Немецкая компания «Юнкере» и ее основатель профессор Хуго Юнкере считаются бесспорными пионерами цельно-металлического самолетостроения. Именно под управлением Юнкерса в первой половине XX в. строились наиболее передовые с аэродинамической и конструкционной точки зрения немецкие самолеты.
Юнкере родился 3 февраля 1859 г. и окончил Берлинскую высшую техническую школу. К моменту прихода в авиацию в 1909 г. он уже продемонстрировал свой конструкторский талант. В 1897 г. Юнкере стал профессором Аахенской высшей технической школы, а двумя годами позже основал собственную фирму в Дессау, производившую гаэоотопительные котлы, охладители и вентиляторное оборудование. Кроме того, Юнкере запатентовал несколько способов обработки листового металла. В 1910 г. он получил патент на конструкцию толстого свободно- несущего крыла с металлической обшивкой.
Решив, что отработанная на собственной фабрике технология работы с листовым металлом может быть использована в самолетостроении, Юнкере в 1915 г. построил цельнометаллическое крыло с каркасом из стальных труб и приваренной обшивкой из стального листа. После вполне удачных испытаний крыла был построен моноплан J-1. Этот самолет неплохо держался в воздухе и за свою металлическую конструкцию приобрел неофициальное название «Жестяной осел». Успех J-1 привел к созданию его улучшенного варианта – одноместного истребителя J-2. Несмотря на излишнюю тяжесть его конструкции, с технической точки зрения истребитель превосходил все существовавшие тогда самолеты, а его прочность и очевидная способность выдерживать значительные боевые повреждения позволили министерству авиации заказать штурмовик-биплан той же конструкции. Исходя из этих требований, Юнкере спроектировал самолет J-4, который, в отличие от предшественника, имел обшивку из гофрированного дюраля и на плоскостях крыльев, и на фюзеляже. Его мотор мощностью 200 л. с. и экипаж были помещены внутрь бронированной капсулы с 5-мм стенками из хромоникелевой стали. Самолет получился настолько удачным, что на 15 лет стал визитной карточкой компании «Юнкере».
Первый полет J-4 состоялся 27 января 1917 г., и по его результатам летательный аппарат был выбран для использования в качестве «пехотного» самолета. Однако приступить к его выпуску Юнкере не смог: он был талантливым конструктором, но совершенно не имел опыта массового производства. В результате инспекция ВВС Германии решила объединить силы Юнкерса с одним из наиболее опытных авиаконструкторов — Энтони Фоккером. 20 октября 1917 г. была образована их совместная компания, в стенах которой родилось множество интересных моделей, таких как, например, одноместный истребитель J-9 и штурмовик J-10.
С окончанием Первой мировой войны Юнкере переключился на работу над коммерческими летательными аппаратами. Наиболее совершенный гражданский самолет «Юнкере» Ju.52 был создан фирмой в 1931 г. Первоначально он действительно был просто транспортным и пассажирским, причем имел очень неплохой показатель скорости для пассажирского самолета того времени. Поэтому неудивительно, что уже к 1937 г. «Юнкерсы» эксплуатировались в 27 авиа-компаниях мира.
Фюзеляж Ju.52 был достаточно широким для транспортного самолета и имел прямоугольное сечение с закругленным верхом. Он был целиком изготовлен из металлических профилей и труб. Для удобства транспортирования фюзеляж мог быть разобран на три части.
Грузовой салон самолета имел объем, равный почти 20 м2. Под него была отведена большая часть фюзеляжа. При необходимости грузовой салон превращался в пассажирский, рассчитанный на комфортабельный перелет 17 человек. Кроме того, самолет мог использоваться в качестве медицинского, и в таком случае в его грузовом салоне способны были разместиться 13 больных (раненых) на носилках и один сопровождающий их медработник или соответствующий груз. В грузовой салон и кабину пилотов вела специальная дверь. При использовании самолета в десантных операциях через нее осуществлялись выброска парашютистов и сброс грузов.
Самолет был снабжен трехстоечным колесным шасси. Оно имело гидропневматическую амортизацию, а колеса основных стоек были снабжены тормозами. В связи с тем, что шасси было не убирающимся в полете, колеса и стой-ки, как правило, закрывались специальными обтекателями. Была предусмотрена возможность в случав необходимости использовать вместо колес поплавки или лыжи.
Следует отметить, что Ju.52 на пассажирских трассах удалось проработать очень недолго. После прихода к власти Адольфа Гитлера (1933 г.) на Ju.52 обратили внимание и военные. Эта надежная машина с достаточной скоростью и большой полезной нагрузкой уже в 1934 г. была превращена в бомбардировщик. Для этого изначально чисто гражданский самолет вооружили пулеметами и оснастили бомбодержателями.
Совместно с такими же бывшими гражданскими самолетами Ju.86 и Do. 17 бомбардировщики Ju.52 находились на вооружении эскадрильи легиона «Кондор», печально известного по своему участию в событиях Гражданской войны в Испании. За период боев пилоты эскадрильи налетали более 13 000 и сбросили более 6000 т бомб. Кроме того, они сильно повлияли на исход этой войны, когда по организованному с их помощью «воздушному мосту» между Испанией и Африкой за считаные дни было переброшено из Марокко на помощь путчистам почти 50000 пехотинцев. Только в середине Второй мировой войны, когда на вооружении люфтваффе уже было достаточно современных бомбардировщиков, самолеты Ju.52 начали использоваться по прямому назначению — перевозка и десантирование войск и грузов.
Кроме заводов компании «Юнкере» самолет производился с 1942 г. на французском предприятии «Амиот», также некоторое количество аппаратов было собрано в Венгрии и Румынии. В результате суммарное производство Ju.52 достигло почти 5000 экземпляров.
Технические данные «ЮНКЕРС» JU.52
Двигатель 3*725 л. с.
Размеры:
длина х размах 18,90 м х 29,25 м
Взлетная масса 10 500 кг
Максимальная скорость 275 км/ч
Потолок 5900 м
Дальность полета 1300 км
Вооружение 2х7,92 мм пулемет
(в варианте бомбардировщика) 600 кг бомб
Экипаж 3 чел.
в варианте бомбардировщика 4-5 чел.