Изменение технического регламента, внесенное FIA во время летнего перерыва в Формуле 1, вызвало ажиотаж среди слухов. Речь идет о запрете асимметричных тормозных систем.
После недавнего заседания Всемирного совета автоспорта, на котором был одобрен ряд пересмотренных и будущих правил, добавленный пункт, касающийся тормозных систем, вызвал много разговоров.
Измененная статья 11.1.2 Технического регламента Формулы 1 содержала новый текст, выделенный жирным шрифтом: «Тормозная система должна быть спроектирована так, чтобы внутри каждого контура силы, действующие на тормозные колодки, были равны и действовали как противоположные пары на конкретный тормозной диск. Любая система или механизм, который систематически или намеренно создает асимметричные тормозные моменты на конкретной оси, должны быть запрещены».
Характер этого изменения правил в середине сезона – что бывает редко – вызвал волну слухов о том, что FIA, возможно, отреагировала на систему, которую одна или несколько команд могли использовать в этом сезоне.
В адрес «Red Bull» даже звучали дикие обвинения в том, что падение в скорости после Гран-при Майами может быть связано с потенциальным запретом системы, которую они, возможно, использовали. Некоторые даже утверждали, что с этим могла быть связана неудача Макса Ферстаппена на Гран-при Австралии.
Однако реальность совсем иная, как пояснили высокопоставленные источники в FIA: изменения были вызваны вовсе не тем, что команды сейчас делают. Речь шла больше о том, чтобы сделать правила ориентированными на будущее.
Представитель FIA заявил: «Неправда, что какая-либо команда использовала такую систему». Так что же на самом деле происходило?
В конечном счете, эта корректировка мало что делает для изменения законности асимметричных тормозных систем. Скорее, изменения, внесенные FIA в статью 11.1.2 Технического регламента, дополняют первоначальный текст, который просто подразумевал, что силы, действующие на тормозные колодки, должны быть равны с обеих сторон суппорта. Новый дополнительный текст запрещает тормозному контуру, как спереди, так и сзади, создавать асимметричные тормозные моменты.
Это запрещает то, что обычно называют системой «управляемого тормоза», в которой одно колесо, обычно внутреннее, тормозится с большей тормозной силой, чем внешнее, чтобы лучше сбалансировать и контролировать машину.
Однако, по данным источников FIA, изначально сформулированного правила уже было достаточно, чтобы объявить любую асимметричную тормозную систему незаконной. Скорее, настоящая мотивация изменения правил заключалась в том, чтобы очистить правила к 2026 году и прояснить, что разрешено, а что нет.
В рамках продолжающихся обсуждений по разработке правил 2026 года была добавлена формулировка, полностью запрещающая асимметричные тормозные системы. А по просьбе команд, которые хотели гарантировать, что никто не попытается эксплуатировать малейшие серые зоны до 2026 года, новый пункт также был включен в регламент на сезоны 2024 и 2025 годов.
Так называемые устройства «тормозного управления» не являются чем-то новым в Формуле 1. Известна система «McLaren» 1997/98 года, известная как «Fiddle Brake», которая использовала дополнительную педаль тормоза для передачи тормозного усилия только на одну сторону машины.
Такие устройства, конечно, по-прежнему запрещены, на что распространяются изменения правил, внесенные в то время и теперь в статью 11.1.3: «За исключением системы, упомянутой в статье 11.6, запрещено любое устройство, способное изменить конфигурацию или повлиять на работу любой части тормозной системы».
Если бы команда использовала тормозную систему, нарушающую первоначальные правила, изменение правил в сезоне не было бы первым шагом. Вместо этого FIA, вероятно, издала бы техническую директиву, которая была бы доведена до всех команд и предупредила бы участников о возможных нарушениях.