Найти тему
Рожденный в БАССР

Еще раз про Шаталова

Как-то так получилось, что Шаталов стал известен своими рассуждения, про засолку огурцов.

«Положите свежий огурец в банку с солеными огурцами, и в конечном итоге этот огурец тоже просолится. Так и с ребенком, помести его в насыщенную образовательную среду, и он вовлечется в происходящее, станет активным его участником.»

При этом как-то совсем упустилось из виду, что вообще-то метод Шаталова – это не про засолку отдельно отобранных огурцов в специально созданной среде. Это нечто большее. О теории огурцов я писал здесь. Пора написать и о самом методе.

Шаталов....
Шаталов....

И я немного напомню, основные постулаты метода Шаталова. Они несколько отличаются от того, что можно прочитать в интернете – я, все-таки имел опыт преподавательской деятельности, а принципы метода Шаталова в интернете пересказывают полуграмотные блогеры и журналисты.

1. Четкое структурирование материала.
1.1. Использование опорного конспекта. В конспекте – ничего лишнего, только основные «узелки на память».
1.2. Подача материала по принципу «от общего к частному». Вначале даются общие принципы, потом – отдельные вопросы и вопросы применения
1.3. Никаких упрощений – «простота хуже воровства». Школьникам дается материал без сюсюканий и попыток скрыть сложные или спорные моменты.

2. Развитие интереса у школьников. Школьник должно быть интересно учиться.

3. Меньше оценок, больше самостоятельной работы и взаимных проверок.

4. Больше устных ответов. Школьник должен как можно больше говорить.

Ну и под конец – Шаталов исходил из убеждения, что школьник может либо понять, либо запомнить – и то, и другое одновременно ему не под силу. Спорное утверждение, но пусть так.

Как видно – метод Шаталова абсолютно не формализован и передать его кому-нибудь, возродить или продолжить – невозможно. Любой педагог, воспользовавшись этими принципами – будет вынужден преподавать по-своему, по своему, авторскому методу… Именно поэтому в советское время, несмотря на популярность и пропаганду – внедрить метод Шаталова не удалось. Получалось, в лучшем случае, нелепые симулякры, в худшем – извращение, когда из метода брался какой-либо элемент и насильно вбивался в школьную систему. Особенно любили совковые педагоги рассуждать о засолке огурцов, и внедрять взаимопроверки, чтобы снять с себя ответственность и снизить нагрузку.

И поэтому, когда я слышу про то, что метода Шаталова возрождается, внедряется, используется к каких-либо особых «шаталовских» школах – мне просто смешно. Внедрение этих Шаталовских принципов требует разработки каждым педагогом своего, авторского, метода преподавания…