1. Проверка домашнего задания. Дети читают ответы примеров 31, а один ученик записывает решение задачи 32 на доске.
2. Разминка. Замените пятизначные числа суммой разрядных слагаемых за 1 минуту:
Проверка:
3. Объявление темы урока. Сегодня мы будем повторять деление на двузначные и трёхзначные числа.
4. Работа по теме урока.
Откройте учебник на стр.9 и найдите задание 34. Прочитайте.
- Что изготавливают из хлопка? (Бязь, батист, носовые платки и катушки ниток).
- Что такое бязь? ( Плотная, износостойкая ткань, из нее шьют рабочую одежду и постельное белье , выдерживает до 200 стирок).
- Что такое батист? (Тонкая ткань, из нее шьют нижнее белье, летние платья и блузки).
- Что можно изготовить из 1 кг хлопка? (8 м бязи, 20 м батиста, 50 носовых платков, 125 катушек ниток).
- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько граммов хлопка понадобится? (Перевести кг в граммы. В 1 кг 1000 граммов).
- Сколько граммов хлопка пойдет на 1 м бязи? (1000 г : 8 = 125 г).
- Сколько граммов хлопка пойдет на 1 м батиста? (1000 г : 20 = 50 г).
- Сколько граммов хлопка пойдет на 1 носовой платок? (1000 г : 50 = 20 г).
- Сколько граммов хлопка пойдет на 1 катушку ниток? (1000 г : 125 = 8 г).
Прочитайте задачу 35.
- Сколько детей обучается в музыкальной школе? (180).
- Сколько из них учится играть на фортепиано? (180:2=90).
- Сколько детей учится играть на скрипке? (180:3=60).
- Сколько детей учится играть на виолончели? (180:6=30).
Найдите задание 36(2). Найдите четвертую часть чисел:
60:4=15
72:4=18
108:4=27
240:4=60
320:4=80
440:4=110.
Перейдём к письменному делению на двузначные и трёхзначные числа.
N37.
Разделим 5 875 на 25. Первое неполное делимое 58, значит в частном будет три цифры. Делим 58 на 25. Ближайшее число, которое делится на 25 это 50. Берём по 2. Ищем остаток: 58-50=8. Остаток меньше делителя. Спускаем цифру 7. 87 делим на 25. Ближайшее число 75. Берём по 3. Остаток 12, он меньше делителя. Спускаем цифру 5. Делим 125 на 25. Берём по 5. 125-125=0. Получилось 235.
Разделим 5 474 на 238. Первое неполное делимое 574, значит в частном будет две цифры. Делим 547 на 238. Закрываем по две последние цифры в делимом и делителе. Делим 5 на 2. Берём по 2 и умножаем. Получилось 476. Ищем остаток: 547-476=71. Остаток меньше делителя. Спускаем цифру 4. Делим 714 на 238. Закрываем по две цифры. 7 делим на 2. Берём по 3. Умножаем 238 на 3. Получилось 714, остатка нет. Ответ: 23.
Оставшиеся примеры решаем самостоятельно, один ученик у доски, остальные в тетрадях.
Теперь решим задачу 39.
Прочитайте задачу про себя. О какой кампании идёт речь? (О транспортной).
- Какие машины были в транспортной компании? (Грузовые и легковые).
- Сколько литров бензина израсходовали грузовые машины за день? (6750л).
- Сколько литров бензина израсходовали легковые машины? (В 9 раз меньше).
- Сколько литров бензина расходовала каждая грузовая машина? (По 75 л).
- Сколько литров бензина расходовала каждая легковая машина? (По 30 л).
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько было грузовых и легковых машин).
- Что будем узнавать сначала? (Сколько литров бензина израсходовали легковые машины).
- Как будем это узнавать? (6750 л разделим на 9).
- Как узнать количество машин? (Бензин, израсходованный всеми машинами, надо разделить на бензин, который расходовала каждая машина).
Решите задачу самостоятельно. Проверка:
5. Домашнее задание. Задача 40 и примеры 38(2 строчка).