Каждый год, начиная с далёкого 2005 года, когда я впервые и без особенного желания попал в жуткие бытовые условия, в которых проходил тогда лагерь Юношеской Математической Школы, я езжу в летние лагеря. Сперва учеником - с 6 по 10 класс, то есть 5 раз; потом дважды - стажёром (в костромскую ЛМШ), а с 2012 года - уже педагогом, организатором и одним из (а впоследствии уже и единственным) руководителей отряда.
За это время я повидал немало разнообразных лагерей. Первым были жуткие по бытовым условиям "Островки": баня на хоздворе, где мы мылись один раз за смену, ногомойник на улице с ежедневным ритуалом омовения ног перед сном, обыкновенная лагерная столовая (мало пригодная для питания избалованного городского шестиклассника), учебный корпус в дальнем углу территории, минут 5-7 пути от жилого корпуса - короче, все обстоятельства сложились так, чтобы я больше никогда не ездил в лагеря.
Но математика решила иначе. Заниматься в кружках ЮМШ (и тем более учиться в классе), не ездя в лагерь, было нельзя. Вторым лагерем (одним сразу на много лет) оказалась "Заря" в Молодёжном - бытовые условия там на пару порядков лучше, первый наш год пришёлся на самое открытие лагеря после капитального ремонта: свежая штукатурка, новая мебель и даже душ прямо на этаже выгодно контрастировали с первым опытом.
С "Зарёй" связано множество хороших воспоминаний. Моя первая полностью бессонная "ночь маразма" - уже 9, кажется, класс - это было именно там. Всё хорошее, что происходило в лагерях ЮМШ, где я был учеником, связано с тем местом - в "Островках" хорошего осталось крайне мало, но я уже практически и не помню большую часть первого лагеря.
После 11 класса я был стажёром в лагере Кострома Open, который тогда (вроде бы - в последний раз в своей истории) проводился на базе отдыха "Берендеевы поляны" рядом со славным городом Судиславлем в Костромской области. Там было +35 первые две недели, превратившиеся в тыкву +15 за одну ночь, когда наша пятёрка "питерских стажёров", обитавшая в деревянном домике с вечно открытым нараспашку окном, дружно простудилась.
Второй костромской лагерь, годом позже, был уже в "Электронике", неподалёку от Волгореченска. Нас тогда даже свозили на экскурсию на Костромскую ГРЭС - лагерь принадлежал именно ей. По условиям кирпичные корпуса "Электроника" выгодно отличались от деревянных домиков "Берендеевых полян" (недаром же в "Электронике" потом проводились турниры - в том числе и зимой), столовая в обоих случаях была очень неплохой (но ни плов, ни голубцы есть ни там, ни там невозможно было). Помещений для занятий немного не хватало, поэтому если я вёл две пары в нормальном отведённом под занятия холле, то на третьей паре я помогал коллеге вести занятие в жилой комнате, которую для занятий кое-как, на скорую руку, приспособили в начале смены - вынесли все кровати, принесли столы, поставили доску на тумбочку.
Первый мой собственноручно организованный лагерь - 2012 год, "Бригантина". Мы в первый же день лишились хорошего человека, который по изначальному плану должен был ехать с нами и вести занятия, которые в последний момент по акту замены пришлось перераспределять. Тот "курс" геометрии, который мы с товарищем вели у потрясающе многочисленной старшей группы (6 человек), был для нас обоих не менее познавательным и поучительным, чем для наших учеников. Тогда же мне довелось впервые прочитать курс теории вероятностей - он был неплохо подготовлен, но не обошлось без ошибок, несмотря на чуткий контроль со стороны старшего товарища, присутствовавшей на всех лекциях.
Да, бывшая "Бригантина" давно стала "Пионером", но об этом позже. В 2013 мы уже поехали в другой лагерь того же владельца с удивительно оригинальным именем "Бригантина+". Расположенный совсем рядом с Лосево, с душами на этаже (в отличие от "Бригантины", где они были - сейчас никто уже не помнит - на хоздворе за столовой), но весьма скромными бытовыми условиями и, увы, не самым адекватным персоналом. Однажды там случилась коммунальная авария, и мы больше суток даже в туалет ходили на улицу - нет, не в реликт прошлого века, который во многих деревнях сохранился, а в современное помещение; но всё равно прохладным вечером бегать в туалет вне корпуса (а уж тем более - ночью, после отбоя, а уж тем более - в душ) - удовольствие, так скажем, сильно ниже среднего.
С 2014 года мы нашли себе прекрасный лагерь, который называется "Мечта". В нём мы встретились с директором, которая работала в "Бригантине" (и была там единственным светлым пятном во всей гротескной неудачности этого лагеря), и два года были совершенно счастливы на новом месте. На третий раз сменилось руководство, но на почти такое же приятное и адекватное - правда, поселили нас в холодный и влажный корпус, от чего половина отряда в середине смены разболелась и уехала домой.
В 2017 году в "Мечте" ещё раз сменилось руководство. Директором тогда стала девушка на год старше меня - и с её командой всю смену случались конфликты, а бытовые условия в лагере (в частности, отсутствие отопления - они на всё лето "разбирали котлы", так что прогреть и просушить корпуса не представлялось возможным) лучше не стали - поэтому нам пришлось искать новое место.
И таким новым-старым местом стала бывшая "Бригантина" - в том самом 2017 году её купил хороший человек и вложил дохренильон денег в модернизацию (я бы даже сказал реновацию - от старых корпусов остались только если стены, а изнутри они были полностью переделаны, кроме того - появился ещё один корпус и восемь коттеджей посреди леса) лагеря, который теперь называется "Пионер" и, как мне кажется, является плюс-минус лучшим лагерем области.
В 2018 и 2019 годах мы счастливо съездили в "Пионер". Потом пандемия внесла коррективы в наши планы поехать туда третий год подряд - следующие два года наш лагерь проходил на небольшой закрытой территории загородного клуба во Всеволожске. В 2022 году я слишком поздно написал в "Пионер", там кончились места - и нам пришлось ехать в соседний "Горизонт", где единственным светлым пятном оказалась директор, знакомая нам по "Мечте" (она возглавляла вторую команду, с которой мы там работали).
Хотя вру, второе светлое пятно "Горизонта" - относительно неплохая столовая. В остальном это было ужасно: душ за территорией (привычно, на хоздворе) и по графику, бытовые условия такие себе, сотрудники (за редким исключением) - не самые приятные личности. В общем, с трудом пережили ту смену...
И вернулись в "Пионер". Здесь нам хорошо. Любые косяки решаются довольно быстро (иногда требуют нескольких напоминаний) и даже относительно мирно. Лагерь на тысячу человек функционирует так, что этой тысячи практически и не замечаешь. Люблю "Пионер". Надеюсь, что меня здесь тоже любят. По крайней мере мне так говорят - и пока ещё не отказывались меня принимать. Значит, не обманывают, наверное?
Спасибо лагерю "Пионер" за возможность не искать каждый год новую базу для нашего летнего математического лагеря. И за огромный труд, направленный на создание и поддержание условий для нас, самоуверенных и неблагодарных руководителей отрядов.