От автора: цикл статей о полезности библиотерапии.
Библиотерапия, или книготерапия – это лечение с помощью книги, художественной литературы, произведений разных жанров. Каждый человек соприкасается с книгами по двум потребностям: 1. Во время обучения; 2. Интерес к чтению; Можно получать из книг ответы на свои вопросы. Можно использовать книги в качестве самотерапии и извлекать из них полезные ресурсы. Вариантов работы с литературой множество.
Самый первичный и действенный метод полезного чтения – это составление читательской автобиографии. Она покажет Вам периоды чтения и все те перемены, которые происходили тогда в вашей судьбе. Чем интересна данная биография? Тем, что вы сможете выявить круг книг для чтения и отсортировать разовые, учебные, зачитанные до дыр, настольные книги и руководства. Обычно мы возвращаемся к тем книгам, которые нас вдохновляют, мотивируют, бодрят, либо герои и их судьбы созвучны нам.
Возможно ли изменить сценарий своей жизни с помощью героя вашей настольной книги? Только меняя отношение к самому к себе, к окружающим вас людям, к ситуации, к событиям прошлого. Как это осуществить, если всё давно запрограммировано, закодировано, закапсулировано в памяти и закрыто на 100 замков в теле человека? Нужно помнить о долговечности эмоций и что с ними можно работать. Ваш герой, его пример поведения, образец жизни – это всего лишь формула, по которой человек делает выборы и принимает решения.
Что здесь превалирует, логика, математика, мысли, чувства, эмоции, реакции, поведение, поступки? Нужно исследовать конкретную ситуацию – приключение, зону жизни, в которой оказывается ваш персонаж, и какие уроки он извлекает из данного квеста. Перед Вами несколько автобиографий, которые отсчитывают развитие читателей от 0 – по настоящее время. Сначала детям читали книжки взрослые и таким образом приобщали их к чтению. Так как дети маленькие, то первичный выбор делали за них их родители, бабушки, дедушки. Когда дети становились постарше, то их сёстры и братья, будучи юными подростками, предлагали им книгу по содержанию и краткой истории. Расширялось пространство вариантов выборов и развитие чтения детей.
Дети становились старше, узнали алфавит, обучились технике написания букв, научились читать и выговаривать все 33 штуки. Тогда они смогли уже самостоятельно сделать выбор настольной книги. Однако интересы каждого из предков уже оказали своё неизгладимое влияние на чтение детей. Мы любим читать книги, которые нам кто-то читал в детстве. Возможно, это ностальгия и позитивные воспоминания о том времени, когда всё было хорошо. Получается, что книги выбирали не мы себе, героев выбирали не мы, события книги нравились не нам. Нам невольно навязывают свои собственные интересы окружающие нас люди: семья, воспитатели детского сада, учителя школы, посторонние, коллеги, друзья. Какие выводы мы можем сделать? Почему чужие сценарии косвенно или напрямую влияют на нас и нашу жизнь? Что нас побуждает к какому-либо действию?
*фото автора Ю. В. Ворониной
Автор: Юлия Вадимовна Воронина
Специалист (психолог), Арт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru