Найти в Дзене
Купчиха за чаем. Искусство

Эль Греко - мастер фантазии.

Портрет старика (предположительно автопортрет). Около 1595–1600
Портрет старика (предположительно автопортрет). Около 1595–1600

Эль Греко — художник, который не просто выделялся на фоне своего времени, но и создал совершенно уникальный стиль, который невозможно спутать с кем-либо другим. Его настоящее имя было Доминикос Теотокопулос, и родом он был с острова Крит, откуда и получил прозвище, означающее "грек". Но главные его достижения связаны с Испанией, где он провёл большую часть жизни и где родились его самые известные работы.

Погребение графа Оргаса (1586—1588, холст, масло, 480 × 360 см, церковь Сан-Томе, Толедо)
Погребение графа Оргаса (1586—1588, холст, масло, 480 × 360 см, церковь Сан-Томе, Толедо)

Что сразу бросается в глаза в картинах Эль Греко — это его вытянутые фигуры. Люди на его полотнах кажутся почти сверхъестественными: они словно вытянуты в высоту, будто стремятся к небу, к чему-то большему, чем просто земное существование. Это не случайно — Эль Греко был глубоко религиозным человеком, и его искусство часто рассматривается как попытка показать духовный мир, который превосходит реальность.

Снятие пятой печати
Снятие пятой печати

Но почему такие странные пропорции? На этот счёт есть много мнений. Некоторые говорят, что это влияние византийского искусства, с которым он познакомился на Крите. Византийские иконы, с их строгими, вытянутыми фигурами, могли послужить источником вдохновения. Другие считают, что Эль Греко намеренно нарушал классические пропорции, чтобы передать внутреннюю суть своих персонажей, их духовное напряжение и связь с божественным.

Вид Толедо (c. 1596—1600, холст, масло, 47.75 × 42.75 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Вид Толедо (c. 1596—1600, холст, масло, 47.75 × 42.75 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Интересно, что его современники не всегда понимали этот стиль. Многие считали его работы странными, а фигуры — уродливыми. Однако сегодня Эль Греко признан одним из величайших мастеров маньеризма, а его картины привлекают внимание своей выразительностью и эмоциональной насыщенностью.

Совлечение одежд с Христа (El Espolio) (1577—1579, холст, масло, 285 × 173 см, Толедский собор)
Совлечение одежд с Христа (El Espolio) (1577—1579, холст, масло, 285 × 173 см, Толедский собор)

"Совлечение одежд с Христа" — это одна из самых известных картин Эль Греко, написанная в 1577–1579 годах. На ней изображён момент из Страстей Христовых, когда Иисуса раздевают перед распятием. Картина сразу привлекает внимание своей яркостью и драматизмом.

Эль Греко использует смелые цвета и контрасты, чтобы усилить напряжение сцены. Христос в центре, в ярко-красной одежде, выделяется на фоне толпы людей. Его фигура вытянута, лицо спокойно, что подчёркивает его готовность принять судьбу. Вокруг него — люди с жестокими и грубыми выражениями лиц, которые готовят его к казни.

Эта работа показывает мастерство Эль Греко в передаче эмоций и духовного содержания. Он не просто изображает исторический момент, но и старается передать внутренний мир Христа. Картина поражает своим драматизмом и глубиной, заставляя задуматься о страданиях и силе веры.

И вот тут возникает вопрос: а как вы относитесь к искусству Эль Греко? Нравятся ли вам эти вытянутые, немного таинственные фигуры, или они кажутся вам странными и далёкими от реальности? Может, его работы вызывают у вас даже чувство дискомфорта? В любом случае, картины Эль Греко не оставляют равнодушными — и в этом их сила.