Найти в Дзене

Тесты. Готов ли мой ребёнок к школе? Часть 2

В предыдущей статье я сделала небольшой обзор тестов готовности к школе, которые помогают определить уровень так называемых soft skills - мягких навыков. Это социально-психологические навыки: умение общаться, работать в команде, быть эмпатичным, критически мыслить, принимать решения самостоятельно.

Школьный психолог перед началом обучения на консультациях может предложить определить уровень не только soft skills, но и уровень развития познавательных навыков: внимания, памяти, мышления, восприятия, от которых в свою очередь зависит то, насколько сложно или легко будет учиться ребёнку.

Так, герой-первоклассник с высокими познавательными навыками легко справится с большей частью школьной программы. А что если у него эти навыки находятся на среднем или вообще низком уровне? Что это всё означает? Забеспокоишься тут...

Я предлагаю сравнить эти навыки с мышцами человека. Так средний или уровень возрастной нормы означает, что развития навыков достаточно для возраста ребёнка, чтобы справиться с обычной школьной программой. Конечно, есть школы, которые предлагают углублённое изучение всех или только отдельных предметов. Вот здесь-то без высокого уровня развития познавательной сферы не обойтись, иначе говоря - это уже некий интеллектуальный спорт и входить в него нужно заранее подготовленным, чтобы не надорваться. А низкий уровень? Вот здесь важно понять, что такой результат может натолкнуть нас на предположения - ребёнку может быть будет трудно учиться.

Может быть? А как узнать точно? Разбираемся!

Это зависит от причины этого низкого результата, начнём с самых простых:

1) котику или заиньке было лень делать эти упражнения тесты, вполне возможно, что это редкие проявления. Как только возникнет интерес или азарт - хорошие результаты не заставят себя ждать.

2) скачкообразное развитие. Детёныши все-таки не развиваются по одной линейке: один выше, другой веселее, третий чувственнее и так далее. На данный момент времени познавательная сфера в догоняющих позициях среди остальных. Присмотритесь к своей кровиночке, возможно он\она в чём-то обгоняет остальных, и тогда останется либо "прокачать" недостающие процессы (память или внимание), либо подождать, когда они подрастут естественным образом. Если этого не происходит в течение 6 месяцев, лучше разыскать, где прячется в вашей школе психолог и начать его пытать. Можно даже его же тестами.

А есть причины с определённым контекстом, от которого отмахиваться вредно.

3) в дошкольной истории были вопросы развития (родился раньше времени, сложно появился на свет, позже пошёл, позже заговорил). Такие моменты уже привлекают внимание, а возможно вы и сами были к этому внимательны - посещали логопеда или другого специалиста. В 1 классе это может стать причиной снова привлечь дополнительного специалиста на период адаптации, чтобы скорректировать процессы, которые застряли в развитии, небольшая нагрузка и отсутствие оценок в 1 классе как раз идеальное время для такого рода занятий.

4) в дошкольной истории были вопросы стабильной семейной жизни (затяжные переезды, различного рода длительные волнения в семье, угрозы внешнего характера). Длительные переживания страха, печали, злости для ребёнка могут дать тормозящий эффект в учёбе. Как я уже написала выше, в 1 классе есть возможность заняться и эмоциональной сферой ребёнка, как только нормализуются чувства - процессы мышления позволят впитывать знания как растения впитывают воду, свет и вещества на прибранном участке земли.

5) наличие ограничений в здоровье - различные заболевания нервной системы заранее ограничивают часть или всю познавательную сферу, и чем тяжелее история болезни, тем тщательнее следует подходить к выбору школы и образовательной программы. Здесь без консультаций и систематической работы специалистов не обойтись никак.

Итак, школьный психолог может провести такую диагностику ещё до школы по вашей просьбе, а в начале учебного года обычно проводит для всех учеников первых классов в рамках сопровождения периода адаптации в новых условиях для ребят.

На просторах Интернета можно найти множество таких тестов, предлагаю попробовать вам лишь некоторые из их

Тест развития внимания, концентрации, работоспособности, точности. Очень внимательно прочитайте инструкцию - она сама по себе тоже является тестом на внимательность. Если инструкция не понятна ребёнку, задание выполнить не получится, поэтому сначала поймите сами, а потом объясните ребёнку. Выполнять удобнее на компьютере мышкой.

Тест Тулуз Пьерона онлайн

Тест на развитие мышления. Интуитивно понятен, чем больше правильных ответов, тем навык выше

Цветные матрицы Равена

Тест кратковременной зрительной памяти

Проверка кратковременой памяти

Тест зрительно-моторной координации

Тест на зрительно-моторную координацию - Насколько хорошо скоординированы ваши глаза и руки?
CogniFit

Тест зрительно-моторной координации правильнее сделать на бумаге карандашами - для этого нарисуйте по клеточкам простой узор в линию и попросите ребёнка повторить его. Например, такой

-2

Вот лишь несколько тестов исследования познавательной сферы, которые помогут понять готовность к школе вашего малыша, а если возникнут вопросы или желание узнать больше оставлю здесь ссылки для связи со мной


https://vk.com/concest
https://t.me/Concest
https://www.b17.ru/concest/
nata3378@yandex.ru