Московский Международный фестиваль «Круг Света»
ежегодное мероприятие, в рамках которого светодизайнеры и профессионалы в области 2D- и 3D-графики используют архитектурное пространство Москвы как объект для мультимедийных и световых инсталляций. Фестиваль проводится в течение нескольких дней на популярных у москвичей и туристов площадках российской столицы. Вход — свободный.
Впервые идея фестиваля возникла в 2002 году, когда московский художник Антон Чукаев написал для Комитета по культуре Москвы заявку о проведении Московского фестиваля света по аналогии с легендарным Фестивалем света в Лионе, Франция. Однако понадобилось 10 лет и появление новых технологий широкоформатных видеопроекций для того, чтобы в Москве появился подобный фестиваль.
Организаторами фестиваля выступали Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы, Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, Департамент спорта и туризма города Москвы. Сейчас фестиваль "Круг света" организовывается по заказу Департамента спорта города Москвы.
Для фестиваля «Круг света» дизайнеры, арт-художники из России и других стран создают световые и мультимедийные шоу, демонстрируют видеомэппинг на фасады известных зданий (Большой театр, Главное здание МГУ, Музей Победы, Останкинская телебашня и др.), памятников культуры и сооружений Москвы, а также интегрируют свои задумки в архитектурное пространство города. На все площадки фестиваля для зрителей вход свободный.
В рамках Московского Международного фестиваля «Круг света» ежегодно проводится конкурс по видеомэппингу«АРТ ВИЖН», в котором принимают участие как профессионалы, так и начинающие специалисты со всего мира. Конкурсанты представляют свои работы в следующих номинациях: классический архитектурный видеомэппинг, современный видеомэппинг, а также виджеинг.
Традиционно во время фестиваля «Круг света» проходит образовательная программа, где проводятся лекции, семинары и мастер-классы иностранных и российских специалистов по работе со светом. Также на них можно познакомиться с технологиями светового искусства.
Фестиваль является победителем премий «Марка № 1 в России» 2013 года в категории «Фестиваль», «Событие года» в номинации «Главное городское событие» 2015 года и номинации "Фестиваль года" 2017 года, «Бренд года/EFFIE» 2011 и 2012 года в номинации «Сфера развлечений», "Путеводная звезда" в номинациях: "Лучший событийный проект" (2014 год), "Лучшее мероприятие под открытым небом" по версии проекта "Активный гражданин" (2017 и 2018 годы), В 2015 году видеопроекция на здании Министерства обороны России внесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая видеопроекция в мире. В 2016 году видеопроекция на Главном здании Московского Государственного Университета также удостоилась двух наград Книги рекордов Гиннеса за "Самую большую видеопроекцию" и "Самую большую мощность светового потока". Еще две рекорда были зафиксированы в 2018 году: за самое большое число одновременно зажженных горелок (162 штуки) и самую большую проекцию на водную поверхность (почти 3099,24 кв.метров)
Первый фестиваль, 2011 год
Первый фестиваль прошел в 2011 году. Всего за три дня продемонстрировано около 360 световых инсталляций.
- Места проведения (основные площадки):
- Количество зрителей: около 1 млн.
Второй фестиваль, 2012 год
Основная идея фестиваля «Энергия жизни» согласно задумке обозначала быстроту перемен в современном обществе, смену взглядов на искусство, культуру. Главный посыл: объединение народов и их культур, развитие технологий и новых инноваций.
- Места проведения (основные площадки):
- ЦДХ (как пространство для образовательных программ в рамках фестиваля)
- Количество зрителей: около 2 млн.
Третий фестиваль, 2013 год
В третьем фестивале приняли участие представители 11 стран мира (Бразилия, Венгрия, Германия, Италия, Канада, Польша, Россия, Словения, Турция, Украина, Франция), в конкурсе «АРТ ВИЖН» было задействовано 24 участника. Главный приз «АРТ ВИЖН» достался команде из Венгрии.
Обслуживанием площадок занималось более 3 тысяч человек, всего фестиваль за 5 дней посетило более 3 миллионов зрителей.
Также в рамках фестиваля в Москву прибыл Олимпийский огонь будущей Олимпиады в Сочи 2014 года.
- Места проведения (основные площадки):
- Digital October (образовательная программа)
- Количество зрителей: около 3 млн.
Четвертый фестиваль, 2014 год
Площадками фестиваля были 7 локаций: Останкино, ВДНХ, Большой театр, часть улицы Кузнецкий мост, парк Царицыно, Медиа Куб на Манежной площади и Digital October.
- Место проведения:
- Медиа Куб на Манежной площади
- «АРТ ВИЖН» — фасады павильонов № 1, № 12 и «Космос» ВДНХ
- «Digital October» — образовательная программа
- Количество зрителей: около 6 млн.
Световые шоу к 70-летию Победы, 2015
Световые шоу, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне на зданиях Центрального академического театра Российской Армии и Белорусского вокзала.
- Место проведения:
- Белорусский вокзал («Поезд Победы»)
- Театр Российской армии («Театр. Годы Войны»; «Путь солдата»)
Световые шоу, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню народного единства в Севастополе.
- Место проведения: Дворец детского и юношеского творчества (Дом пионеров)
Пятый фестиваль, 2015 год
Площадками фестиваля были 9 мест в Москве.
- Место проведения:
- Комплекс зданий Министерства Оборонына Фрунзенской набережной — видеопроекция внесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая видеопроекция в мире.
- «Digital October» — образовательная программа
- Количество зрителей: около 7 млн.