтобы обе стороны узора были аккуратными и ровными. Мастера уделяют особое внимание рациональному использованию нитей, гибко применяя различные техники в зависимости от тематики, чтобы максимально точно передать текстуру изображаемых объектов.
Важную роль в развитии двусторонней вышивки сыграл Исследовательский институт сучжоуской вышивки. Основанный в 1954 году, он занимается сохранением и развитием традиционных техник вышивки, обучением квалифицированных специалистов, а также внедрением инноваций в материалы, техники и изделия.
Также мастера сучжоуской вышивки разработали новую технику под названием "двусторонняя вышивка с тремя разными элементами", где узоры, стежки и цвета на обеих сторонах отличаются друг от друга, что стало беспрецедентным достижением в истории китайской традиционной вышивки.
Мастера сучжоуской вышивки распространили искусство двусторонней вышивки по всему миру, участвуя в отечественных и международных выставках и культурных обменах, сделав это искусство яркой жемчужиной в сокровищнице китайской культуры.
Подытожим: искусство двусторонней вышивки воплощает в себе столетия традиций, инноваций и мастерства в области китайской вышивки. Возникнув в период династии Сун (960-1279 гг. н.э.), эта сложная техника эволюционировала от скромного ремесла до почитаемой формы художественного выражения. Хотя ее происхождение коренится в коллективной мудрости и многовековом опыте, нельзя недооценивать важнейшую роль, которую сыграли мастера сучжоуской вышивки.
Благодаря тщательным исследованиям, инновациям и преданности своему делу, эти мастера подняли двустороннюю вышивку на новые высоты, совершенствуя технику и расширяя границы художественных возможностей. От создания Исследовательского института сучжоуской вышивки до разработки новаторских техник, таких как "двусторонняя вышивка с тремя разными элементами", сучжоуские мастера находятся в авангарде развития этого древнего ремесла.
Сегодня двусторонняя вышивка является ярким примером китайского культурного наследия, отмечаемым за свое изысканное мастерство и непреходящую красоту как на родине, так и за ее пределами.