Найти тему
Максим Драгоев

Паровоз серии Д (1845 год)

Паровоз серии Д тип 1-3-0
Паровоз серии Д тип 1-3-0

Товарный паровоз Санкт-Петербурго-Московской железной дороги (паровоз серии Д Николаевской железной дороги) — первый серийный грузовой паровоз российского производства. Выпускался в 1845—1848 годах для использования на Петербурго-Московской железной дороге.

В 1842 году российским императором было утверждено решение о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Для работы на магистрали предполагалось использовать два типа паровозов — товарный (грузовой) и пассажирский. При строительстве и эксплуатации дороги предполагалось использовать материалы и механизмы изготовленные в России, а не закупаемые за рубежом.

До этого времени в России было изготовлено лишь два паровоза на Выйском заводе и нужно было, в том числе, создать относительно крупное отечественное производство локомотивов. Для этого в 1843 году был заключён договор с американцами Уайненсом, Гаррисоном и Иствиком о передачи под их управление сроком на 6 лет Александровского завода возле Петербурга для налаживания на нём производства паровозов и вагонов для Петербурго-Московской железной дороги, а также для их последующего ремонт.

Александровский чугунолитейный механический завод был открыт в середине 1820-х годов для замены пострадавшего от наводнения 1824 года Екатерингофского чугунолитейного завода. До 1843 года, помимо литейного производства, завод изготовлял станки и пароходы. С помощью американцев предприятие было подготовлено к производству подвижного состава и к концу 1845 года завод построил 30 паровозов. В период с 1845 по 1848 год Александровский завод изготовил все 164 заказанных для железной дороги паровоза, в том числе 121 товарный. Стоимость каждого паровоза с тендером составляла 12 тыс. рублей серебром. В 1846 году была построена двухкилометровая соединительная ветка от завода к Петербурго-Московской железной дороге. В следующем году паровозы начали работать на первом открывшимся на магистрали участке Петербург — Колпино.

В 1863-1867 годах часть паровозов была капитально перестроена, тогда же они помимо номера получили буквенное обозначение: 93 переделанных товарных паровозов стали именоваться серией Г, а 28 оставшиеся без изменений — серией Д. Из старых механизмов, оставшихся после этих работ, было собрано 10 танк-паровозов для Николаевской железной дороги. В 1910 году на Николаевской железной дороге ещё числился один паровоз серии Гб 1847 года выпуска, он имел номер 57.

Если вам было интересно читать этот рассказ подписываетесь. Следующие статьи будут ещё интереснее.