Решение Арбитражного суда Республики Коми от 29 марта 2024 года по делу № А29-11192/2023.
Суть спора:
Административный орган обратился в суд с требованием к Обществу о возмещении вреда, причиненного лесному фонду.
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требования Административного органа.
Фабула дела:
Между Администрацией муниципального района (далее – Заказчик) и Обществом был заключен контракт на выполнение работ по круглогодичному содержанию автомобильных дорог общего пользования (далее – Контракт). При патрулировании лесного фонда представителями специализированной организации было выявлено нарушение лесного законодательства, а именно незаконная рубка. В Контракте работы по очистке автодороги от кустарников в апреле 2023 г. предусмотрены не были, однако Общество начало выполнять указанные работы. Административным органом в адрес Общества было направлено требование о возмещении вреда, оставленное Обществом без удовлетворения. Указанное явилось основанием для обращения Административного органа в суд.
В обосновании своей позиции Общество указало, что приняло решение о вырубке кустарников в связи с тем, что они разрослись до проезжей части, выходили на обочину, что затрудняло содержание дороги и приводило к её сужению.
Правовое обоснование:
1.Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
2.В соответствии с п. 2 ст. 3 Закон об автомобильных дорогах защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение.
3.Согласно п. 15 ст. 3 Закон об автомобильных дорогах полоса отвода автомобильной дороги — это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона об автомобильных дорогах границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
4.Согласно п. 5 Норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (утв. Постановлением Правительства РФ от 02 сентября 2009 г. № 717) дополнительно к границам полосы отводы, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям № 1-14 к настоящим нормам, расчётным путём при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности, защитных и декоративных лесных насаждений.
6.Суд указал, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются не только по нормативам, но и с учётом необходимости размещения конструктивных элементов автодороги, дорожных сооружений.
7.Согласно п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона об автомобильных дорогах в границах полосы отводы автомобильной дороги запрещается распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, её участков.
Резюме суда:
Рубка лесных и иных многолетних насаждений в границах полосы отвода автомобильной дороги, осуществленная с целью содержания такой автомобильной догори в отсутствие технического задания на такую рубку и иного согласования с заказчиком является нарушением законодательства.