Капитан Жорж Мадо (Georges Madon, 1892-1923) занимает четвертое место в списке французских асов Великой войны; а кроме того он известен еще и тем, что за четыре года участия в воздушных боях ухитрился не получить ни одной царапины!
Жорж Мадо родился 28 июля 1892 гв Бизерте; в Тунисе он провел все свое детство и юность. В 15 лет Жорж был вынужден прекратить обучение - постоянные приступы малярии заставили его длительное время провести дома. В этот период бездеятельности молодой Мадо и увлекся авиацией, о которой в то время заговорили все люди. Он строил модели первых аэропланов, изготавливал воздушных змеев и даже начал строительство собственного планера.
В 1911 году родители отпустили Жоржа во Францию: они надеялись, что в более мягком климате болезненный молодой человек сможет продолжить учебу. Буквально сразу же после прибытия во Францию Мадо записался в авиашколу Блерио, находившуюся в Этамп. Жорж оказался очень одаренным учеником: уже 7 июня 1911 г., всего после 19-го урока, он сдал экзамен на диплом пилота, удивив своими способностями всех инструкторов и учеников.
В 1912 г. разразилась Балканская война. Мадо, рвавшийся совершить подвиг, на Балканы попасть не смог, так как не был военным. И тогда Жорж вступил в 1-й инженерный полк в Версале. Оттуда летчика перевели в учебный центр в Аворе, после учебы в котором Мадо получил диплом военного летчика (№.231) и звание капрала.
В июне 1913 года во время одного из полетов Мадо совершил то, что до этого дня считалось у летчиков невозможным: Жорж пролетел «на спине» в перевернутом кверху колесами самолете! Вскоре после этого Мадо побил рекорд высоты, достигнув невероятной для тех лет «потолка» в 3.800 метров. Однако среди военных летчиков воздушная акробатика была строго запрещена, и в результате командование наказало капрала за недисциплинированность.
С началом Великой войны капрал Жорж Мадон приступил к разведывательным полетам на самолете «Блерио», а после перевооружения его части на другие машины стал летать на «Фармане». В это же время Мадо на свой страх и риск попытался провести несколько ночных бомбардировок. 4 января 1915 г. за разведку в особо трудных условиях Жорж получил благодарность в приказе по армии.
5 апреля 1915 года капрал Мадо заблудился в густом тумане и пошел на вынужденную посадку. Оказалось, что он сел в... нейтральной Швейцарии! Местные власти интернировали летчика; однако через некоторое время Жоржу удалось сбежать из Швейцарии, и после ряда приключений он в декабре 1915 года добрался до Франции. Получив выговор за то, что «в ходе полета отклонился от курса, что и стало причиной посадки в нейтральной стране», Мадо вновь вступил в строй своей эскадрильи как раз тогда, когда она отправилась под Верден. А в феврале 1916 года осуществилась мечта Мадо - он был зачислен в истребительную авиацию.
Пройдя обучение на истребитель Ньюпор-17 в Казо и По, его эскадрилья N-38 отправилась на фронт, и буквально через день после прибытия туда (28 сентября 1916) Жорж сбил свой первый самолет – немецкий истребитель-моноплан «Фоккер». 9 и 17 ноября Мадо отправил на землю еще два «Фоккера», за что получил третью благодарность в приказе (это во Франции приравнивалось к награде). А в декабре после уничтожения двухместного самолета-разведчика LVG Жоржу за четвертую официально подтвержденную победу вручили «Военную медаль» и повысили в звании до ажюдана (старшины). В январе эскадрилья Мадо пересела на новейшие истребители СПАД-VII (после чего эскадрилья была переименована в SPA-38); и на этой машине летчик заработал титул аса, одержав 31 января 1917 г. свою 5-ю победу (сбил биплан «Альбатрос»).
17 марта 1917 г. при преследовании вражеского самолета Мадо залетел далеко во вражеский тыл, и тут у него отказал двигатель. Жорж совершил вынужденную посадку на немецкой территории и занялся ремонтом двигателя. Этот случай едва не привел пилота в лагерь военнопленных - немцы появились на месте его посадки в тот момент, когда отремонтировавший машину Мадо уже отрывался от земли... За этот случай Жорж был удостоен кавалерской степени ордена Почетного Легиона.
24 апреля 1917 года Мадо сбил истребитель «Альбатрос»; а 4 мая он добился выдающегося успеха: заявил о 6 победах за день! Однако из-за отсутствия принятых в то время доказательств (бои происходили над вражеской территорией, а падение противника вдали от линии фронта французами не учитывалось) руководство записало на его счет только один сбитый самолет, ставший 10-й официальной победой Мадо. Но в знак признания его выдающихся боевых способностей летом 1917 Жоржу доверили для использования необычный самолет – новейший биплан СПАД S.XII, вооруженный одним синхронным пулеметом и… 37-мм пушкой! Этот первый в истории пушечный истребитель был выпущен в количестве всего 20-ти экземпляров, и предназначался для лучших асов (уровня Жоржа Гинемера и Рене Фонка). Им не вооружались целые эскадрильи, эти «штучные» элитные машины передавались поодиночке только наиболее выдающимся летчикам. Массовому выпуску такого самолета помешало несовершенство его вооружения: орудие имело ручную перезарядку, что резко снижало скорострельность и усложняло прицеливание в маневренном бою; к тому же при каждом выстреле кабина наполнялась пороховыми газами, а выступавший в кабину казенник пушки мешал движениям ручки управления. Таким образом, воевать на этой сложной машине могли лишь самые опытные пилоты. Тем не менее, СПАД S.XII пользовался у летчиков определенной популярностью: ведь в случае удачного выстрела посланный орудием сноп картечи обеспечивал надежное, практически 100-процентное поражение цели! Свой «Двенадцатый» Мадо выкрасил полностью в красный цвет, и вскоре его красный СПАД стал хорошо известен по обе линии фронта...
К началу 1918 года на счету Жоржа Мадо числилось уже 19 официальных побед, а 4 января 1918 он «округлил» свой счет до 20-ти. Вообще этот год стал самым результативным в биографии аса, принявшего командование над своей эскадрильей SPA-38. На новом двухпулеметном SPAD S.XIII, считающемся самым скоростным французским истребителем Первой мировой войны, капитан Мадо неоднократно одерживал серийные победы: 3-го февраля, 9-го марта и 27-го мая он делал «дубли» - сбивал за день по два самолета. А 1-го июня сразу после уничтожения своего первого (и единственного) аэростата «Дракен» Жорж вступил в схватку с прикрывавшим этот «баллон» немецким патрулем, и сжег оба истребителя «Альбатрос», добившись 3-х побед в одном бою! Утром 2 июня последовал новый «дубль», который довел счет Мадо до 32 побед. Еще один «дубль» состоялся 17 июля, принесший Мадо 37-ю и 38-ю победы. Причем в каждой такой схватке Мадо практически смертельно рисковал: подобно многим французским пилотам, Жорж совершенно не признавал группового боя, часто летал в одиночку, атакуя при этом немецкие группы из 7-8 самолетов.
В августе 1918 г. Мадо побывал в отпуске. Сразу же после возвращения на фронт Жорж одержал 40-ю победу и получил за это розетку офицерской степени высшей награды Франции - Ордена Почетного Легиона. 3 сентября 1918 г. капитан Мадо одержал свою последнюю, 41 победу. К моменту заключения мира он имел 19 благодарностей в приказах по армии. Никогда не считавшийся с количеством противников при вступлении в схватку Жорж Мадо благодаря молниеносности своих атак, быстроте и точности маневра, снайперской стрельбе за все время войны не получил ни одного ранения! На Параде Победы, проходившем в июле 1919 г в Лондоне, именно капитан Мадо нес знамя французской авиации.
Однако после войны жизнь Жоржа продолжалась недолго: 11 ноября 1923 г. он погиб в авиакатастрофе в Тунисе во время показательных выступлений, посвященных годовщине победы и открытию памятника Ролану Гарро. Во время полета над городом прямо на глазах зрителей у самолета Мадо внезапно отказал двигатель, а высота полета была слишком мала, чтобы успеть подыскать место для безопасной посадки. В результате самолет Мадо врезался в крышу одной из вилл...
Капитан Мадо принадлежал к той немногочисленной группе летчиков, которые начали летать еще в первые дни Великой войны, и дожили до самого ее окончания. Это тем более удивительно, что по статистике потери авиаторов за один год той войны составляли 100%!.. За время участия в боях Жорж Мадо прошел путь от капрала – рядового пилота, до капитана – командира эскадрильи. Его официальный счет составил 41 воздушную победу; хотя на самом деле он сбил гораздо больше вражеских самолетов, чем ему было засчитано.
Информацию о других асах 1МВ можно найти в списке статей по теме «АВИАЦИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.