Найти в Дзене

Как научить ребенка обращаться с деньгами

Оглавление

Дети начинают интересоваться атрибутами взрослой жизни с ранних лет. Даже пятилетние малыши проявляют интерес к деньгам. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнок научится правильно обращаться с финансами, тем легче ему будет решать денежные вопросы, когда он вырастет.

Для чего нужно учить ребенка распоряжаться деньгами

Зачем учить детей грамотно распоряжаться финансами?

Это поможет им стать ответственными и в будущем грамотно распределять свои доходы.

Когда дети видят, что их мнение важно в семейных делах, они чувствуют себя частью семьи. О финансах можно открыто говорить с детьми от восьми лет.

Дети узнают, что такое труд и деньги, и поймут, как важно ценить и то, и другое. Расскажите ребёнку, чем вы занимаетесь на работе и от чего зависит ваша зарплата. При этом ему не обязательно знать точные суммы.

Чем раньше дети научатся правильно пользоваться наличными, тем лучше. Карманные деньги можно давать уже семилетним детям.

Как научить ребенка копить деньги

Если вы хотите научить ребёнка финансовой ответственности, следуйте этим важным правилам:

* Обратите внимание на то, как в вашей семье относятся к деньгам. Дети часто копируют поведение своих родителей. По привычкам и поведению младших членов семьи можно понять, какие правила обращения с деньгами существуют в вашем доме.

* Рассказывайте ребёнку о важности накоплений и ценности денег. Если ваши близкие не умеют экономить и тратить деньги разумно, то у детей вряд ли будет положительный пример для подражания. Покажите им, что за каждой покупкой, развлечением и услугой стоят планирование и труд.

* Покажите ребёнку пример правильного обращения с финансами. Если вы легко поддаётесь желаниям и тратите деньги на ненужные вещи, то это не мотивирует детей к накоплениям. Дети будут следовать вашему примеру, если в вашей семье есть идеи долгосрочного планирования.

  • Не покупайте сразу

Дети могут тренировать силу воли, например, в магазинах игрушек. Когда ребёнок просит купить ему очередную машинку или куклу, не стоит сразу соглашаться. Ведь мозг получает удовольствие не от покупки, а от предвкушения.

Можно предложить ребёнку добавить игрушку в список желаемых покупок. Раз в неделю он может пересматривать список и выбирать наиболее важную покупку. Так он научится определять важное и расставлять приоритеты.

В 1960 году учёные из Стэнфордского университета провели эксперимент по изучению силы воли у детей. Они дали детям дошкольного возраста кусочки зефира и сказали, что оставят их ненадолго одних. Если дети не съедят сладкое до возвращения учёных, то им дадут ещё один кусочек. Если съедят — ничего не получат.

Только 10% детей устояли перед соблазном и получили вторую часть зефира. Учёные предположили, что дети, которые не съели зефир, умеют контролировать свои желания.
А значит, они могут достичь больших успехов в будущем.

Спустя 50 лет их теория подтвердилась. Дети, которые не съели зефир, став взрослыми, достигли значительных успехов в профессии, а остальные стали менеджерами среднего звена. Таким образом, учёные доказали, что самодисциплина может помочь в достижении успеха.

  • Учите распоряжаться деньгами

Обычно дети тратят свои первые деньги на сладости, игрушки и наклейки. Не препятствуйте им в этом. Позвольте им получить опыт обращения с финансами, ведь именно так они учатся распоряжаться деньгами. Со временем они поймут, что лучше не тратить все накопления на мимолетные желания.

Объясните своему ребёнку, что если он будет откладывать деньги, то сможет позволить себе более крупные покупки, такие как ролики, велосипед или конструктор «Лего».

Когда Наде было восемь лет, она испекла свой первый торт. К двенадцати годам девочка настолько полюбила выпечку, что каждую неделю радовала своих близких кексами, пирогами, тортами или печеньем.

Однажды в магазине она увидела миксер для замешивания теста. Цена прибора составляла 5 499 рублей. У Нади не было достаточно денег, чтобы сразу же купить его, а мама отказалась это сделать. Вместо этого она предложила дочке накопить на миксер. Так у Нади появилась цель, ради которой она начала откладывать свои карманные деньги.

  • Составьте финансовый план

Чтобы достичь финансовой цели, нужно составить план. Сделайте это вместе с ребёнком.

Накопить 5 499 рублей для Нади — непростая задача. Сейчас у неё есть 500 рублей, которые она получила от бабушки.

Мама каждую неделю даёт ей по 250 рублей на карманные расходы. Если Надя не будет тратить эти деньги, ей потребуется копить 20 недель, то есть пять месяцев. Это довольно долго.

Но через два месяца у Нади день рождения. Обычно ей дарят 3 000 рублей. Тогда ей останется накопить только 2 000 рублей. Она может сделать это за два месяца, если не будет тратить деньги и будет получать по 250 рублей каждую неделю.

  • Помогите найти пути для заработка
    Не все дети могут похвастаться выдержкой и способностью откладывать деньги. Иногда они могут не устоять перед искушением и потратить деньги на что-то, что им очень хочется, например, на комиксы о любимом герое или билет в кино. Но не стоит ругать их за это. Даже взрослые могут поддаться соблазну, когда видят заманчивые товары в витринах магазинов.

    Кроме того, никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций, когда заканчиваются деньги на проезд или рвутся ботинки. В таких случаях иметь запасной денежный фонд будет очень кстати. Но как же его создать ребёнку?

    Родители могут увеличить сумму карманных денег, которые они выдают ребёнку, или платить ему за выполнение домашних обязанностей. Однако не стоит выдавать наличные за хорошие отметки, ведь получение знаний — это в интересах детей.

    Задачи, которые родители могут предложить ребёнку, должны быть не во вред учёбе и соответствовать его возрасту. Например, подросток может:

    * выгуливать собак;
    * присматривать за дошкольниками;
    * заниматься репетиторством с малышами.


    Когда подросток достигает 16 лет и получает паспорт, он становится способным отвечать за свои действия и трудиться, пусть даже неполный день.
Надя смогла увеличить свой доход и приблизиться к покупке миксера благодаря школьным ярмаркам. Уже много лет в школе проводились такие ярмарки, но Надя никогда в них не участвовала. В этом году она решила попробовать свои силы и испекла имбирные пряники и кексы, которые продавала в школе на осенних и зимних ярмарках за символическую плату.

Заработок Нади на ярмарках составил 1000 рублей. Кроме того, она освоила социальные сети и активно выкладывала там ролики о готовке. Через месяц ей поступил заказ на шоколадный торт, благодаря которому она смогла накопить ещё 2000 рублей, не считая расходов на ингредиенты для выпечки.

Таким образом, за два месяца до своего дня рождения Надя накопила 3000 рублей от продажи кексов и торта, а также потратила около 1000 рублей из своих карманных денег на ингредиенты для выпечки.

В итоге из маминых денег ей удалось накопить только 1000 рублей. Однако на день рождения близкие подарили Наде 3000 рублей. Благодаря этому она смогла купить более дорогой миксер — за 6000 рублей.

Правила обращения с деньгами для детей

  • В игровой форме

Предложите ребёнку построить магазин. Расставьте игрушки, как на витрине, придумайте цены и вырежьте из бумаги деньги. Пусть малыш почувствует себя в роли продавца и покупателя.

В эту игру можно играть на природе. Бумажными деньгами будут служить листочки, а монетками — мелкие камешки. Детям будет интересно погрузиться в мир, похожий на настоящий магазин. Они любят подражать взрослым и таким образом учатся социальным навыкам.

  • В позитивной форме

Рассказывайте детям о деньгах с позитивом. Дети воспринимают всё, что слышат от взрослых. Поэтому не стоит жаловаться на то, как мало денег или как сложно их заработать. В результате ребёнок может решить, что финансы – это самое важное в жизни, и добиться успеха в этой сфере будет непросто. Вряд ли это вдохновит его на развитие в профессии.

Бодо Шефер, автор книги «Пес по имени Мани», посвящённой финансовой грамотности, утверждает, что важно не количество денег, а отношение людей к ним. Учите ребёнка принципам мышления успешного человека, чтобы он понимал, как важно уметь обращаться с деньгами.

  • В реалистичной форме

Детям бывает сложно принимать рациональные решения, когда дело касается накопления денег. Родители могут помочь им оценить свои возможности. Например, если сын выбрал дорогой спортивный велосипед в качестве цели для накоплений, ему потребуется год или больше, чтобы накопить нужную сумму. Такая цель может не стать для него достаточной мотивацией.

Помогите своему ребёнку оценить свои возможности, чтобы он не разочаровался в процессе накопления и не утратил веру в свои силы. Объясните ему, какую сумму необходимо накопить и сколько времени это займёт.

Возможно, ваш ребёнок согласится копить в течение полугода. Поддержите его решение, а затем добавьте оставшуюся сумму. Не стоит совершать ошибку и покупать велосипед самостоятельно.
В таком случае ребёнок всегда будет надеяться на финансовую помощь со стороны родителей.

В семье важно найти баланс между практичностью и щедростью. Если семья слишком зациклена на деньгах, это может привести к воспитанию жадных детей. Помогите своему ребёнку понять, что деньги — это не самоцель, а средство улучшить жизнь не только его, но и других людей.

Покажите это на своём примере. Например, мама может спонтанно подарить дедушке и бабушке путёвку в санаторий или купить подруге абонемент на массаж. Такие добрые дела помогут воспитать в ребёнке щедрость и заботу о других людях.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!