Вообще-то это же замечательно, когда дети задают вопросы взрослым: родителям, бабушкам-дедушкам, воспитателям, учителям.
Всегда приятно, когда ребенок любознателен, чем-то интересуется, и, самое главное: он разговаривает!
О, да, вставочка вполне уместна, ибо с речевыми навыками сейчас у многих ребят дела обстоят не очень хорошо. Говорят, что виной всему являются гаджеты (?). Но более всего центром всех обвинений являются современные родители, которые якобы и впихивают детям эти гаджеты, чтобы они (дети) не мешались под ногами и не отрывали от важных дел своими глупыми навязчивыми вопросами, а сидели себе там в уголочке да пальцами по экрану возюкали.
Не смею ни согласиться с этими выкладками, ни опровергнуть их.
Все мы люди разные, и дети - бывают тоже разные. Для кого-то вполне достаточно пары вопросов в день, чтобы радоваться новым знаниям, а кто-то - задает эти вопросы бесконечно, хочет общения и телефона-планшета ему недостаточно, чтобы чувствовать себя полноценным человеком.
Так что пока не могу согласиться со своей хорошей знакомой , которая однажды сказала:
- Совсем другими детки стали. Никто ничем не интересуется, никаких вопросов не задает. Такое ощущение, что понятие "возраст почемучек" ушел в историю.
Кстати, эта замечательная женщина много лет работала воспитательницей детского сада, а теперь она воспитатель в стационаре специализированного социального учреждения для детей с ОВЗ (где я сама работаю, кружковым педагогом). И опыт у нее довольно большой.
Хотя…
Я сначала думала: может быть, она с непривычки так сказала?
Ну, ведь человек работал в обычном саду, с обычными детьми, из обычных семей… и ребята там - говорящие, развивающиеся по возрасту, с обычными навыками и привычками.
А у нас всё-таки - детки с нарушениями, задержками, отклонениями в развитии… А многие - так вообще не разговаривают (ввиду своих "особенностей здоровья") и даже обращенную речь не понимают! Так откуда же тогда взяться детским вопросам? Тут дай Бог, чтобы научился в туалет проситься (хотя бы жестами и мычанием), да самостоятельно есть и одеваться!
Но нет! Воспитательница говорила именно о детках говорящих! Любого возраста! Хоть про малыша, хоть про дошкольника, хоть про младшего школьника.
Детки не спрашивают, почему идет дождь или снег, как возникает гроза, из чего делают какао-напиток, что там такое шумит в унитазе… а ведь раньше такие вопросы ей дети задавали сплошь и рядом!
Или эти малыши реально стали эти вопросы задавать виртуальным Алисам и Марусям по телефону (они же читать не умеют, а значит, не могут не то что в книге прочитать, а даже запрос ручками набрать в поисковиках)?
Ну нееет, такого пока наши воспитатели не замечали. Просто, детям это, наверное, неинтересно…
Но, видимо, время такое пришло... А воспитатель - всё еще не может к этому привыкнуть, сравнивая этих детей с её давними воспитанниками (детьми "тех лет", когда самих гаджетов еще в помине не было).
Однако…
Есть же! Есть! Пусть их сейчас гораздо меньше, но остались еще детки, которые задают вопросы!
И при этом родители охотно на них отвечают, а не отбиваются словами и фразами "отстань", "оно тебе надо?", "вырастешь - сам узнаешь" или" не задавай тупых вопросов, лучше иди игрушки убери".
И нам, педагогам, тоже ведь интересно и приятно, когда даже чужой ребенок задает вопросы.
Ну например, недавно, на моем занятии (в кружке оригами) один "особенный" воспитанник (5 лет) спросил, почему он пришел на занятие в кружок, а кабинет оказался прямоугольным… хехех, вот молодец! Ответ-то можно любой придумать, но зато нельзя не похвалить парня за то, что правильно формы определил и назвал!
Но бывают и другие вопросы!
Такие вопросы лишь на первый взгляд кажутся смешными и безобидными.
Или просто ребенок их задал с целью "выпендриться", привлечь к себе внимание и рассмешить других ребят?
Например, был у нас в стационаре такой мальчик, который задавал странные и немного пугающие вопросы… И после них - некоторые мамы других "стационарных" детишек (преимущественно девочек) вообще запретили своим дочкам с ним общаться.
Хотя курирующий врач этого ребенка говорила, что он просто так мило шутит… Но при этом, психолог утверждала обратное: "Ребенка нужно обследовать сейчас, иначе потом будет поздно бить тревогу".
Мальчик Б.
Ребенок из стационара, 9 лет, ментальные нарушения (точный диагноз, естественно, от нас скрыт).
Обращенную речь - понимает, навыки самообслуживания - сформированы, простые просьбы и задания - выполняет, разговаривает! Ведет себя весьма прилично, персоналу не хамит, казенные вещи и мебель не портит.
Ну, разве что девочек шлепает и щипает, но не со зла, а, как говорят стационарные мамочки (исключительно мальчиков!), он так "заигрывает".
Ну и с веревочками или ленточками разными играет. То и дело (по нескольку раз за день) может просто вставать лицом к стене и хлестать по ней веревкой. Вроде бы тоже не так уж страшно смотрится, но как он при этом смеется - уже настораживает.
И, собственно, о вопросах…
Мальчик Б. на оригами
Сижу с тремя ребятами вокруг стола (мальчик Б. - в их числе).
Делаем кубик. Для этого нужно изготовить 6 модулей-параллелограммов, которые потом скрепляются через кармашки.
А чтобы изготовить такой модуль, надо сначала сложить базовую форму "дверь" (т.е. квадратик пополам, а потом левую и правую стороны квадратика - к средней линии сгиба).
Чтобы ребятки поняли, говорю им:
- Нужно, чтобы дверцы были рядом-рядом, без щелей, но при этом друг на друга не наваливались. В общем, как двери лифта в подъезде.
Задание все поняли! Но вот мальчик Б.. хоть и продолжал работать, заговорил странными фразами:
- А если собачку или кошку зажмёт лифтОвыми дверями, что будет? А если маленького малыша?
Блин, я в физике не сильна, честно. Отвечаю по интуиции (которая может ошибаться):
- Наверное, двери, наткнувшись на препятствие, снова откроются… и выпустят твою собачку. Или еще там кого-нибудь.
- А вдруг нет? А вдруг на половинки разрежет? Что тогда будет? - с улыбкой спрашивает мальчик Б.
- Да ты чооо, вообще при…рок? - закричал один из его соседей по столу.
Ну а мне пришлось просто попросить мальчиков не ссориться, а вопрос по теме задать знающему человеку, который разбирается в технике: папе, например, или деду.
Однако, если бы я оказалась потом на месте родного папы или деда этого ребенка, меня бы явно насторожило, что кровиночка задает такие жуткие вопросы (в 9 лет, а не в 3-4!), еще и улыбается при этом.
Но, надо отдать должное мальчику Б., поделки он делает правильно, аккуратно и четко по инструкции, никаких "тяп-ляп"!
Мальчик Б. у дефектолога
Вроде бы, он просто писал текст под диктовку, ничего такого. И сам текст был о "цветочках-грибочках", т.е. "не провоцирующий" ни на какие страшные мысли.
А в кабинете дефектолога на стене висит стенд. Громоздкий такой, здоровый, тяжелый, еще и с пластиковыми карманами (там брошюрки разные, информационные листы, памятки и т.п.)
До мальчика Б. - никто и никогда не обращал внимание на этот стенд: висит себе и висит. "Ну и пусть себе висит, может, там его нора!"
А вот мальчик, прямо во время диктанта, оглянулся на него, обвел взглядом, улыбнулся и говорит:
- Интересно, а если эта огромЕнная доскИща на кого-то свалится, она же совсем при...т, да? И скорая уже не поможет?
Дефектолог наш - умеет сдерживать эмоции и изображать лицо "минус сто сорок", однако уже после занятия, она залезла на парту возле стены и хорошенько подергала стенд со всех сторон, проверила: а вдруг и правда не очень крепко держится… Нет, всё нормально! Крепко!
Мальчик Б. на уроке труда
Точнее, на занятии по бытовой адаптации.
Он и еще две девочки, под чутким руководством учительницы труда (и в рамках "патриотического воспитания") учатся варить "солдатскую" кашу (перловку).
Девочка постарше - стоит у плиты и мешает ложкой в кастрюле, кашка - кипит, учитель - стоит над душой, а другая девочка вместе с мальчиком Б. - стоят рядышком и смотрят.
Мальчик Б. сначала просто следил за движениями девочки-"повара", а потом, видимо, опять к нему в голову пришла некая "щекочущая" мысль.
Он улыбнулся - и спрашивает у учительницы:
- А если Олька прямо в кастрюлю сейчас рукой попадёт, то всё? Олька без пальцев останется?
- А Олька тебе сейчас вот этой горячей ложкой по лбу даст! - отозвалась сама "Олька".
Ну а учительница, покачав головой, вежливо (ибо по-другому нельзя) предложила остальным ребяткам присесть на стульчики у стены и наблюдать за "Олькой" оттуда.
Кстати, каша ничего так получилась, мы потом всем отделом попробовали! Олька - молодец!
Ну а педагоги лишний раз убедись в том, что у мальчика Б. - прямо нездоровое желание "посмаковать горячие темы"…
Хотя, это же нормально? Ну, право… многие ведь дети и фильмы разные "мясные" смотрят, и ролики с жутким (совсем "не гуманным") содержанием, и вдохновенно обсуждают их с друзьями! Может, мы просто предвзято относимся к мальчику Б. лишь потому, что он находится в "спецучреждении"? А значит, он априори "йо-хо-хо"?
Ну, по крайней мере, всё его "йо-хо-хо" - только в разговорах! А в реальности - вроде бы еще никого серьезно не обидел. И это радует!
А Вас, дорогие читатели, пусть все обиды и невзгоды проходят стороной.