О жизни и музыкальном движении в Челябинске поговорили с музыкантом Иваном Лужковым (участник трибьюта ЧЕРНОЗЁМУ). В 2024 году музыкант выпустил сразу два альбома: «Человек из Сан-Франциско» и «Альбом без каких-либо особенностей».
- Иван, у вас после участия в группе МОНТИ МЕХАНИК было несколько лет творческого молчания в самостоятельных проектах. Почему в 21-м году пришло желание вернуться к музыкальной деятельности?
– Соскучился по этому делу, немножко поднадоело все остальное.
- А все остальное – это что было?
– Сейчас вспомню. Работал, Соловьева по телевизору смотрел (смеется). Рыбалка была – у нас тут много озер...
- Про суровый Челябинск ходит много мемов. А у вас такая достаточно романтичная в некотором смысле, светлая легкая полуакустическая музыка...
– Никакого трэша и угара…
- Ага. Вас часто, как и группу МОНТИ МЕХАНИХ, записывают в инди-рок. А вы сами как определяете направление, в котором пишете?
– Да я не знаю, авторская песня, наверное. ЧЕРНОЗЁМ – тоже светлая романтическая музыка на самом деле. Я не вижу большой разницы. ЧЕРНОЗЁМ – это инди-рок?
- Скорее, постпанк.
– Ну, на самом деле мы с Гошей Мишневым (группа МОНТИ МЕХАНИК – прим. авт.) с юности слушали то, что называется американской фолк-музыкой, – там всё на акустических гитарах играется. Скорее всего, на наше звучание повлияла именно она, ну, и бардовская песня.
- Бардов тоже слушали?
– Слушаем до сих пор. Вот Гоша, допустим, большой фанат Розенбаума. Я раньше Высоцкого очень много слушал. Сейчас меньше, конечно. Бориса Гребенщикова можно упоминать?
- Нужно!
– Его двойной альбом «Песни бардов» заслушал. Мне кажется, это очень классный альбом.
- То есть авторская песня вам близка?
– Да, конечно.
- А вы сами участвовали в фестивалях авторской песни?
– Нет. Но у нас в Челябинске из музыкантов фигура номер один – это Олег Митяев. Можно сказать, Олег Митяев нас и привёл в рок (смеется). Ну а если серьезно, он ведь создал достаточно большую бардовскую движуху в Челябинске: здесь были клубы авторской песни, известный Ильменский фестиваль. Сейчас это всё, конечно, немножко сдулось, но тем не менее…
- Есть какие-то истории с этих фестивалей?
– Да я даже на концерты практически не ходил, не то что фестивали. Был, наверное, на трёх-четырёх концертах в своей жизни. Да и не выступает у нас особо никто. Челябинск в этом смысле глухой город: обычно здесь никто толком не собирает зал, кроме сверхпопулярных артистов. Сколько помню, в начале нулевых всё время анонсировали концерты Леонида Федорова, но постоянно их отменяли, потому что люди не раскупали билеты, и речь же не шла о зале в тысячу человек…
- Вы в своем городе выступали?
– Да, но давно. Я сольно выступал. И с МОНТИ МЕХАНИК раза три или четыре.
- В ваших последних альбомах все песни новые или есть и старые?
– Новые все.
- А музыкантов как нашли для проекта?
– Да там много историй было. Для «Альбома без каких-либо особенностей» писала клавиши Алла Фармер. Я послушал на тот момент последний альбом Найка Борзова и начал смотреть, кто у него играет. Увидел Аллу. По-моему, я нашел ее в ВК, увидел, что она из Самары. А со старых времен я приятельствовал в Самаре с Таней Симаковой, возглавлявшей когда-то издание «Большая деревня». Она познакомила меня с Фармер. Алла – музыкант культовой группы первой волны русского инди-рока Bajinda Behind The Enemy Lines. Они в свое время разогревали Йена Брауна на московском концерте. Короче, были одними из первых, кто знамя инди-рока высоко поднял.
Бас в последних альбомах – Сергей Григорьев, мы с ним познакомились, когда работали еще над альбомом 21-го года. Сергей петербуржец, долго там жил и играл в небезызвестной группе ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ, популярной в конце 90-х. Потом он женился и переехал в Челябинск. Мы с ним три альбома уже сделали вместе. Он вообще-то ещё и хороший звукорежиссер.
- Кто у вас отвечает за аранжировки?
– По-разному было. Первый альбом продюсировал Александр Зайцев, который известен по ЁЛОЧНЫМ ИГРУШКАМ. «Продавец облаков» сделан на основе живых версий старых песен. Второй альбом – Женя Горбунов делал, нас особо не пуская в свою творческую лабораторию. А третий мы с Григорьевым писали практически сами.
- А желание собрать свою группу было?
– Желания не было, но группу мы собрали. В этом году мы с последними двумя альбомами выступили в Казани, Москве, Петербурге и на фестивале Ural Music Night в Екатеринбурге.
- Вы могли бы жить без музыки?
– Конечно. Музыка, не относится к числу первостепенных потребностей. На самом деле, не сказать, что я музыку постоянно слушаю.
- Тем не менее, за один год два альбома не каждая группа осилит.
– Так совпало. Мы достаточно долго их писали. На тот момент, когда первый вышел, второй был уже готов, и я вообще хотел двойной выпускать, но Горбунов меня отговорил.
- Читала, что альбом «Человек из Сан-Франциско» – претендент на премию «Сноба» «Сделано в России 2024» в номинации «Музыка». Что-то понятно с этой премией уже?
– Понятно, что шансов у нас немного. Но в целом всё равно приятно, забавно, что нас номинировали.
- Кто с вами в компании?
– Номинирован Григорий Полухутенко, а также группа СОВА (в инди-тусовке считается одной из главных надежд и открытий этого года. Мне не очень понравилась. Я, видимо, уже староват для такой музыки). Кто еще там? Какой-то крымский инди-поп-дуэт… Я бы премию Полухутенко отдал. В 2010-2011 году, когда мы только познакомились, я не сильно проникся его музыкой, а с годами понял, что он реально крутой чувак. Делает все более и более интересные вещи, как мне кажется.
- Я видела на фотках, что вы путешествовали по Франции. Много по миру поездили?
– Было дело. Путешествия дают понимание, что люди везде одинаковые.
Каждая страна прекрасна по-своему. Считаю, что если есть возможность путешествовать, нужно обязательно это делать. Чтобы не разделять людей на своих и чужих. Чтобы пришло понимание, что люди в принципе так не делятся.
Беседовала virlenka